Правильная трудовая деятельность человека в Исламе

19 Декабрь 2009
8679

Правильная трудовая деятельность человека в ИсламеКаждый, кто обеспечивает  свою  семью, должен  искать дозволенное  пропитание.  Пророк  (да  благословит  его  Аллах  и  приветствует)  сказал: «Самым редким к Концу света станут кусок дозволенного и друг (брат), которому можно доверять».  Поэтому день  ото  дня  становится всё труднее в вопросах дозволенного пропитания, но именно от него зависят наши поклонение и старания на пути Всевышнего.

Если  даже, к примеру, хотя бы малая часть запретной еды попадёт в наш организм, то пока она будет там находиться, наше поклонение и деяния не принимаются Аллахом. К запретной еде относится  свинина, мертвечина, спиртное, и та еда, которую приобрели на деньги, заработанные не дозволенным, согласно нормам ислама. Поэтому чтобы поклонение Всевышнему и все наши деяния были чистыми и совершенными, мы обязаны стремиться к дозволенному пропитанию и искать работу, не противоречащую Шариату.

К нежелательному труду или заработку относятся деятельность, унижающая достоинство. Немало людей, которые считают себя мусульманами и вместе с тем занимаются недозволенной  работой - к  примеру, сдают  свои помещения на открытие пив-баров, магазинов, где продаются спиртные напитки, сигареты, заведений в которых распространяется разврат и т.д., объясняя тем, что, мол, сами этим не занимаются. Эти люди забывают, что становятся посредниками и соучастниками греха, и им придётся дать отчёт в Судный день за это, и таким образом, деньги, заработанные этой арендой, также являются запретными. К тому же тем, кто занимается запретным ремеслом, Аллах продлевает жизнь, чтобы они в своей семье увидели грязные последствия этой работы. Люди, которые наживаются на чужом горе, сами в это горе попадут.

К этой категории относятся и люди, которые зарабатывают продажей собак, то есть на нечистом товаре (наджаса). Имам Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Человек, который убил собаку, не должен за это хозяину собаки возмещать деньгами».  Совсем другое дело, когда человек использует собаку в служебных целях, к примеру, собака охраняет овец от волков и т.д. Но совсем непонятно, когда держат собаку в доме без нужды, причём расходуют на её приобретение и содержание немало денег, постоянно покупая питание, каждый день выгуливая, при этом оставляя дом и детей без присмотра. Бывает, что  покупают собаку, цена которой составляет 10-20 баранов и поселяют у себя в квартире, что даже непонятно, люди там проживают или собака, и всё ради чего?

Также нежелательно зарабатывать деньги на оказании помощи, так как мусульмане должны помогать друг другу не брать плату за это.  

Особенное внимание следует уделять людям, которые являются опекунами сирот, так как они особо отвечают за этих детей. Необходимо помнить, что детям Всевышний не записывает грехи до их совершеннолетия. Что же касается имущества, то каким бы ребёнок маленьким не был, если он испортит чужое имущество, то родители должны возместить этот ущерб. Но если родители не сделают этого, то после наступления совершеннолетия ребёнок сам обязан выплатить этот  долг, в противном случае в Судный день ему придётся отвечать за проступок сполна, несмотря на то, что был он  совершён в детстве. Далее, говоря о сиротах, если при жизни родители оставили им наследство, то опекун должен заботиться об этом наследстве и быть бережливым, чтобы деньги не были брошены на ветер.

Опекун должен следить за тем, чтобы деньги и имущество сирот расходовались на их нужды и не дать какой-то вещи испортиться. Случается так, что хотя опекун и заботится о сироте, кормит его, одевает, но может совсем не обратить на одну деталь. К примеру, бывает так, что пришедший к ним гость оставляет сироте вещевой или денежный подарок, и опекун решает, что  ребёнок всё равно потратит  деньги на ненужные мелочи и берёт подарок себе, при этом совсем не задумываясь, что этот грех висит на его шее. Даже если ребёнок разрешит это  опекуну, не нужно забывать, что по Шариату договора и  торги несовершеннолетних детей не засчитываются.

Далее следует отметить, что те, кто зарабатывает на жизнь, должны относиться к другим с милосердием. Нельзя человеку, который имеет дозволенный заработок, уподобляться хищнику, становиться алчным, наживаться на горе людей. Если веру (иман) поставить на одни весы с копейкой, то такой иман стоит очень дёшево. Все замечают одну особенность во время священного месяца Рамазан,  особенно  при приближении праздника Ураза-Байрам. В те дни, когда мусульмане  готовятся к этому великому празднику, раскупая продукты, то удивительно, как быстро цены на эти продукты начинают расти, причём продавцы сами являются мусульманами. О чём это говорит? Когда сподвижники описывали щедрость Пророка (мир ему и благословение), то рассказывали, что Пророк (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей, а когда наступал священный месяц Рамазан, он был подобен ветру, который невозможно удержать в проявлении щедрости. Если продавцы вместо того, чтобы поднимать цены в священный месяц Рамазан, сделают скидки, это тоже будет милостыней, ведь среди покупателей немало малоимущих людей, которые также хотят отпраздновать Ураза-Байрам. Также не свойственно мусульманину отказываться делать скидку, если он видит, что кто-то нуждается в его товаре.

Однажды торговец отправил корабль с товаром в Басру и написал письмо человеку, который должен был получить товар и продать его. В письме была просьба товар продать по цене, которая будет соответствовать дате прибытия корабля в Басру. Когда доверенный получил товар с письмом, местные торговцы посоветовали ему подождать недельку, так как многие приезжие торговцы уже отправлялись обратно, и цена на товар поднимется. Послушавшись совета, человек так и поступил,  и  заработал  вдвое больше, чем было указано в письме. Он написал об этом хозяину товара. Ответ хозяина был таким: «Эй  ты, мы же были довольны прибылью, указанной в письме, и тебе следовало продать именно так, как я  хотел, соблюдая правила нашей  религии, а что же ты натворил? Когда получишь моё письмо, всю прибыль за товар отдай как милостыню бедным людям города Басры и сделай дуа, чтобы Всевышний простил нас за то, что  мы держали товар, пока не  вырос на него спрос». Обустраивая этот мир, мусульмане не должны забывать об Ахирате. Тот же, кто забыл про Вечную жизнь и продаёт её за мирскую, очень низко падает.

Человеку, занимающемуся торговлей,  желательно помимо продуктов выставлять на  продажу и тот товар, который не для каждого является необходимым. Также человеку,  который открыл магазин в загородном посёлке, селе или районе, далёких от городских базаров, не следует многократно увеличивать цены,  осознавая,  что люди вынуждены приобретать  его  товар. Открывая  свой  магазин,  следует  иметь  намерение  облегчить  людям жизнь, делая цены  более  доступными.

Человеку, который отправляется в другие  города по торговым  делам,  желательно после сделки  и полученной прибыли вернуться домой и навестить своих  родных, а уже  потом  выезжать  на  следующий заработок. Иными словами нежелательно ездить  из  одного  города  в  другой  беспрерывно,  не  навещая родных. Подобное отношение к заработкам  говорит о алчности. Также нужно отметить, что не следует  путешествовать на ненадежном транспорте.

Продавцам, торгующим на  рынке,  не  надо  стремиться  быть  теми,  кто  раньше всех приходит на базар и позже всех уходит с базара. В хадисе Пророка (мир ему и благословение)  сказано: «Самые  плохие  точки  в  этом  мире – базары,  и  самый  плохой  из  людей  базара  тот,  который  первым  приходит  на  базар  и  последним  уходит. Один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение)  рассказывает: «Иблис (будь он проклят) делает  завещание (васият), то есть обучает макру (ухищрение), обману: «Будь с тем, кто первым приходит на базар и  последним уходит»».  Когда  человек  заходит  на  базар,  то  ему  желательно  сказать: «Аузу  билляхи  мина  щ-щайтани  р-раджим!». Сама по себе работа торговля является  самым  простым  и  хорошим  заработком, но  люди эту милость Всевышнего  превращают в свою беду, так как обманывают,  произносят  ложные  клятвы  и  т.д.  Также,  придя  на  базар,  следует  просить  Аллаха,  чтобы  защитил  от  смуты  обитателей  базара: «О Аллах,  сохрани  меня  от  вреда  этого  базара  и от  неверия  и  греховности».

Находясь  на  базаре, следует  постоянно  поминать  Всевышнего, и  для  такого  человека у  Всевышнего есть особое  вознаграждение,  так как  Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Упоминающий Аллаха среди  отвлекающихся от Аллаха людей подобен гази (совершающий  газават) или живому среди  мёртвых». Особенно  хорошо  читать  следующие  слова: «Ля  иляха  илля  Ллах,  вахдаху ля  шарика  ляху,   ляхуль-мульку   ва  ляхуль-хамду юхйи  ва  юмиту  ва  хува  хайюн  ля  ямуту  би-ядихиль-хайру,  ва  хува  аля  кули  шай-ин  кадир»,  и тому, кто  читает  эти  слова, Аллах  записывает  несметное  количество  вознаграждений.   Ибн Умар и другие сподвижники (да будет доволен ими Аллах) шли  на  базар только  для того, чтобы  читать  там  эти  слова.  Хасан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Упоминающий  Аллаха на базаре в Судный  день  встанет  с  сияющим  лицом  как Луна в  полнолуние,  и  у  него будет довод в свою защиту, а тому, кто делает на базаре тавбу (покояние), Всевышний  прощает  столько  грехов,  сколько  людей  на  базаре.

Аллах не каждому даёт  талант  в зарабатывании денег. К  примеру, одни  люди   способны  зарабатывать  хорошо,  расходуя  при  этом  мало  денег  и  сил.  Другие  же расходуют  много  денег,  сил  и  времени, но дела у них могут  идти плохо. Поэтому очень желательно, чтобы тот, кому Всевышний дал  дар  зарабатывать деньги,  помог  тому,  у  которого  нет такого дара,  и тем  самым  потянуть  его  за  собой. Научить человека зарабатывать деньги дозволенным путем является желательным в исламе. Пророк (мир ему и благословение)  делал  особое  дуа  (мольбу)  за тех богатых людей,  которые  тянули  за  собой  бедных  людей,  помогая  им  зарабатывать.

После  торговли одним  из  самых  хороших  видов  заработка  является  ремесло, так  как  это  было   делом  пророков.  К  примеру,  Адам  (мир  ему)  -  первый человек,  который  начал  вязать,  Иса  (мир  ему)  шил обувь, Нух  (мир  ему)  был  плотником, Салих  изготавливал  мешки. Идрис (мир  ему)  зарабатывал  тем, что  шил, для  Дауда  (мир  ему) Всевышний  сделал  металлы мягкими как тесто,  и  он изготавливал металлические изделия своими руками. Дауд (мир ему) часто, сменив одежду и изменив облик  правителя  на  облик  простого  горожанина, выходил на улицу, чтобы  узнать  мнение народа  о себе,  так  как  не  каждый осмелится открыто  заявить  правителю о своём  неудовольствии. Расспрашивая, Дауд (мир ему) узнал, что все были довольны своим  правителем. Тогда Аллах  направил  к  Дауду  (мир  ему)  ангела  в  обличии  человека,  и  ангел  сказал: «Меня  всё  устраивает,  но  всё  же  у Дауда  есть  один  недостаток – он  живёт и питается на деньги из общей  казны мусульман и это плохо». Вот  тогда  Дауд  обратился  к  Аллаху  с  просьбой дать ему ремесло, после чего стал изготавливать  кольчуги.  Пророк  Ибрагим (мир ему)  пахал землю,  а также  торговал  тканями. Итак, все пророки были обладали разными ремеслами, были мастерами своего дела и зарабатывали дозволенным путем себе пропитание.

Да  поможет  нам  Аллах  в  поисках  дозволенного  и  дарует  в  нём  благословление нам!  Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.