Так будь же деликатным…

22 Сентябрь 2014
1544

Мы часто рассказываем о различных чертах характера, требуемых высокими нравами Ислама, и о том, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижники, табиины и лучшие представители уммы проявляли такие черты характера.

Среди них есть такая черта, о которой многие полагают, что она не имеет отношения к Исламу. К сожалению, до сих пор очень многие полагают, что Ислам - это только поклонение или нечто, заключенное в стенах мечети, воспринимают нашу веру и самих мусульман, как людей «нецивилизованных», полагая, что «культура и цивилизация исходят только от Запада». Поэтому, чтобы показать несостоятельность этих утверждений, и раскрыть, каковы на самом деле нравы в Исламе, мы расскажем о таком качестве характера мусульманина, как деликатность, по-арабски - “аз-заук”. «Рабы Милосердного Аллаха - те, что ходят по земле смиренно, спокойно, с опущенной головой, чуть торопясь, не оглядываясь по сторонам, а когда невежды задевают их посторонними, глупыми вопросами, они улыбаются и говорят “салям”» (сура «аль-Фуркан», аят 63)Если дать несколько определений этому понятию, то “заук” – это тактичность, деликатность, умение прочувствовать ситуацию или почувствовать состояние человека глубоко, правильно и сделать соответствующий шаг, произнести соответствующее слово, создать соответствующую обстановку, ситуацию, чтобы при общении людей ни тот, ни другой не почувствовал себя ущемленным, не оказался в неудобном положении.

Это качество проявляется по-разному: бывают ситуации, когда его нужно проявить в отношениях с родителями. И речь идет не о благодеянии, не о добром отношении к ним, а о чуткости, внимательности, деликатности.

Деликатное отношение к родителям

Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) жил человек по имени Алкамат, известный набожностью и тем, что очень много молился, соблюдал посты и т. д. И вот однажды его жена обратилась к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с просьбой прислать к Алкамату людей для внушения ему шахады (свидетельство, что «нет божества, кроме Единого Аллаха и Мухаммад - Его Посланник»), так как Алкамат находился при смерти. Известно, что если человек, находясь при смерти, произнесет это свидетельство (шахаду), то он спасется от Ада в будущей жизни. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил к Алкамату троих сподвижников, и те стали внушать ему свидетельство Шахады, но язык умирающего Алкамата уже не шевелился, как будто его что-то сдерживало. Сподвижники вернулись к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), желая узнать, как поступить. И тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил:

- Есть ли у него родители?

- Да, есть престарелая мать, - был ответ.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) попросил ее прийти, если она может, а если не может, сказал, что он сам придет. Она пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). И когда ее спросили о сыне, она сказала, что сердится на него за то, что тот не слушался ее, потакая жене. “Когда он приносил домой фрукты, прятал их от меня и нес жене и детям”.

- Вот что держит его язык, - сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и обратился к женщине с просьбой, чтобы она простила сына. Женщина ответила, что от обид, нанесенных сыном, ей трудно это сделать. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал собрать побольше дров.

- Для чего? - спросила мать.

- Я хочу сжечь Алкамата на костре, - был ответ Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Тогда мать в волнении воскликнула:

- Как же я вынесу, если на моих глазах будут сжигать сына!

- Но ведь огонь Ада еще сильнее, - ответили ей.

Тогда она при всех простила сына. И только после этого ее умирающий сын Алкамат смог произнести формулу свидетельства исламской веры - шахаду.

Многие в наше время поступают так, считая, что родителям, старикам уже не нужно внимание, забывая или не зная, что они очень тонко чувствуют и воспринимают такие вещи и с возрастом сердца людей становятся ранимыми, как у малолетних детей. Их легко обидеть и даже мелочи могут ранить их сердца - поэтому нужно быть с ними очень вежливыми и деликатными, больше уделять им внимания.

Посланник Аллаха (да благословит его и приветствует) рассказывает о человеке по имени Джурайдж, который очень усердствовал в поклонении Всевышнему. У него была комната, где он совершал богослужение. И однажды туда подошла мать, чтобы позвать его, а он в это время находился в состоянии молитвы. Услышав ее голос, он стал выбирать: мать или молитва? И отдав предпочтение молитве, не отозвался на ее зов - и мать, расстроившись, ушла. На следующий день картина повторилась, а когда он не откликнулся на третий раз, она взмолилась: “О Аллах, пусть он не покинет этот мир, не будучи испытан прелюбодейкой!”. И Джурайдж, действительно, связался с прелюбодейкой, беременной от другого человека. Она навела на Джурайджа поклеп и обвинила его в том, что беременна от него. Он с трудом выкрутился из такой ситуации и, поняв, откуда исходят эти беды, попросил прощения у матери.

Все эти рассказы должны стать уроком молодым людям, которые все время заняты, и, зная, что дома ждут родители, задерживаются… пусть даже и в мечетях. Им лучше своим присутствием обрадовать родителей и разделить с ними радость!

Эти истории также обращены к девушкам, которые часами напролет болтают по телефону с подружками, а посидеть с матерю у них не хватает времени.

О деликатности также говорит аят Корана (смысл): О, уверовавшие, те, которыми овладели ваши десницы (имеются в виду рабы), и те, которые еще не достигли совершеннолетия! Пусть, они прежде чем войти в вашу комнату, трижды попросят разрешение войти к вам в покои” (сура «ан-Нур», аят 58).

Также говорится о времени, когда нужно спросить разрешения, чтобы войти в комнату: до утреннего намаза, во время обеденного зноя, когда с себя снимают одежду, и после ночного намаза.

Когда был ниспослан этот аят, некий человек недоумевал, зачем он должен просить разрешения, прежде чем войти к матери, и спросил у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Неужели я должен спрашивать разрешения, прежде чем войти в комнату матери?”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил, что да - должен. После этого он и в третий раз задал тот же вопрос. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отвечал: “Ты хочешь застать свою мать обнаженной?”, на что тот ответил: «Конечно же, нет», и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Тогда проси разрешения!”.

Деликатное отношение к жёнам

В супружеских отношениях деликатность также нужна, и проявлять ее следует очень красиво. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Лучшая милостыня - это кусок еды, который муж кладет в рот супруге”. Дело не в том, чтобы муж давал ей милостыню - вопрос в том, как это сделать с нежностью и с любовью.

Надо гордиться, что в нашей религии такие нравы, и именно от нас Запад заимствовал такие качества. Вот еще один пример. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Марийи, а она была из Египта. А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знал, что там обильная растительность, очень живописно и красиво, но место, где жил сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), это пустыня, и все его жены жили в пустынных условиях Хиджаза. Когда же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Марийи, он поселил ее в районе «авали», который отличался живописностью - этот район напоминал ей место, где она жила раньше. Так было сделано, чтобы не расстраивать ее, чтобы она не томилась, не тосковала по родине и чувствовала себя вполне комфортно.
Однажды Аиша (да будет доволен ею Аллах) повысила голос на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Дело, конечно, неслыханное, и Абу Бакр (ее отец, да будет доволен им Аллах), который никогда себе этого не позволял, как и никто из сподвижников, услышал это, подошел к ней и хотел ударить. И он уже замахнулся на нее рукой, и тут же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стал между ними. Аиша испытала большой стыд за то, что отец хотел ее ударить, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы это чувство снять, сказал ей: “Ты видела, как я тебя защитил, ты видела, как я стал между вами?”, то есть, он в такой манере ей это преподнес, что она тут же забыла об этом напряжении!

В другой ситуации, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сидел вместе с Аишей (да будет доволен ею Аллах), и она рассказывала ему 10 супружеских историй. Одна из них была о человеке по имени Абу Зар. Была у него жена Умму Зар, и они жили в такой гармонии, что прожили вместе великолепные, счастливые дни, однако, он с ней развелся. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), возможно, заметив в ее душе тревогу, сказал: “Я буду относиться к тебе так, как относился Абу Зар к своей супруге, однако, я не дам тебе развод”.

Также поступал один из величайших сподвижников Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), который еще при Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) обладал колоссальными знаниями, и сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) молился о нем: “О Аллах! дай ему понимание в религии!”. Он говорил о семейных отношениях так: “Я люблю приукрашиваться для супруги, также люблю, чтобы и жена приукрашалась для меня”. Обычно бывает так: мужчина хочет видеть жену красивой, ухоженной, но забывает, что и она хочет видеть его таким же.

Деликатность очень хорошо проявляется, когда мы идем в гости или возвращаемся домой: даже если есть ключ от дома и вы при этом знаете, что дома сидит супруга, желательно не открывать сразу дверь, не входить в дом, а сначала постучаться, и тем самым дать какое-то время жене привести себя в порядок. Такое поведение дает также жене понять, что он вовсе не подозревает ее в чем-то.

Различные примеры проявления деликатности

Деликатность проявляется даже в походке. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ходил так, что это был не бег, но и не было «развязной походкой». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ходил быстро, но не настолько, чтобы это можно было бы назвать какой-то «несерьезной походкой». Естественно, и нам нужно обретать такие качества, будучи внимательными даже к своей походке. В Коране Всевышний говорит (смысл): «Рабы Милосердного Аллаха - те, что ходят по земле смиренно, спокойно, с опущенной головой, чуть торопясь, не оглядываясь по сторонам, а когда невежды задевают их посторонними, глупыми вопросами, они улыбаются и говорят “салям”» (сура «аль-Фуркан», аят 63). Этот аят о людях, которые находились за покоями Пророка (да благословите его Аллах и приветствует) и звали его, крича при этом. Это очень расстраивало Пророка (да благословите его Аллах и приветствует) и было некрасиво. Аллах ниспослал этот аят (смысл): “А если они проявили бы немного терпения, пока ты выйдешь к ним, это было бы лучше для них” (сура «аль-Худжрат», аят 5). Тот аят можно применить к нашим современникам, которые подъезжают к многоэтажным домам, включая громко музыку, или сигналят, чтобы вызвать товарища, забывая о том, что в доме могут жить больные люди, дети, которые спят и т. д. С точки зрения исламской нравственности, лучше подняться или позвонить по телефону, а не беспокоить весь двор.

Очень хорошим проявлением нравственности является уступчивость. В Коране Всевышний говорит (смысл): “О, уверовавшие! Когда вас просят подвинуться, уступить место, уступите место и тогда Всевышний тоже откроет простор (речь идет о милости Аллаха)” (сура «аль-Хадид», аят 11). Однажды, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находился в мечети, и там было достаточно свободного места, зашел один из сподвижников, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал такой жест, как будто он подвинулся, и когда его спросили: “О, посланник Аллаха, зачем ты двигаешься, ведь в мечети достаточно места?”, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Каждому мусульманину следует, увидев брата, который заходит к нему, подвинуться”. Такое же отношение нужно проявлять и на дорогах, нужно уступать друг другу, не занимать крайнюю левую полосу и ехать очень медленно.
Есть еще очень много историй из жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников, табиинов и духовных наставников, которые проявляли тактичность и деликатность. Проявляли их настолько, что люди поражались, есть ли такое в Исламе! Да, это из Ислама - вся культура, цивилизация почерпнута из этой религии.

Дай Аллах нам способности перенять эти качества: быть деликатными, чуткими, достойно относиться ко всем нашим братьям, и особенно к алимам, достойно себя вести по отношению к ним!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.