Знай, что время является капиталом раба Аллаха, и если он тратит минуты, часы, дни на то, что его не касается, и не использует их для того, чтобы получить награду в мире вечном, значит, он растрачивает свой капитал даром. Поистине наилучшее из деяний рабов Творца – это предостережение языка от всех запретных разговоров и ведение дозволенных речей, в которых нет вреда для самих себя и для всех мусульман. И всё-таки, возможно, раб Создателя окажется человеком, ведущим разговор о тех вещах, от которых ему нет пользы.
Воистину этот человек тратит время впустую, и в Судный день за этот разговор с него будут брать спрос. Этот человек подобен тому, кто берёт себе бесполезные вещи, оставляя такие, в которых он нуждается. Если бы он вместо этого разговора поминал Всевышнего Аллаха, для него это было бы лучше. Ведь есть множество слов, произнеся которые человек может заполучить дворец в Раю. Допустим, что у одного человека есть возможность взять драгоценные камни (жемчуг, алмаз, рубин), но вместо них он возьмёт простые камешки, от которых ему нет ни малейшей пользы, – какую оценку можно дать такому человеку? Это пример человека, который, оставив поминание Всевышнего, ведёт бесполезные, не касающиеся его разговоры. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Отказ человека заниматься всем тем, что его не касается, является одним из указаний на то, что Ислам его хорош» (Ахмад, ат-Тирмизи).
Также приведён хадис, в котором говорится, что во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в бою при Ухуде был убит некий человек. И кто-то сказал: «Поздравляю его с получением Рая». И тут Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Откуда тебе это точно знать? Может быть, он вёл разговор о том, что его не касается, и скупился отдать то, что не делает его богатым» (Ат-Тирмизи).
Однажды, когда Лукман аль-Хаким пришёл в гости к Пророку Давуду (мир ему), пророк изготавливал кольчугу. Лукман никогда не видел кольчугу, и она его очень удивила. Он захотел спросить о ней Давуда (мир ему), но мудрость Лукмана не разрешила ему излишне говорить, и он воздержался от вопроса. Когда кольчуга была готова, пророк надел её и сказал: «Да. Это кольчуга для войны». Тогда Лукман сказал: «Молчание – это мудрость, и мало кто ею пользуется».
Причиной, побуждающей человека вести такие разговоры, становится его желание знать о том, в чём он не нуждается, или проводить время, слушая рассказы о том, что не принесёт ему никакой пользы. Человек может избавиться от этого, если будет помнить, что смерть находится перед его глазами, что за каждое сказанное им слово с него будут спрашивать. Он должен помнить, что время является для него начальным капиталом, а язык – сетью, с помощью которой он может поймать хорошую добычу (райских гурий), тогда как если он не будет принимать это во внимание, то понесёт явные убытки.