Можно ли совершать намаз сразу после азана?

29 Март 2024
3768

Для совершения всех пятикратных ежедневных обязательных намазов установлены определённые отрезки времени. Шариат указал точное начало и конец всех этих отрезков. В начале этого отрезка времени обычно и оглашается азан.

С началом оглашения азана наступает отрезок времени, отведённый для совершения того или иного намаза. В принципе, начинать намаз можно вместе с началом оглашения азана, но это крайне нежелательно. Поэтому верующему следует подождать хотя бы завершения азана.

Стоит отметить, что оглашение азана не является условием наступления времени того или иного намаза, напротив, наступление времени намаза является условием для оглашения азана.

Следовательно, если азан оглашается раньше или позже наступления времени намаза, для совершения намаза во внимание берётся не сам азан, а именно момент наступления периода. То есть оглашение азана принимается как сигнал о начале времени намаза только тогда, когда он звучит своевременно.

Своевременное совершение намаза имеет большое значение для верующего. Более того, его совершение в начале отрезка времени, отведённого для него, ставится особенно высоко, и верующий за это получает большое вознаграждение.

От Абу ‘Амра аш-Шайбани передаётся, что ‘Абдуллах Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал:

سَأَلْتُ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم: أَيُّ الْعَمَلِ أَحَبُّ إِلَى اللهِ؟ قَالَ: الصَّلَاةُ عَلَى وَقْتِهَا

«Однажды я спросил Посланника Аллаха ﷺ: “Какие деяния Аллах любит больше всего?” Он сказал: “Совершаемый своевременно намаз”». (Бухари, 527; Муслим, 85)

В той версии этого хадиса, которую передаёт имам Ахмад, Тирмизи и другие от Умму Фарвы (да будет доволен ею Аллах), сообщается, что Посланник ﷺ сказал:

إِنَّ أَحَبَّ الْعَمَلِ إِلَى اللهِ عز وجل تَعْجِيلُ ‌الصَّلَاةِ ‌لِأَوَّلِ ‌وَقْتِهَا

«Поистине, самое лучшее деяние — это намаз, совершённый в начале отведённого для него отрезка времени». (Имам Ахмад, 27105; Тирмизи, 170)

Из этих и других хадисов вытекает, что самым ценным временем для совершения каждого обязательного намаза является начало его времени‚ когда человек убедился в наступлении отрезка времени, отведённого для совершения этого намаза, с добавлением времени, которое нужно для совершения необходимых действий и соблюдения условий намаза: очищения, омовения, укрытия аврата, совершения ратибатов и т. п.

Если после оглашения азана в мечети до икамата пройдёт время, пока люди соберутся на джамаат-намаз, это не повредит самому ценному времени для его совершения, если пауза не будет слишком долгой.

Авторитетный учёный шафи‘итского мазхаба Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет об этом:

«Желательно возносить дуа между азаном и икаматом, ибо дуа в этот момент не отвергается Всевышним, как указывает достоверный хадис. Муэдзину, а также другим присутствующим после оглашения азана и до завершения намаза нежелательно без уважительной причины не выходить оттуда, где совершается джамаат-намаз (то есть из мечети).

Желательно также отложить оглашение икамата на время, в течение которого собираются люди на джамаат-намаз, кроме вечернего (магриб) намаза, ибо относительно отрезка времени, отведённого на совершение вечернего намаза, между учёными имеется серьёзное противоречие, так как этот период времени длится очень недолго.

Исходя из этого, учёные единогласны во мнении, что нежелательно (караха) откладывать вечерний намаз с начала отрезка времени, отведённого на его совершение, на более поздний срок».

Имам Абдулхамид аш-Ширвани в своём субкомментарии к книге имама Ибн Хаджара «Тухфат аль-Мухтадж» в качестве дополнения к словам автора пишет следующее:

«Мне задали вопрос относительно имамов, которые спешат совершить джамаат-намаз сразу после наступления времени этого намаза (сразу после азана) и не ждут, пока в мечети соберутся жители квартала, которые хотели бы совершить джамаат-намаз. 

Доводом в пользу своих действий имамы приводят обобщённый смысл слов имама Аль-Газали в книге "Ихья ‘улюм ад-Дин": “Имам должен заботиться о том, чтобы намаз был совершён в начале отрезка времени, отведённого для совершения этого намаза. И не следует ему откладывать намаз, ожидая увеличения количества молящихся”. 

На это я ответил, что после того, как имам убедился в наступлении времени намаза, и после этого прозвучал азан (за исключением вечернего намаза), имаму желательно ждать столько времени, сколько обычно требуется для жителей квартала этой мечети, чтобы выполнить необходимые действия (условия намаза), предшествующие намазу: очищение, омовения, укрытие аврата, совершение ратибатов и сбор в мечети.

Время отличается в зависимости от площади квартала, с которого люди собираются в эту мечеть. После окончания этого периода времени имам начинает совершать намаз с теми, кто уже прибыл в мечеть, каким бы малым ни было количество прихожан. Имам после этого не должен ждать никого, каким бы знатным и учёным ни был этот человек. Ждать — нежелательно (караха).

Что же касается вечернего намаза, то его следует совершить, убедившись в наступлении его времени и окончании периода, необходимого на оглашение азана и совершение ратибатов для тех, кто присутствует там (в мечети), не ожидая других.

Это (то, что я привёл выше) есть краткое содержание того, что приводится в таких книгах, как "Тухфат аль-Мухтадж", "Нихаят аль-Мухтадж", "Асна аль-Маталиб" и "Мугни аль-Мухтадж". Это смысл подразумевается и под обобщающими слова имама Аль-Газали в книге "Ихья ‘улюм ад-Дин".

Для вышеуказанных действий, которые необходимо совершить между азаном и икаматом, за исключением вечернего намаза, обычно требуется не менее четверти часа (15 минут).

Следовательно, имаму желательно ждать людей четверть часа, если это не вечерний намаз. А если площадь квартала этой мечети так велика, что для сбора молящихся в мечети требуется больше четверти часа, то желательно скорректировать время в зависимости от обширности квартала, но таким образом, чтобы намаз был полностью завершён до окончания фазиля (отрезка времени, в течение которого совершение намаза вознаграждается больше всего)».

Из всего вышеприведённого вытекает, что намаз можно совершить сразу после азана, но лучше отложить его на время, необходимое для совершения предшествующих намазу действий. Что же касается коллективного намаза в мечети, то желательно ждать, пока соберутся люди для совершения намаза с большим количеством прихожан.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.