Каждый год мусульмане поздравляют друг друга с наступлением месяца Рабби уль-аввал, в котором родился наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), и это продолжается до конца месяца. Радость умножает любовь ко Всевышнему и Его Посланнику (мир ему и благословение). Но любовь к Пророку (мир ему и благословение) необходимо проявлять не только в праздники и не только на словах. Она должна проявляться и в наших мыслях, и в деяниях, в отношении к родственникам, соседям, должна переполнять всю жизнь, и только тогда можно говорить, что в какой-то степени мы действительно любим нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Если же говорить о полноценной любви к нему, то мусульманин, испытывающий подобное чувство, в течение всей жизни не может отклониться даже на миллиметр от следования за Пророком (мир ему и благословение). Наша же жизнь подобна зигзагу, так как мы не усердствуем в следовании за Пророком (мир ему и благословение).
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что если человек объявил войну кому-либо из любимцев Аллаха (вали), то такому человеку Всевышний говорит: «Я объявляю тебе войну». Война, объявленная Господом, не похожа на войну, где, как правило, потери несут обе стороны. Война с Создателем всего сущего означает бесповоротное поражение Его раба, он единственный, кто несёт потери в этой войне. Ему изначально предписано поражение, так как все мы творения Всевышнего, а творение не может воевать против своего Творца.
Но очень важно уметь отличать истинного вали от лживого. Как сказал Абдуль-Хамид афанди, сегодня всякие безумцы стали авлия. То есть, многие, даже не имея представления об истинном смысле слова «вали» (любимец Аллаха), называют себя таковыми. В действительности вали – это человек, познавший Всевышнего. Причем, познание не взятое из слов и книг, а из размышлений о сыфатах (качествах) Аллаха, и постоянного поминания Его, после чего ему раскрылась истина Всевышнего. Познание Всевышнего является первым условием истинного вали, вследствие чего он на протяжении всей жизни не допустит ослушания Господа. Поступки и образ жизни такого человека соответствуют Шариату.
Второе условие, которое отличает истинного вали от лживого - постоянное служение Господу. В жизни, бывает, нахлынут чувства, и мы начинаем с ночи до утра совершать намазы, беспрерывно поминать Аллаха, но, совершив кое-как обязательный утренний намаз, ложимся спать. Это не является последствием приближения к Аллаху (мувазабат), так как оно заключается в постоянстве. Только у того, кто истинно познал Всевышнего, каждый день, час, и миг посвящен служению Аллаху.
Третье условие в том, что все благие деяния вали совершает не ради достижения каких-либо мирских целей, или из-за желания заслужить вечную жизнь в Раю, и не из-за боязни попасть в Ад. Все его деяния совершаются только ради довольствия Всевышнего. Человек может целыми днями совершать намазы, месяцами держать уразу, но его нельзя назвать мухлисом, так как мухлис - это тот, который осознал, что только Аллах достоин поклонения, даже если не создал бы ни Рая, ни Ада. То есть, если такого человека Всевышний известит, что ему уже дарован Рай, то любимец Аллаха также ни на миг не забудет о поклонении Создателю и по-прежнему будет совершать благие деяния ради Всевышнего.
Познание Аллаха и искреннее поклонение Ему подобно круговороту. Чтобы взрастить дерево, необходимо посадить сначала косточку. В плодах дерева такие же косточки, благодаря чему можно снова и снова взращивать такие же деревья. Так и человек через чистое и искреннее служение Всевышнему познаёт Его, а познание заставляет ещё более совершенствоваться в богослужении. Человека, живущего так, называют любимцем Аллаха, так как Он бережет этого человека и дарует ему победу.
Далее, как уже было сказано в хадисе, исполнение всех обязанностей, возложенных Всевышним на человека, приближают его к Создателю. В наше время среди мусульман, совершающих намаз, есть и такие, которые не принимают во внимание выплату закята, так как отдавать деньги из собственного кармана удаётся труднее всего. Также условием приближения ко Всевышнему является воздержание от запретного. Есть такие, которые, пропуская намаз, не соблюдая пост и так далее, утверждают, что их сердца чисты, ведь они никому не причиняют зла… Неправда! Чтобы человек был из числа верующих, обладающих полноценным иманом, необходимо соблюдение всех обязанностей, возложенных Создателем. Выполнение обязанностей говорит о том, что мы следуем повелениям Господа, уважаем Его повеления, тем самым возвеличивая Его и признавая свои недостатки, слабость, своё рабство по отношению к Творцу.
Наши мирские дела являются неким аналогом Ахирата. К примеру, для достижения каких-то мирских целей, человеку необходимо попасть на прием сначала к главе администрации, затем к главе района. Если же человек намерен достичь ещё больших результатов, то ему уже нужно приблизиться к главе республики. Таким образом, чем ближе человек к властьимущим, тем больше у него шансов достичь желаемого. Чем мы ближе к Аллаху, и к Пророку (мир ему и благословение), тем больше шансов на спасение в Ахирате. Поэтому необходимо стремиться не только к исполнению обязательных предписаний, но и совершенствовать само исполнение.. Совершая деяния, которые не обязательны, но желательны в Шариате, можно заслужить любовь Аллаха, таким образом приблизившись к Нему. Это приближение измеряется лишь глубиной познания, и насколько глубоко раб познаёт Создателя, настолько он и приближается к Нему.
Навафиль (желательные действия) бывают разных видов. К примеру, сегодня мы можем совершить много желательных деяний, имея на то достаточно времени, завтра же на благие поступки времени уже нет. Подобное отношение не приблизит нас к Всевышнему, так как самое любимое из наших качеств для Аллаха – постоянство. Таким образом, исполнение обязательных предписаний Шариата, а также постоянство в совершении желательного привлечет любовь Аллаха. Постоянное совершение желательных предписаний также является признаком любви к Пророку (мир ему и благословение).
Больше всего в этом помогает исполнение вирдов. Вирд – это обязанность каждый день в определённое время совершать зикр и читать салават на Пророка (мир ему и благословение). Лучший вирд тот, который мы получаем от шейхов. Если человек самостоятельно выбирает вирды, то существует опасность, что не будет постоянства в его исполнении – это уже закономерность. Среди ваххабитов, которые, как правило, отрицают посещение шейхов, всё же есть люди, которые признают, что, совершая вирды самостоятельно, через некоторое время прекращают совершать их.
Когда человек истинно любит Всевышнего, то начинает видеть то, что любит Аллах, предпочитает то, что предпочитает Аллах, отказывается от всего того, что запретил Господь.
В хадис-уль-кудси Всевышний Аллах говорит: «Если этот раб, которого Я полюбил, попросит Меня, Я обязательно дам ему то, что он попросит. Если он попросит у Меня защиты, Я защищу его. Если он попросит помощи, Я окажу ему помощь». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), является самым любимым из всех творений Всевышнего. Если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) попросит Всевышнего, то Он обязательно выполнит его просьбу, так как никто более не любил и не боялся Аллаха так, как Пророк (мир ему и благословение). Наша любовь к Создателю далеко не совершенна. Поэтому, обращаясь к Пророку (мир ему и благословение), мы говорим: «Я Расулюлла! Мы обращаемся к Аллаху через тебя». Есть также намаз-суннат, которому обучил нас сам Пророк (мир ему и благословение). Его совершают тогда, когда появилась нужда в чём-либо, после читают специальное дуа (мольбу), которому также обучил Пророк (мир ему и благословение), в котором обращаются к Всевышнему через Пророка (мир ему и благословение).
Пусть Аллах дарует нам помощь в исполнении обязательных предписаний Шариата и постоянства в исполнении желательных предписаний, чтобы мы оказались в числе тех, которых полюбил Всевышний и чьи мольбы Он принимает. Амин!
Статья составлена по материалам пятничной проповеди, прочитанной в мечети г. Махачкалы