Вот случай, который произошел между великим ученым, захидом (аскетом), воевавшим на пути Аллаха, и которому довелось встретиться с таким ученым, как Ахмад ибн Ханбал, Хатамуль Асамом и его учителем, выдающимся ученым и великим суфием из Средней Азии Шакиком аль-Бальхи.
Однажды Шакик спросил: “Сколько уже лет мы с тобой дружим?”, на что Хатам ответил: “33 года”. Шакик вновь спросил, какую пользу он извлек за годы этой дружбы, и Хатам сказал, что получил восемь видов пользы. И тогда Шакик, удивившись, сказал: “Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи’ун (Мы принадлежим Аллаху, и к нему мы все вернемся!). Неужели за все время ты получил только это?”. Хатам ответил: “О, мой наставник, к большему я и не стремился, будучи убежден в том, что для спасения в мире ином мне этого достаточно”. Затем Шакик обратился к нему со словами: “Какие же эти восемь видов пользы?”. И Хатам начал перечислять:
1. Я наблюдал за людьми и увидел, что у каждого есть друг, любимый человек. Они дружат всю жизнь вплоть до самой смерти, после которой их дружба заканчивается. Я же решил найти друга, который постоянно будет со мной в этом мире и в мире ином, и никогда меня не покинет даже в могиле. Так я выбрал в качестве друзей добрые поступки, которые поддержат и в могиле. Это подтверждает хадис, в котором сказано: “Друзьями в могиле тебе будут твои поступки”.
2. Я наблюдал за людьми и увидел, что все находятся в плену страстей и желаний. Они следуют за похотью, и я стал размышлять над словами Всевышнего (смысл): “Тому, кто боялся того дня, в котором предстанет перед Аллахом, удерживал себя от прихоти, поистине, прибежищем будет Рай” (сура «аль-Фуркан», аят 46). Коран - это неоспоримая истина, и, следуя за ним, я начал бороться с низменными проявлениями своего эго (нафс), которое влечет меня к запретным и богоненавистным поступкам. Я боролся с ним до тех пор, пока не обуздал и не подчинил его.
3. Наблюдая за людьми, я заметил, что все находятся в погоне за преходящими благами этого мира, которые не представляют никакой ценности. Получив же их, они радуются и берегут всеми силами. И я стал размышлять над словами Всевышнего (смысл): “То, чем вы владеете - бренно, а то, что у Аллаха - вечно” (сура «ан-Нахль», аят 96). И я раздал все сбережения беднякам, чтобы это помогло мне в Судный День, и поспешил приобрести то, что никогда не иссякнет и не исчезнет.
4. Я посмотрел вокруг, посмотрел на мир, на людей. Они рассчитывают на почет и думают, что он зиждется на богатстве, благородстве и знатности рода. Есть и те, кто считают достойным оскорбление, унижение, насилие (зульм) по отношению к другим. Приобретя имущество, они расходуют его и бывают расточительны (исраф). Я обратился к словам Всевышнего (смысл): «Поистине, наипочетнейший из вас – богобоязненный» (сура «аль-Худжрат», аят 13).
И на самом деле: как много людей, которые ослеплены красотой этого мира и считают предметом гордости и достоинства материальное благосостояние, принадлежность к какому-либо роду и тому подобное, но, однако, это всего лишь их пустые слова! Истинное же преимущество в твоем правильно выбранном положении перед Творцом, как следует из высказывания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Нет преимущества у араба над неарабом, белого над черным, поистине, оно в богобоязненности”. В другом же хадисе говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), указывая на сердце, трижды повторил: “Богобоязненность находится здесь”. Сердце - это тот орган, от духовного состояния и чистоты которого зависит благочестие поступков человека. В случае, если преобладает любовь к мирскому, если сердце охвачено дьяволом, то оно непременно будет вовлекать человека в запретные деяния. Плохие дела свидетельствуют о духовной болезни и загрязненности сердца, которое нужно лечить. Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) призывают к духовной чистоте, к борьбе против эго (нафс), против порицаемых качеств. Согласно мнению большинства авторитетных ученых Ислама (имам аль-Газали, Иззу-ддин бин Абдуссалям, Ибн Хаджар аль-Хайтами, имам Ша‘рани и многих других), для достижения духовной чистоты необходимо вступить на путь суфизма.
5. Некоторые люди из-за любви к богатству, высокому положению ненавидят друг друга. Кабил убил брата Абила из-за зависти, сатана ослушался Всевышнего также из-за зависти. И я стал думать о том, как Аллах разделил среди людей пропитание в жизни мирской, и том, что человек не получит ничего, что не предопределено Аллахом. Я понял это и никому не завидовал.
6. Я заметил, что многие люди в личных, корыстных целях и по наущению дьявола враждуют, и стал анализировать слова Всевышнего (смысл): “Воистину, сатана является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу, и, покорившись Всевышнему, не подчиняйтесь сатане” (сура «аль-Фатир», аят 6). Нельзя враждовать ни с кем, кроме шайтана и его сторонников. Он стал врагом мне, и я перестал подчиняться ему, стал следовать велениям Аллаха, размышлять о Его величии, не враждуя ни с кем из Его созданий. Я открыл для себя, что истина заключается в словах (смысл): “О, дети Адама, не повелел ли Я вам через своих Пророков не подчиняться шайтану, поистине он вам явный враг, так поклоняйтесь же мне, ибо это правильный путь” (сура «Ясин», аяты 60-61).
7. Я посмотрел на этот мир и увидел, что люди прилагают все усилия, чтобы заработать на пропитание, унижаясь при этом. Стремясь заработать больше, они не обращают внимания на то, каким путем добывают имущество. И я подумал об аяте Священного Корана, который гласит (смысл): “Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием” (сура «аль-Худ», аят 6). Я вспомнил и о других словах: “Человеку воздастся только за его поступки”
Я - одно из созданий Аллаха, и мое пропитание Он взял на Себя, и я обязан готовиться к загробной жизни, посвятив себя целиком Всевышнему.
Однажды, когда Абу Язид Бастами находился в мечети, один из прихожан спросил его: “О, Абу Язид, ты все свое время проводишь в мечети, кто же тебя кормит?”, и тот ответил: “Аллах, Который дарует пропитание животным, разве забудет раба Абу Язида?”. И когда он помолился за имамом, тот спросил его: “Ты постоянно бываешь в мечети, кто дает тебе пропитание?”. Абу Язид сказал: “Подожди, я возмещу молитву, совершенную за имамом, который не знает Создателя”.
8. Я посмотрел на людей и увидел, что одни полагаются на имущество и власть, другие на свое ремесло, другие на таких же, как они, и стал размышлять над словами Аллаха (смысл): “Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает” (сура «аль-Талак», аят 2-3). И стал во всем уповать лишь на Аллаха, поистине Он - наилучший покровитель.
И Шакик аль-Бальхи воскликнул: “Ты поступил хорошо, о, Хатам, да поможет тебе Всевышний!”, и добавил: “О, Хатам, я читал Евангелие, Тору, Псалтырь, Коран и обнаружил, что все эти пользы полностью соответствуют содержимому Божественных Писаний. Человек, поступающий согласно им, следует за этими книгами”.
Также приводится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разговаривал со сподвижниками, и один из них спросил: “О, Посланник Аллаха, скажи, что принесет мне пользу в этом и том мире?”. Пророк (да благословит его и приветствует) ответил: “Усердствуй для этого мира столько, сколько продлится твое пребывание в нем. И усердствуй для того мира столько, сколько продлится твое пребывание в том мире. Поклоняйся Аллаху так, как ты нуждаешься в нем”. Также в хадисах сказано: “Уповай на Аллаха даже при развязывании шнурков обуви” и “Ты усердствуй для Ада настолько, насколько ты способен его терпеть”. Когда асхабам рассказывали об огне, они плакали так, как будто его видели.
Мы должны использовать мирскую жизнь для подготовки к жизни на том свете, так как мирская жизнь - это посевное поле для ахирата, которое мы засеваем для того, чтобы собрать урожай на том свете. Да поможет нам Аллах следовать завещаниям великих учителей и любить их!
Этот рассказ, приведен Имамом аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) в книге “Возрождение религиозных наук”.