Замуж по решению горисполкома

24 Декабрь 2009
780

Замуж по решению горисполкомаВ «гражданском браке» свои обязательства стороны признают и выполняют пока «есть любовь»

Этой осенью мне довелось принять участие в нескольких дискуссиях, организованных молодёжными объединениями, в том числе представителями молодёжных групп различных конфессий. Разговоры шли о разном – о дружбе и семье, «дефиците» хороших невест и женихов, отсутствии достойных примеров со стороны взрослых. Эмоции, как правило, перехлёстывали через край. Но – что было очевидно – большинство юношей и девушек были искренни, открыты, честны в своих откровениях.

С одним из участников такой дискуссии я познакомилась. Интерес мой был не случаен. Парень активно ратовал за то, чтобы в стране был юридически узаконен гражданский брак, а ещё тверже провозглашал необходимость браков пробных. По тому, как он выкладывал на публику тезисы, какова была их последовательность, признаюсь, сразу заподозрила, что парень, как говорится, поёт не своим голосом.

Господь так устроил нас, что даёт именно в юности пережить особые состояния, особую чистоту и остроту чувств, преданности любимым людям. Рационализм приходит позднее, и, как правило, рациональность в построении семейных, личных отношений – удел людей незавидной участи. Что же заставило молодого парня прибавить себе лет сорок негативного жизненного опыта?

Так вот, моим собеседником оказался 19-летний апологет «рационального брака», ничтоже сумяшеся готовый предлагать своим возлюбленным «брак» на два-три-четыре месяца, а затем – «как получится»... Игорь (настоящее имя изменено по этическим причинам) проучился один курс в университете. Сейчас пробует себя в разных творческих сферах – поёт в одной из местных молодёжных групп, занимается компьютерными технологиями. И много читает. Разной литературы, разных авторов, на разные темы.

Плоды революции и свободы

– Игорь, ты, может, не в курсе, что гражданский брак в нашей стране узаконен в 1918 году и существует по сей день? – задаю ему уточняющий вопрос.

Выразительные карие глаза парня округляются:

– Что Вы говорите!?

– Говорю о том, как было на самом деле. В дореволюционной России признавался брак, оформленный и зафиксированный согласно традиции той религиозной конфессии, к которой принадлежали жених и невеста. Советская власть взяла на себя миссию узаконивания брачных отношений граждан новой страны. Понятие «гражданский брак» отражает то обстоятельство, что он зарегистрирован в соответствии с Семейным и Гражданским кодексами страны, со всеми вытекающими последствиями. Для своего времени такое нововведение было для большинства верующих всех конфессий шоком. Христиане продолжали венчаться тайком, мусульмане тайком совершали никях… Людей преследовали, наказывали, ставили «на учёт». Но молодожёны и их родители всё равно стремились к выполнению религиозного обряда. В народе выражение «гражданский брак» изначально имело негативную окраску, к нему всегда относились как к чему-то весьма сомнительному.

– Почему же сегодня получается так: если пишут в книгах, газетах, мол, жили такие-то в гражданском браке, то все понимают, что отношения были не зарегистрированы нигде и никак?– этот вопрос Игоря могут повторить не десятки, а сотни молодых и старшего возраста граждан.

– С точки зрения верующих людей так и есть: муж и жена не принесли обет верности, не дали его перед Всевышним и общиной верующих. Однако, они прошли бюрократическую процедуру, то, что прописано относительно граждан страны в рамках законодательных норм. И это, замечу, тоже серьёзный, ответственный шаг.

В обыденном общении смысл выражения, конечно, приобрёл иную, фактически противоположную сути, наполненность. Он стал применяться к сожительству мужчин и женщин, не обременённых ничем, кроме чувств, симпатий, нередко – вынужденных обстоятельств (например, беременности женщины или отсутствия жилплощади у одного из партнёров). Многие публицисты-журналисты, увы, внесли достойную лепту в существующее смещение понятий.

Подчеркну особо: подмена смыслового наполнения терминов часто сопровождает подмену и отмену ценностей. Неслучайны постоянные призывы к терпимому отношению к «свободным» и пробным бракам, к принятию «самостоятельных» решений молодыми влюблёнными и прочая, и прочая словесная блудня.

Брак как «революционная обязанность»

Моему собеседнику не терпелось узнать многое. Вопросы так и сыпались. Ведь получается, что он, как и многие другие люди в нашей стране, попросту не знает, не понимает смыла того, о чём берётся судить, обсуждать, строить прогнозы!

– Почему всё-таки остаётся в целом негативное отношение к самому словосочетанию «гражданский брак»? Люди ведь стали цивилизованнее, общество стало иным, – допытывался Игорь.

Я не располагаю информацией о каких-либо специальных опросах, исследованиях по этому вопросу. Но полагаю, что какой бы размашистой ни была советская пропаганда и бесконечное декларирование семейных ценностей, есть явления, память о которых проносится народом без разрешений партии и правительства. Могут стираться и замалчиваться факты, но сформировавшееся отношение закрепляется в памяти народа.

Например, в 1920-х годах Владимирский губисполком издал распоряжение о том, что «все девицы, достигшие 18-летия, должны быть в браке. Девицы, не вышедшие замуж по достижении 18-летия, будут выданы за мужчин по решению губисполкома». Так считалось возможным укреплять институт семьи, бороться с проституцией, распространением венерических заболеваний, беспризорностью детей. Знаменитая революционерка Коллонтай провозгласила свою «теорию любви», уподобив её (любовь мужчины и женщины) глотку из стакана воды.

Трудно здравым смыслом объяснить пропаганду идеала советской матери-труженицы, которая по 12 часов стоит у конвейера или сидит за рулём трактора. Когда такая труженица, она же – жена в гражданском браке, успеет приготовить нормальную пищу для семьи, пообщаться с мужем и детьми, создать уют в доме? Не случайно все здоровые религии отводят женщине, особенно в период зачатия и взращивания детей, особое почтение, даже фиксируется особый режим жизни молодожёнов.

В «гражданском браке», который стал синонимом сожительства, свои обязательства стороны признают и выполняют пока «есть любовь». Я бы добавила: а также здоровье, материальная обеспеченность и прочие, вполне реальные ресурсы, которые суть интересов многих «свободно» брачующихся.

Вопреки культам, в том числе информатизации

Тотальный культ «информатизации», массовое распространение порнопродукции, раздувание «проблем» однополой любви и прочие беды нынче принято называть «вызовами». Противостоять им предлагается с помощью «проектной деятельности», то есть точечной, непродолжительной во времени. Увы, разовые дискуссии, клубы здоровой семьи (частенько как очередной пиаровский ход имярек депутата) – из этого перечня.

Но голоса и вопросы молодых звучат! На их вопросы надо отвечать обязательно. Обсуждение проблем сохранения семьи, меры в защиту детей и подростков от произвола взрослых, юношества – от развращающей «информационной» продукции – эти и ряд других составляющих в современной российской действительности позволяют сохранять надежду. Надежду, что здоровые силы общества имеют свои голос, своё мнение и могут объединять усилия.

Счастье – не синяя птица, которая порхает, как её птичьей голове заблагорассудится. Оно в сердцах людей, которые вместе создают и укрепляют семью ради Аллаха.

Людмила Мишина

Петрозаводск

Газета "Ас-салам"

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.