В чем проявляется слабость мусульман?

4 Март 2010 2472

В чем проявляется слабость мусульман, и в каких вопросах они попадают в сети дьявола?Всевышний сотворил людей мужчинами и женщинами, разными народами и племенами, разными по расе и принадлежащими к разным социальным слоям и.д. Аллах не сотворил людей одинаковыми. Он сотворил их, не похожими друг на друга, владеющих разными языками.

Когда существуют разные народности и племена, всегда одни восхваляют себя перед  другими. Зная это, Аллах говорит: «Воистину я сотворил вас мужчинами и женщинами  и сделал вас разными племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга, и тем самым  сближались друг с другом», далее в этом аяте Всевышний, дабы предостеречь нас от гордыни, которая может появиться от сознания принадлежности к той или иной нации, народности, роду. Аллах говорит: «Воистину лучшие из вас те, кто наиболее набожен, воистину Всевышний всезнающий»

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ (الحجرات/13)

Кто-то говорит: «Мы – аварцы!», другой говорит: «Мы – кумыки!», третий: «У меня отец такой-то, у меня род такой-то». И Аллах, когда  напоминает нам о благе сотворения нас разными, тут же подчёркивает, что среди всей этой людской разницы есть только одно превосходство – богобоязненность, которая делает человека лучше остальных перед Аллахом. Кому бы он ни принадлежал, раб он или царь, белый или чёрный - нет разницы, лучший лишь тот, кто наиболее богобоязнен. Лучше тот, кто наиболее познал своего Создателя - Всевышнего Аллаха. Посему Пророк (мир ему и благословение) воспитывал своих сподвижников именно в этом духе. Конечно же, дети Пророка (мир ему и благословение), дети лучшего творения, последнего из пророков могли  бы возгордиться от того, что они дети Пророка (мир ему и благословение). Чтобы лишить их надежды на то, что  принадлежность к такому роду спасёт их, Пророк (мир ему и благословение), обращаясь к своей дочери, сказал:

«О Фатима, спаси свою душу от огня ада. Я не смогу принести тебе ни пользы, ни вреда в тот день, когда могут спасти лишь богобоязненность и благие деяния». Ни родство, ни род не спасут мумина (верующего) в Судный день. Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал  Сааду ибн Аби-Ваккасу сказал: «О Саад, пусть тебя не вводит в заблуждение то, что о тебе говорят: это дядя Пророка». Воистину все перед Аллахом равны и между Всевышним и Его людьми нет другого родства кроме покорности. Покорность Аллаху делает любого из нас родным для Всевышнего. Если нет подобного родства-покорности, тебя не спасёт никто! Мы знаем из истории, что Саад был единственным сподвижником, обращаясь к которому,  Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пусть будут мои родители выкупом за тебя». Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил о нём: «Это мой дядя и пусть кто-нибудь покажет мне  лучшего дядю, чем он». Это сподвижник, с которым Пророк (мир ему и благословение) играл, шутил, радовался его приходу так, как не радовался никакому другому приходу. В Исламе есть такое понятие как общечеловеческое братство, потому что мусульманин в первую очередь смотрит на всех людей как на творений Всевышнего. Наша религия призывает нас не только к братству по вере, но и к общечеловеческому братству. В священном Коране говорится: «Он тот, Который сотворил вас из одной души, и из которой Он сделал супругу, что бы он склонялся к ней, что бы  он находил какой-то покой рядом с ней».

Всевышний сотворил всех людей, изначально вложив в каждого из них равную фитра (первозданная чистота), которая отвергает всякую нечисть,  склонна к поклонению Всевышнему, ко всему чистому, благому. Эта чистота есть во всех людях. Это разделяет всё человечество и поэтому Ислам предписывает всё то, что способствует росту, укреплению и сохранению этого братства: братства общечеловеческого и братства по вере. В одном из священных хадисов говорится, что Аллах,  обращаясь к Давуду (мир ему) сказал: «Напоминай Моим рабам о Моём милосердии, воистину все души созданы так, что бы они любили того, кто делает для них добро и так же ненавидит того, кто желает им зла». Всевышний в священном Коране говорит: «Воистину уверовавшие - братья, вы примеряйте между братьями и бойтесь Аллаха, и вам будет оказано милосердие».

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ [الحجرات/10

Приставка «иннама» ограничивает смысл, т.е. воистину лишь уверовавшие бывают братьями. Толкователи Корана, комментируя слово «братство» в этом аяте, разделились в двух мнениях. По одному мнению, если уверовавший не признаёт братства другого верующего, то его иман (вера) будет отвергнут.

Из этого аята выходит, что если человек не ощущает братства других братьев по вере, то его вера недействительна. Есть и другое мнение, согласно которому вера существует, но очень слабая. То есть одни толкователи этого аята вообще отрицают иман того, кто говорит: «Только я на истинном пути, а все остальные в заблуждении, они не мои братья» и т.п. Так же любой человек, который отделился от  коллектива, заботится только о своих интересах, обладает очень слабым иманом, согласно толкованию этого аята.

Есть также хадисы Пророка (мир ему и благословение), которые призывают нас к общечеловеческому этикету и братству. Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит:

السنن الكبرى للنسائي - (ج 6 / ص 539 )

لا يؤمن أحدكم حتى يحب لاخيه ما يحب لنفسه

«Не будет полноценно уверовавшим кто-либо из вас, пока не возжелает своему брату того же, чего он желает самому себе». Толкователи этого хадиса говорят, что этот хадис не обуславливает одних лишь уверовавших, т.е. изначально если нет никакой причины для вражды, войны, то мы добрые соседи и братья  всем людям. Независимо от их вероисповедания, их взглядов,  мировоззрения. И так же другой хадис Пророка (мир ему и благословение), который призывает нас к общечеловеческому братству, говорит

اتحاف الخيرة المهرة بزوائد المسانيد العشرة - (ج 5 / ص 190 )

الخلق كلهم عيال الله

Воистину все народы - иждивенцы Аллаха. Мы же видим, что Аллах опекает на этом свете всех людей: грешных, безгрешных, верующих, неверующих, без исключения. Всевышний опекает и проявляет милосердие ко всему человечеству. Вторая часть хадиса звучит

 اتحاف الخيرة المهرة بزوائد المسانيد العشرة - (ج 5 / ص 190 )وأحبهم إلى اللّه أنفعهم لعياله  

«И самый дорогой Аллаху среди людей более полезный иждивенцам Аллаха», т.е. людям. Поэтому, дорогие братья, наша религия строго-настрого запрещает любую причину разжигания ссор, вражды между мусульманами и немусульманами. Поэтому в Коране говорится: «О  те, которые уверовали! Пусть не издевается один народ над другим народом, ибо тот другой может оказаться лучше. И пусть женщины не унижают других женщин, ибо те могут оказаться лучше них. Вы не обзывайте друг друга некрасивыми именами, кличками».

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لَا يَسْخَرْ قَوْمٌ مِنْ قَوْمٍ عَسَى أَنْ يَكُونُوا خَيْرًا مِنْهُمْ وَلَانِسَاءٌ مِنْ نِسَاءٍ عَسَى أَنْ يَكُنَّ خَيْرًا مِنْهُنَّ وَلَا تَلْمِزُوا أَنْفُسَكُمْ وَلَا تَنَابَزُوا بِالْأَلْقَابِ بِئْسَ الِاسْمُ الْفُسُوقُ بَعْدَ الْإِيمَانِ وَمَنْ لَمْ يَتُبْ فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ  [الحجرات/11 ]

Также Аллах в другом аяте говорит: «Воистину некоторое даже предположение - это уже грех. Не злословьте за спиною друг друга. Неужели вы пожелаете есть мясо своего покойного брата, т.е. злословие за спиной в аяте сравнивается с употреблением плоти брата.

إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَبْ بَعْضُكُمْ بَعْضًا أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَنْ يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَحِيمٌ [الحجرات/12

Остерегайтесь даже частично предположений. Обычно неприязнь между нами основана не на фактах, а лишь на догадках и предположениях. Сегодня нам не нужен аргумент или факт для того, чтобы обвинить другого в воровстве, в грехе, в куфре (неверие). Хотя у человека нет достаточных мерил, достаточных оснований, чтобы судить о другом мусульманине таким образом. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано:

المسلم أخو المسلم لا يخونه ولا يكذبه ولا يخذله جامع الأحاديث - (ج 22 / ص 166

Мусульманин является братом мусульманину, он не нарушает доверия, оказанного ему, не лжёт ему,   и не оставляет его без помощи в трудную ситуацию.

جامع الأحاديث - (ج 22 / ص 166 )

  «Каждый мусульманин запретен другому мусульманину, его честь, имущество, и кровь»,- говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

كل المسلم على المسلم حرام عرضه وماله ودمه التقوى ها هنا وأشار إلى القلب بحسب امرئ من الشر أن يحقر أخاه المسلم (الترمذى - حسن غريب - عن أبى هريرة . أحمد ، والطبرانى عن واثلة )

Мусульманину достаточно греха за унижение другого брата-мусульманина. И что сегодня происходит? Происходит  у нас в республике как раз-таки то, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предсказывал давно. В хадисе сказано: «Наступят такие времена, когда убийца не будет знать, за что убивает, и убитый не будет знать, почему его убили. Также Посланник Аллаха говорит: «Остерегайтесь догадок, предположений, воистину предположение - самая лживая весть. Не выискивайте недостатки друг друга, не проявляйте зависть, не стройте козни, не проявляйте гнев и будьте рабами Аллаха и братьями.

تقريب الأسانيد وترتيب المسانيد - (ج 1 / ص 175 )

إيَّاكُمْ وَالظَّنَّ فَإِنَّ الظَّنَّ أَكْذَبُ الْحَدِيثِ وَلاَ تَحَسَّسُوا وَلاَ تَجَسَّسُوا وَلاَ تَنَافَسُوا وَلاَتَحَاسَدُوا وَلاَ تَبَاغَضُوا وَلاَ تَدَابَرُوا وَكُونُوا عِبَادَ اللَّهِ إخْوَانًا تقريب الأسانيد وترتيب المسانيد - (ج 1 / ص 175 )

Когда шайтан теряет надежду на то, чтобы человек-мумин (верующий) поклонился ему, а не Всевышнему, он начинает сеять вражду между людьми. Пророк (мир ему и благословение) в хадисе говорит: «Воистину шайтан потерял всякую надежду на то, что уверовавшие станут поклоняться ему, однако не теряет надежды в подстрекательстве мусульман друг против друга».

جامع الأحاديث - (ج 7 / ص 341 )

إن الشيطان قد أيس أن تعبده المصلون فى جزيرة العرب ولكن فى التحريش بينهم

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Вы остерегайтесь  разрыва отношений. Воистину разрыв отношений - это бритва, но не та, которая сбривает волосы, а та, которая сбривает религию». Когда мы разрываем отношения между собой - мы отбрасываем от себя религию Всевышнего, согласно этому хадису. Представьте себе, если нет братства, то вместо него вселяются раздоры, ссоры, подстрекательства. Мы автоматически отходим от религии. Поэтому, дорогие братья, есть вещи, которые нам предписаны для того, что бы способствовали лишь увеличению нашего братства, укреплению нашей дружбы, сближению нас. Это великая цель Ислама, одна из самых первых его задач. И говорить о каком-нибудь достижении высшей цели через раздоры, ссоры невозможно! Никакой цели мусульмане не достигнут,  пока не сохранят братства между собой. Поэтому первое, что предписано для сохранения братства, это салам - приветствие друг друга. Один из сподвижников спросил Посланника Аллаха: «О Посланник Аллаха, какая форма Ислама наилучшая?». Посланник Аллаха ответил: «Угощай людей, стремись к угощению и приветствуй (давай салам) любого, кого ты знаешь и кого не знаешь».

«السنن الكبرى للنسائي - (ج 6 / ص 531 )

تطعم الطعام وتقرأ السلام على من عرفت ومن لم تعرف »

Пророк в другом хадисе также говорит: «Вы провозглашайте салам, угощайте едою, скрепляйте родственные узы и совершайте ночные молитвы, в то время, когда другие люди спят, и вы войдёте с миром в Рай».

معرفة الصحابة لأبي نعيم الأصبهاني - (ج 11 / ص 500 )

أفشوا السلام ، وأطعموا الطعام ، وصلوا الأرحام  ، وصلوا والناس نيام ، تدخلوا الجنة بسلام

В распространении салама есть наше спасение, поэтому Пророк говорит: «Вы провозглашайте салам, и вы будете спасены». Многие сегодня не то, что незнакомому, знакомому даже салам не дают. К большому сожалению, это так, обратите на это внимание. Также для укрепления братства нам предписано проведывать больных, проявлять о них заботу. И это очень важно, потому что в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Тот, кто заботится о больных, рядом с ними находит Аллаха. В Судный день встанет раб Всевышнего, и Аллах скажет ему: «О, Сын Адама, Я заболел, а ты меня не проведал». Этот раб скажет: «О Аллах, Господь миров, как Ты мог заболеть?». Тогда Аллах говорит: «Мой раб был болен, а ты его не проведал. Если бы ты его проведал, то нашёл бы Меня рядом с ним». Столь велик этот поступок. Так же отвечать на приглашение, когда нас приглашают наши братья на свадьбу, в которой не нарушаются требования Шариата, мавлид и другие мероприятия. Если нас пригласил брат-мусульманин к себе в гости, обязательным является отвечать на это приглашение. Посланник Аллаха сказал: «Кто был приглашён и не ответил, тот ослушался Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение).

السنن الكبرى للبيهقي - (ج 7 / ص 68 )

من دعى فلم يجب فقد عصى الله ورسوله

Есть очень много вещей, которые предписаны нам нашей религией для того, что бы способствовать укреплению братства. Для примера приведу образы братства сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Вы знаете, когда мухаджиры (первые мусульмане Мекки) были вынуждены бросить свою родину, переселились в Медину, взяв с собой только то, что можно взять с собой в пустыню. Когда они переселились, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) объявил братьями каждого из них и ансаров (жители Медины). Среди них были и  Саад ибн Раби из ансаров и Абдуррахман ибн Ауф из мухаджиров. Саад ибн Раби сказал Абдуррахману ибн Ауфу: «О Абдуррахман, я самый состоятельный житель Медины. Посмотри на мои земли, и выбери половину, она твоя». Но Абдуррахман ибн Ауф, конечно же, отказался и сказал: «Укажи мне на ваш рынок». И Абдуррахман ибн Ауф начал торговлю, он заработал на махр женщины, на которой женился.

Или  братство, которое возникло между Абубакром и Билалом. Билал - угнетённый чёрный раб, а Абубакр - один из знатнейших и состоятельных жителей Мекки. Он видел, как издевается над ним его хозяин по причине того, что Билал принял Ислам. Абубакр подошёл и сказал его хозяину: «Не надоело ли тебе мучить этого раба?! Продай мне его, я тебе дам больше, чем он стоит». И тогда хозяин Билала ему говорит «Забирай!».  Абубакр выкупил Билала и тогда хозяин Билала спросил: «Кого ты купил? Если бы дал мне за него даже один дирхам, я бы и за это его отдал». На это Абубакр ответил: «Если бы ты затребовал за него и тысячу, я бы отдал!». Абубакр  обнял Билала и объявил его своим братом. Раб и знатный житель Мекки стали братьями.

По соседству с Абубакром проживали бедные вдовы, которые потеряли своих мужей в газаватах (на полях сражений). И у Абубакра была традиция каждый день посещать их и помогать им. Он доил их овец и кормил их этим молоком. И когда после кончины Пророка (мир ему и благословение) правление перешло к Абубакру, до него дошли сожаление и печаль соседок. И на второй день правитель правоверных, глава огромного халифата  отправился к ним и постучался в дверь. Девочка открыла дверь и говорит: «О мама, пришёл доильщик овец». И Абубакр пошёл и подоил им овец и накормил своих соседок. Вот что такое Ислам, братство и соседство по Исламу. Поэтому, дорогие братья, поговорим о братстве, о нашем единстве, забудем вражду, отстранимся от всего, что разжигает смуту. Ибо над нами немало поиздевались наши враги, разжигая вражду между нами.

Статья составлена на основе пятничной проповеди, прочитанной в Центральной джума-мечети Махачкалы.


Материалы по теме:

  • Аудио и видео вариант проповеди
  • Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.