Исламское образование в Дагестане: история и современность

3 Октябрь 2009 1908

Исламское образование в Дагестане: история и современностьДагестан всегда славился в первую очередь своими алимами (исламскими учёными). Жители горного края в поисках знаний посещали научные центры исламского мира, обучались у самых видных улемов (светил науки) своего времени, поддерживали тесные связи со своими современниками-учёными. Получив всестороннее образование, наши предки возвращались на родину и здесь уже делились с соотечественниками накопленным багажом знаний.

В дореволюционные времена в Дагестане было множество центров обучения молодёжи: были и базисные примечетские мактабы (начальные школы), и медресе (школы среднего образования), велись также и индивидуальные занятия. Выпускники этих учебных заведений затем распространяли свет Ислама как в соседних республиках, так и в некоторых зарубежных странах. Благодаря налаженной системе обучения детей, мусульманские страны отличались высокой степенью грамотности населения. Эта почти всеобщая грамотность тех лет позволила сохранить в Дагестане (несмотря на долгие годы господства государственного атеизма) любовь к наукам, любовь к вере. Поэтому в последние годы в Дагестане ощущается настоящий бум на исламское образование, во множестве открыты религиозные учебные заведения.

«Подвальный» период

В ещё недавнее наше прошлое у широкого круга советских граждан не было возможности изучать исламскую религию, не было специальных учебных заведений. Исключениями были лишь ташкентское медресе и институт «Мир­и­араб» в Самарканде. А желающих получить знания о Всевышнем, о мусульманской религии было немало. Поэтому люди, желавшие изучать науки, занимались на дому у алимов, которых тогда было хоть и мало, но главное – они всё ещё были. Эти занятия проходили в неприспособленных помещениях, зачастую в обычных подвалах домов, поэтому то время можно было бы назвать «подвальным» периодом. Родители, желавшие дать детям исламское образование, отправляли их к алимам на дом. Там их принимали, размещали и обучали. Это было непростое решение как для учёных, так и для детей. Потому что и тех и других могли преследовать власти.

Например, как рассказывает учёный того времени по имени Мухаммад Нахри, однажды он не взял на учёбу молодого человека, заподозрив в нём что­то неладное. А потом всю жизнь, вплоть до самой смерти, жалел, что не принял того парня на учёбу. Был ещё случай, когда работники секретных служб арестовали и посадили в тюрьму за такие уроки престарелого человека. Тогда ему помогло вмешательство народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Будучи в гостях в дружеской арабской стране, поэт услышал жалобы на советский строй, который за обучение детей религии даже стариков не жалеет и сажает в тюрьму. По возвращении домой, поистине народный поэт не мог забыть ту историю, и сделал всё возможное для освобождения старика.

Некоторые могут подумать: а что за образование можно было получить в подвалах, обучаясь в полулегальных условиях? Какое тогда было образование, и каким наукам обучались дети в те годы? Об этом можно судить по тому факту, что обучение проходило по программе всемирно известного каирского исламского университета «Аль­Азхар». Помимо учебной программы, с мусульманским Египтом Дагестан связывало и то, что мазхаб имама аш­Шафии получил в первую очередь наибольшее распространение именно в этой стране.

Как рассказывает Исалав­хаджи Исалаев (работник Канонического отдела ДУМД), учебный процесс был максимально сжат, так как само время обучения было ограниченным. Самым важным для мутаалимов (учеников) было изучение арабского языка и грамматики. В первоначальное обучение также входили: риторика, логика, морфология, синтаксис. После ученики приступали к изучению фикха, Корана, хадисов. На всю учёбу в среднем уходило от десяти до пятнадцати лет. Более талантливые ребята заканчивали учёбу ещё раньше.

– Дагестанская школа по фикху всегда считалась очень сильной, – говорит Исалав­хаджи. – Об этом говорит то, что некоторые наши предки из числа алимов работали преподавателями как в республиках Северного Кавказа, так и за рубежом, даже в арабских странах. Дагестанцы очень серьёзно относились к учёбе, в большинстве своём успешно заканчивали учебную программу и поэтому достигали высоких результатов.

Мутаалимы «советских» лет говорят, что одним из преимуществ обучения того периода был метод, когда старшекурсники давали уроки младшим товарищам из нижеследующих курсов. Это была очень мудрая тактика, так как, помимо успеваемости, улучшались и взаимоотношения между мутаалимами.

Современный период

Говоря об исламском образовании в современный период, надо отметить, что сейчас в Дагестане функционируют более десятка высших (из них 13 лицензированы) и средних (медресе) учебных заведений, а также примечетские школы (мактабы), которые есть почти во всех населённых пунктах. Многие выпускники исламских ВУЗов стремятся получить и светское образование. К примеру, в Институте теологии учащиеся могут совмещать исламское и светское образование.

Несмотря на многие трудности, и сейчас дагестанской школе исламского образования есть чем гордиться: ведь достигнуты определённые успехи. Об этом говорят и те призовые места, которые на исламских всероссийских конкурсах из раза в раз завоёвывают дагестанские студенты.

В данное время в Дагестане есть широкие возможности как для получения базовой основы по исламским наукам, так и для дальнейшего совершенствования знаний, вплоть до индивидуального самообразования. По этой причине ДУМД с 2000­го года было принято решение не отправлять на учёбу за границу людей, не имеющих базового образования по исламским наукам. Как показал горький опыт, для молодого человека, не имеющего хотя бы начального исламского образования, крайне нежелательно выезжать на учёбу за пределы нашей страны. Такие люди почти гарантированно попадают под влияние экстремистских течений. Даже во всемирно известном каирском «Аль­Азхаре» из­за того, что изменена учебная программа – нет гарантии от попадания под чуждые для Ислама идеи.

Одним из требований нашего времени является обучение на русском языке. Ведь в прошлом в многонациональном Дагестане обучение проводилось на местных языках. Поэтому в наше время была проведена большая работа по переходу с национальных на русский язык. Это отняло много сил и времени, но зато теперь в нашей республике преподают на общедоступном языке, что позволяет вести преподавание для людей всех национальностей и отправлять выпускников для работы во все регионы России. Можно смело утверждать, что Дагестан в этом плане занимает ведущее место на Северном Кавказе.

Перспективы

Всякое дело, претендующее на высокий уровень, должно находиться в поиске нового и в модернизации. Так же обстоит дело и с образовательным процессом в исламских учебных заведениях. Стремясь улучшить успеваемость учащихся, поднять уровень образовательного процесса, ДУМД предприняты конкретные меры. В их числе основной задачей является внедрение общих стандартов во все учебные заведения Дагестана. Нужно это, в первую очередь, для того, чтобы пресекать преподавание экстремистской идеологии.

Для достижения этой цели, в частности, был организован Северо­Кавказский университетский центр исламского образования и науки. Как говорит директор этого учебного центра Магди­хаджи Мутаилов, таких учебных центров по России всего пять. В этом центре созывается совет ректоров, обсуждаются насущные вопросы по образовательным процессам. «В компетенцию центра входит также и аттестация преподавателей исламских учебных заведений», – говорит Мутаилов.

Для упорядочения работы исламских учебных центров предлагается в каждом районном центре открывать не более одного учебного заведения среднего уровня определённого стандарта. Как говорилось выше, намечена определённая работа для того, чтобы выпускники исламских ВУЗов одновременно приобретали и светские специальности со стандартными дипломами государственного образца. Для общества будет немалая польза от специалистов, имеющих, наряду со светским, и исламское образование.
Следует отметить, что для Духовного управления и самого муфтия Дагестана Ахмада­хаджи Абдулаева, вопросы, связанные с образованием, имеют большое значение. Долгие годы проработавший ректором, муфтий Ахмад-­хаджи Абдулаев знает о проблемах учебных заведений не понаслышке.

Сегодня в Дагестане понимают значение исламского образования для общества, как гарантии от нестабильности и защиты от псевдоисламской, зачастую экстремистской, идеологии. Именно поэтому делаются большие шаги в образовательных процессах, ради улучшения качества преподавания, для улучшения образовательного и воспитательного уровня выпускников.

Дай, Аллах – результаты этих усилий не заставят себя ждать!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.