Как правильно начинать дуа, чтобы оно было принято

15 Август 2022
24888

Кто из вас пожелает обратиться к Аллаху с мольбой, пусть начнёт с этого…

Среди деяний верующего дуа занимает особое место. Указания обращаться с мольбами к Всевышнему и примеры множества дуа встречаются в Священном Коране и в благородных хадисах Пророка ﷺ. Как говорил Посланник Аллаха ﷺ, дуа представляет собой оружие мусульманина.

В самом общем понимании дуа – это мольба, обращённая к Аллаху, которая включает в себя любую просьбу о помощи или защите. Обращаясь с разными просьбами к своему Господу, человек прежде всего признаёт свою беспомощность как перед жизненными трудностями, так и перед самим Господом. Ведь он обращается к своему Творцу за поддержкой, признаваясь в собственной слабости и уповая на Его могущество.

Дуа считается одной из форм поклонения Всевышнему Аллаху. Человек, обращающийся с просьбой к Создателю, подтверждает этим свою веру в то, что лишь Всевышний может дать человеку всё то, в чём он нуждается, что Он – Единственный, на Кого надлежит полагаться и к Кому нужно обращаться с молитвами.

Всевышний Аллах любит тех, кто часто обращается к Нему с мольбами и просит у него о своих нуждах в этом мире и в мире дольном. Он повелел своим рабам возносить дуа и обещал отвечать на них.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ

(смысл): «И сказал ваш Господь, Всевышний Аллах: "Взывайте ко Мне (обращайтесь с мольбой ко Мне), и Я отвечу вам (дам то, что вы просите)"». («Сафват ат-Тафасир», сура Гафир: 60)

От Абу Саида (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

‌مَا ‌مِنْ ‌مُسْلِمٍ ‌يَدْعُو ‌بِدَعْوَةٍ ‌لَيْسَ ‌فِيهَا ‌إِثْمٌ ‌وَلَا ‌قَطِيعَةُ ‌رَحِمٍ إِلَّا أَعْطَاهُ اللهُ إِحْدَى ثَلَاثٍ، إِمَّا يُعَجِّلُ لَهُ دَعْوَتَهُ، وَإِمَّا أَنْ يَدَّخِرَهَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ، وَإِمَّا أَنْ يَدْفَعَ عَنْهُ مِنَ السَّوْءِ مِثْلَهَا

«Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой о том, в чём нет ничего греховного и что не повлечёт за собой разрыв родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трёх: либо на его мольбу сразу же будет дан ответ (уже в этой жизни), либо Аллах сделает её запасом для него в Ахирате, либо Аллах защитит его от зла, равного по величине тому, о чём он просит». (Имам Ахмад, 11133; Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 1090)

Каждому, кто обратился к Всевышнему с мольбой, следует терпеливо ждать ответа на свои дуа. Ведь и это ожидание является одним из видов поклонения. Чем дольше и труднее для раба ожидание ответа от Всевышнего, тем ближе он к Нему.

Если верующий возносит дуа с надеждой на принятие и получение вознаграждения за него, то ему следует начать со слов восхваления Всевышнего Аллаха: «Аль-хамду ли-Лляhи Раббиль-‘алямин», затем прочитать салават Пророку Мухаммаду ﷺ: «Аллаhумма салли ‘аля Мух'аммадин ва аля али Мух'аммадин ва саллим».

От ‘Амра ибн Малика передаётся, что он слышал, как Фазаля бин ‘Убайд (да будет доволен им Аллах) сказал:

سَمِعَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَجُلًا يَدْعُو فِي صَلَاتِهِ لَمْ يُمَجِّدِ اللَّهَ تَعَالَى، وَلَمْ يُصَلِّ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: عَجِلَ هَذَا، ثُمَّ دَعَاهُ فَقَالَ لَهُ: - أَوْ لِغَيْرِهِ - إِذَا صَلَّى أَحَدُكُمْ، فَلْيَبْدَأْ بِتَمْجِيدِ رَبِّهِ جَلَّ وَعَزَّ، وَالثَّنَاءِ عَلَيْهِ، ثُمَّ يُصَلِّي عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، ثُمَّ يَدْعُو بَعْدُ بِمَا شَاءَ

«Однажды Посланник Аллаха ﷺ услышал, как один человек во время своей молитвы обратился с мольбами к Аллаху, не восславив перед этим Всевышнего Аллаха и не обратившись к Нему с мольбами за Пророка ﷺ (не прочитав салават). Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Этот человек поспешил", после чего подозвал его к себе и сказал ему (или кому-то другому): "Когда кто-нибудь из вас пожелает обратиться к Аллаху с мольбой, пусть начнёт с хвалы своему Господу и Его восславления, потом пусть призовёт благословение на Пророка ﷺ, а уже потом просит, чего пожелает». (Абу Дауд, 1481; Тирмизи, 3477; Ибн Хиббан, 963)

Как видите, восхваление Всевышнего и чтение салавата Пророку ﷺ в начале каждого дуа имеет большое значение, ведь Посланник Аллаха ﷺ прямо указывает на это. Более того, от этого зависит вознесение наших дуа.

От Са‘ида ибн Мусайяба передаётся, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:

إِنَّ الدُّعَاءَ مَوْقُوفٌ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالأَرْضِ لَا يَصْعَدُ مِنْهُ شَيْءٌ، حَتَّى تُصَلِّيَ عَلَى نَبِيِّكَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«Поистине, мольба будет задержана между небом и землёй, и ни что из неё не вознесётся до тех пор, пока человек не обратится с мольбой за твоего Пророка ». (Тирмизи, 486)

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Азкар», а также Тирмизи в своём сборнике «Сунан» приводят этот хадис как цитату ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), без упоминания Посланника Аллаха ﷺ, однако имам Ас-Суюти в своей книге «Аль-Хави ли-ль-Фатава» пишет об этом следующее:

«Аль-Хафиз Абу Аль-Фазль Аль-‘Ираки в своей книге "Шарх Ат-Тирмизи" сказал: "Даже если этот хадис о том, что мольба будет задержана между небом и землёй, и ни одно слово из неё не вознесётся до тех пор, пока человек не обратится с мольбой за Пророка ﷺ, переданный автором (Тирмизи) от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), и останавливается на сподвижнике (мавкуф), то подобное не говорят, основываясь на своём мнении, поскольку это относится к числу откровений.

Следовательно, у этого хадиса статус восходящего (марфу‘) к Пророку ﷺ, как ясно высказались многие имамы, хадисоведы и учёные усуля. Одним из этих имамов является и Аш-Шафи‘и (да будет доволен им Аллах), в некоторых в своих книгах прямым текстом указавший на это».

Этот хадис также указывает на желательность возносить салават Пророку ﷺ как в завершение дуа, так и в его начале. Поэтому тому, кто обращается с мольбами к Всевышнему, следует завершить своё дуа чтением салавата.

Имам Мулла Али Аль-Кари, комментируя этот хадис в своей книге «Миркат аль-Мафатих шарх Мишкат аль-Масабих», пишет следующее:

«Шейх Абу Сулайман Ад-Дарани сказал: "Когда ты просишь у Всевышнего Аллаха об исполнении нужды, начни с вознесения салавата Пророку ﷺ, а потом проси всё, что ты желаешь. И заверши дуа салаватом Пророку ﷺ, ибо Всевышний Своей милостью принимает оба салавата, и Он так щедр, что не отвергнет просьбы, высказанные между ними"».

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.