и предостережение их от заблуждения
Одной из обязанностей мусульман, которую должны они соблюдать между собой является наставление своего брата по вере на путь истины, когда он ошибается. Также следует напоминать и наставлять мусульман на совершение добрых поступков.
Наставление мусульман к правильному пути и предостережение их от заблуждения занимает очень значимое место в оздоровлении общества и укреплении единства.Давайте посмотрим, что говорится об этом в Священном Коране, в достоверных хадисах, преданиях поколений, живших, при Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и в последующие два поколения (салафунов) и поколений, живших после них (халафунов) и в книгах любимцев Аллаха, больших авлия.
Всевышний в следующем аяте Священного Корана говорит об обязанности мусульманам повелевать добром и остерегать от запретного (смысл): «Пусть будет из вас одна группа, которая призывает к добру и предостерегает от греховного, и она является овладевшей благами ахирата (потустороннего мира)» (сура «аль-Имран», аят 104).
В этом аяте Создатель прямо повелевает группе мусульман призывать своих братьев к добру и предостерегать их от запретного. Еще в этом аяте Творец указывает на получение благ ахирата (последний мир) этой группой людей.
В следующем аяте Аллах проклинает народ неуверовавший и не признавший пророков, которые были ниспосланы к ним Дауда (Давид) и Ису (Иисус). А причиной этому послужило то, что эти народы не призывали своих братьев к добру и не предостерегали их от совершения запретного (смысл): «Они (Бану Исраиль) не запрещали друг другу совершение запретного, о, какая мерзость в их поведении» (сура «аль-Маида», аяты 78,79).
Милостивый Аллах в еще одном аяте, восхваляя умму, упоминает призыв к добру и предостережение запретов (смысл): «Вы являетесь самой лучшей умой из всех людей, которых Я создал, которые призывают к добру и предостерегают от запретного» (сура «аль-Имран», аят 110).
Также в Священном Коране Всемогущий Аллах говорит (смысл): «Вы помогайте друг другу в совершении благих деяний и в предостережении от запретного, но не помогайте в совершении греховного и переходе границ, установленных Аллахом» (сура «аль-Маида», аят 2).
Господин всех творений Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по этому поводу говорит: «Все благие деяния по сравнению с джихадом на пути Аллаха малы, подобны капле по сравнению с океаном. А все благие деяния вместе с джихадом на пути Аллаха по сравнению с призывом к добру и предостережению от запретного подобны капле по сравнению с океаном».
Задумайтесь только о разнице между остальными благими деяниями и призывом к совершению добра и предупреждению запретного. Как же она велика!
Как же ему не быть таким высокочтимым, когда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уподобляет человека (который занимается призывом своих братьев к добру и предостережением от порицаемого, особенно в наше смутное время) тому, кто держит в руках горячий уголь. Так и призыв к добру вовсе не легкое дело.
Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), обращаясь к сподвижникам (сахабам), сказал: «Вы не сидите на дорогах, остерегайтесь этого!». Сахабы ответили, что им необходимо там сидеть, что это место их сбора и обсуждения дел. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: «Если вы не можете, то дайте тогда дороге ее дань». Тогда сахабы спросили, что это значит? И ответил им Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Данью дороги является сохранение взора от запретного, недопущение вреда и призыв к добру, и предостережение о запретном».
В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Вся речь детей Адама оборачивается им же во вред, кроме речей, произнесенных для призыва к добру, поминания Всевышнего и предупреждения запретного». Это еще раз подчеркивает значимость и необходимость исламского призыва.
Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О, посланник Аллаха, существует ли другой джихад, помимо джихада с неверными?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил ему: «У Всевышнего есть живые муджахиды, которые ходят по земле, получают удел от Аллаха, более почтенные, чем муджахиды, павшие на войне с неверными. Ими Всевышний гордится перед ангелами. Украшают для них Рай так, как украшалась Уммусалама для Пророка (мир ему и благословение Аллаха)».
И тогда, Абу-бакр (да будет доволен им Аллах) спросил: «Кто они, о, Посланник Аллаха?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это те, которые повелевают добром и предостерегают людей от запретного, испытывают взаимную любовь и уважение, основанные на искренних чувствах ради Всевышнего, а также ненавидящие искренне ради Аллаха, совершающих недозволенные поступки». Сверх этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в чьих руках мой нафс, один из этих рабов Аллаха находится в комнате (в Раю), которая стоит над домами шахидов. В эту комнату открываются 300 000 дверей, озаренных сиянием, украшенные яхонтом и изумрудом. Каждого из них женят на 300 000 целомудренных гуриях. Когда он посмотрит на любую из них, она напомнит ему тот день и то место, когда он велел совершать благое и предостерегал от запретного».
Подумайте, какое величие предписано нам Аллахом за направление людей на путь истины и удержание их от запретного!
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы не оставляйте призыв к добру, и не бросайте предупреждение запретного! Если оставите, то Всевышний даст власть над вами худшим и плохим. Когда хорошие начнут молить, их мольба не будет принята»
Если было бы это дело простым, легким, они бы не получали такое огромное вознаграждение. Значит, это занятие очень нелегкое, особенно в наше смутное время, когда мы можем подвергнуть риску не только наше имущество и здоровье, но и нашу жизнь.
В последнее время мы являемся свидетелями того, что многие мусульмане, алимы стали жертвами на пути призыва к добру и предостережения от злого. Такие шахиды, как муфтий Дагестана Саийдмухаммад-хаджи Абубакаров, зам. муфтия Дагестана Курамухаммад-хаджи Рамазанов, имам с. Губден Нурмухаммад-хаджи Гаджимагомедов, главный редактор «Махачкала-TV» Абдулла-хаджи Алишаев, зам. муфтия Ахмад-хаджи Тагаев и другие поборники Ислама, находившиеся с ними. Основной причиной, по которой на них поднялась рука врагов Ислама, явился их труд, направленный на совершение добра и предупреждение зла.
Передают от Хасана Аль-Басри (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самый достойный из моих шахидов тот, который ходил к царю-тирану, несправедливому, жестокому чиновнику (не боясь за свой нафс), повелевал ему делать добро и остерегал от запретного, и жестокий правитель убил его за это. Место этого шахида находится в Раю между Хамзатом - дядей Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), павшем в газавате Ухуд и Джахфаром - двоюродным братом Пророка (мир ему и благословение Аллаха)».
В хадисе, переданном Убайда бин Джаррахом, говорится: «Я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): О, посланник Аллаха, какой из шахидов самый достойный?». Пророк ответил: «Самый достойный из шахидов тот, который ходил к жестокому правителю, повелевал ему делать добро и предостерегал от запретного, и правитель убил его за это. А если его не убили, то после этого ему не записывают его мелкие плохие проступки, сколько бы после этого он ни жил)».
Мудрость заключается в том, что это занятие является очень трудным делом. Один из великих сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Хузайфат (да будет доволен им Аллах) сказал: «Наступят и такие времена, когда мертвый осел будет более любим людям, чем правоверный, повелевающий совершать добро и предостерегающий от запретов». На самом деле это так и есть, особенно в такие времена, как наши, когда преумножилось зло.
Один из больших авлия Каабуль Ахбар спросил Абу Муслима Аль-Хулани: «Какой у тебя авторитет в народе?». Он ответил, высокий. Тогда Каабуль Ахбар сказал: «В Таврате (Торе) не так написано». «А как же тогда написано?», – спросил его Абу Муслим. Кабуль Ахбар ответил, что «Когда человек повелевает делать доброе и предостерегает от греховного, он теряет авторитет в своем народе». – «В Таврате правильно сказано, а Абу Муслим неправ», – ответил он сам себе. Оказывается, на самом деле у Абу Муслима не было авторитета, хотя он ему вначале ответил, что есть.
Для наставления на правильный путь и предостережения от заблуждений существуют определенные условия и разные уровни. Если мы начнем работать без их соблюдения, то работа не продвинется вперед. Человек не получает вышеупомянутые вознаграждения и высокие положения в ахирате, и не будет никакого восприятия его наставлений людьми, ибо он сам не следует указанию.
Любой мусульманин, прежде чем предостерегать кого-либо, должен учитывать следующие три условия: Действие от которого предостерегают, должно быть греховным, будь то большой грех или малый. А от того, что не считается грехом в Исламе, мы не вправе предостерегать людей.
Грех должен быть открыто совершаемым. Следить за человеком и выявлять его грех, который он скрывает, Ислам категорически запрещает. Так как в Коране сказано (смысл): «Не следите друг, за другом, выявляя недостатки, грехи» (сура «аль-Худжра», аят 12).
Грех, о совершении которого предостерегают, должен быть известным, но не таким, который считают по определенному иджтихаду (мазхабу) греховным. Например, последователь мазхаба (правовой школы) имама Аш-Шафии не имеет права запретить последователям правовой школы имама Абу-Ханифы то, что не является запретным в мазхабе имама Абу-Ханифы. Что касается предостережения от греховного, считающегося таковым во всех четырех мазхабах, то в этом нет никакого запрета.
Формы предостережения от греховного:
- Аккуратное, спокойное, вежливое объяснение совершающему недозволенное, что этот поступок греховен в Исламе. Такой подход применяется к человеку, который не знает, что его поступок - грех.
- Предостерегать человека, совершающего грех, мягко, проповедью призывающей бояться кары Всевышнего. Так нужно поступать по отношению к человеку, который знает, что грешит, но все-таки делает это.
- Проявлять строгость, когда человек не принимает проповедь и игнорирует наставления. При этом необходимо соблюдать еще два правила этикета: первое – проявлять строгость только при крайней необходимости. Второе – при предостережении, чтоб говорил только правду и не переходил к слишком грубой форме.
- Противостояние силой человеку, совершающему грех. На применение таких мер предостережения не имеют права простые, обычные люди из-за вероятности появления смуты и беспорядка. Эта форма предписана только представителям власти.
У человека может сложиться и такое мнение: "Зачем вообще заниматься наставлением людей на благое и предостерегать от запретов? Ибо люди не хотят внять призыву, и нет пользы от этого, и не лучше ли нам будет, если мы промолчим?"
В качестве ответа на подобное суждение можно привести хадис, переданный от Айши (да будет доволен ею Аллах). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах погубил поселение, в котором находилось 18 000 праведников, деяния которых были подобны деяниям пророков». «Как же так, по какой причине?», – спросили сподвижники. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) им ответил: «У них не появлялся гнев ради Всевышнего (когда при них совершали грехи). Они не наставляли на совершение благого и не предостерегали от запретов».
Хадис с таким же смыслом передают от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Однажды спросили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Разве может быть погублено целое поселение, в котором находятся праведники?». «Да, может. Аллах наказывает всех, кто молчит и не обращает внимания на грехи, совершаемые другими по отношению к Создателю».
В другом хадисе, передаваемом от ибн Масуда, говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы не оставляйте призыв к добру, и не бросайте предупреждение запретного! Если оставите, то Всевышний даст власть над вами худшим и плохим. Когда хорошие начнут молить, их мольба не будет принята».
Если мы промолчим, видя совершение запретного, то нас всех постигнет беда.Здесь же возникает вопрос, а почему из-за одного грешника наказывают всех? Ответом на этот вопрос будет приводимый далее эпизод из жизни пророка Мусы (мир ему).
Однажды пророк Муса (мир ему) спросил Создателя: «В чем заключается мудрость того, что уничтожается весь народ из-за одного согрешившего?». Тогда Творец передал ему в откровении, чтоб он наступил на муравейник. И Муса (мир ему) наступил. Его нога покрылась муравьями, и один муравей укусил его. Тогда от боли пророк Муса (мир ему) хлопнул рукой по ноге, тем самым убив множество муравьев. Тогда Всевышний передал ему: «Вот так и Я тоже наказываю».
Да сохранит нас Аллах от такого наказания и даст силы повелевать добром и предостерегать от порицаемого! Амин.