Наука и изучение ее свойственно человеческой натуре. Человек подобен животному по способностям: видеть, слышать, ходить и по другим инстинктам. Отличает же человека от животного умение мыслить, размышлять, впоследствии которого развивается жизнедеятельность, и принимает то, с чем пришли пророки от Аллаха , и следовали за тем, что пригодится в Ахирате
Человек же всегда мыслями занят этими делами, в зависимости от того, насколько в нем крепка вера. К примеру, человек со слабым иманом, бывает занят мирскими делами. Чем становится крепче иман, тем мысли человека больше заняты, тем, что может привести к довольству Аллаха и принести пользу в Ахирате.
Развитие мысли дает начало развитию различных наук, специальностей, и мастерства, с помощью Всевышнего Аллаха. Наука, является тем средством, которое отличает человека от животного. Поэтому Всевышний Аллах, общину Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) отличил наукой от других общин.
Кроме мирских существует очень много религиозных наук: юриспруденция (фикх), вероубеждение (акыда), тасаввуф, история (тарих), хадисоведение (мусталаху хадис), толкование Корана (тафсир) и многие другие. В светских науках тоже ведущее место по развитию медицины, астрономии, географии и других наук занимают исламские ученые. Основоположником алгебры является аль-Джабри, по развитию географии известность получил Яъкуби, создавший семитомный труд, после исследования всей Земли. Многие государственные деятели мира по книгам Ибну Халдуна изучили обществознание, экономику, и межгосударственные отношения…
Всевышний в Коране говорит об алимах и их достоинствах (смысл): «Аллах свидетельствует Своими знамениями, которые разум не может отрицать, что Он Един, и нет божества, кроме Него. Он твердо блюдет справедливость ко всем людям. Его чистые ангелы свидетельствуют об этом. Обладающие знаниями также убеждены в этом. Он – Всевышний, Единый, Непобеждаемый! Его мудрость все охватывает» (сура «аль-Имран», аят 18). Посмотрите, как Всевышний сперва упоминает Себя, затем, ангелов и в третью очередь алимов. Это великая оценка, данная Создателем науке и ее обладателям.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах послал Откровение пророку Ибрахиму (мир ему): «О Ибрахим, поистине Я алим, и Я люблю всех алимов, (т. е. тех, кто следует приобретенным знаниям и богобоязненен)».
Другой хадис гласит: «В моей умме есть две группы людей, когда, они хорошие и людям будет хорошо, когда они будут плохими и людям будет плохо – это правители и алимы».
Таких хадисов, рассказывающих о достоинстве науки и ее ценности очень много. Поэтому, Пророк (мир ему и благословение), его четыре праведных халифа, и правители мусульманских стран до пятого столетия по хиджре, придавали науке огромное значение. После этого тоже были руководители государств, которые придавали значение развитию науки. Государства тех правителей, которые уделяли значение науке и религии развивались, а те, которые не обращали внимания на науку – разваливались. К примеру, когда омеядский халиф Умар бину Абдул Азиз правил всего лишь два года и пять месяцев.
За это короткое время наука получила сильное развитие. За это время начали собирать хадисы Пророка (мир ему и благословение) в книги. В его владениях не осталось бедняка и нищего, не было людей, которые попадали под категорию получающих закят. Это объясняется тем, что Умар (да будет доволен им Аллах) еще в детстве любил науку, и усердствовал в ее изучении. Он учился у известных алимов, таких как Саид бину Мусайиб и другие.