Быть нравственным и неверующим?

19 Август 2010 1002

Падение нравов в обществе влечет за собой его моральное уродство.

Психолог Алиасхаб Анатольевич МурзаевДве науки точные: математика и нравственное учение. Точны и несомненны эти науки потому, что у всех людей один и тот же разум, воспринимающий математику, и одна и та же духовная природа, воспринимающая (учение о жизни) нравственное учение.

Л. Н. Толстой.

Понятие «нравственность» рассматривается как совокупность норм поведения человека в обществе.

Очень интересно о нравственности говорит немецкий философ Гегель: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим ещё не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».

Не менее интересно высказывание древнегреческого философа Аристотеля: «Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах».

А что такое нравственность с точки зрения психологии, я решила узнать у психолога Алиасхаба Анатольевича Мурзаева.

– Как психология рассматривает понятие «нравственность»?

– Обычно в это понятие вкладывается смысл отношения одного человека к другому. Нравственные чувства отражают степень человеколюбия, отношения к самому себе и к обществу в целом. Таким образом, можно заключить, что психология рассматривает нравственность как составляющую общей культуры человека.

– Человек, который пытается помочь другим разобраться в своих проблемах, т. е. психолог должен быть человеком высокоморальным и справедливым. Но, порой, это бывает сложно определить. По каким же меркам можно это сделать? Где изложены критерии нравственности?

– Это извечный вопрос, с которым сталкивается психолог, пытающийся определить правильный путь для развития личности другого. Эта ситуация возникает закономерно. Если один пытается изменить другого, главное, чтобы понятие о благе другого отражало его потребности и не противоречило основным нормам морали. Психологи, как и все люди, бывают разными и у каждого своё мировоззрение. Главное, чтобы ни психолог, ни клиент не забывали об этом и стремились к большей объективности. У каждой культуры свой свод заповедей относительно поведения людей в обществе и наедине с собой. Лично для меня, как и для всех мусульман, главным критерием нравственности является образ жизни нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

– Какие составляющие нравственности существуют?

– Понятие нравственности многогранно и сложно. И крайне важно, чтобы люди вкладывали в него правильное содержание. В общем смысле понятие нравственности отражается в известной формуле: относись к другим людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. Это извечная истина, о которой, к сожалению, мы иногда забываем. Исходя из этого, можно заключить, что нравственность заключается в проявлении уважения к окружающим, самокритичности и ответственности за свои поступки.

– Как Вы считаете, что может сделать человека высоконравственным? Какие политические, экономические или иные процессы могут повлиять на личность?

– Поскольку мы выяснили, что нравственность тесно связана с воспитанностью, то становится очевидным, что основы нравственности закладываются в семье в самом раннем детстве. Политические или иные процессы могут лишь выступать в качестве теста на нравственность. То есть, высоконравственная личность будет оставаться такой, независимо от внешних условий. Главное, это с детства привить ребенку правильные понятия относительно того, что хорошо, а что плохо.

– Может ли за внешней нравственностью скрываться лицемерие?

– Да, к сожалению, такое часто встречается. Иногда один и тот же человек может быть примерным работником и считаться высоконравственным членом общества, но в семье быть тираном и привередой. Такое поведение указывает на то, что нравственные ценности не стали его личными ценностями и критериями. В психологии в таких случаях говорят «не произошла интериоризация системы ценностных ориентаций». Также часто можно видеть молодых людей, в селение ведущих себя скромно, чего не скажешь об их поведении в городе. Такое чаще всего происходит по причине того, что от ребёнка требуют особой формы поведения, не объясняя его суть. То есть весь процесс воспитания сводится к системе запретов. Крайне необходимо не просто требовать, но и объяснять целесообразность такого поведения.

– Какую роль в формировании нравственности человека может сыграть вера?

– Вера – это основа религии, а религия – это основа нравственности. Верующий человек всегда будет помнить о том, что за его поведением следит Всевышний, вне зависимости от условий или времени. Верующий человек будет стремиться к довольству Всевышнего и, следовательно, стараться исполнять предписания относительно его поведения.

– Может ли человек быть нравственным и одновременно не верующим ни во что, и ни в кого?

– На самом деле трудно представить человека, не верующего ни во что и ни в кого. Если человек отрицает Бога, то он начинает верить в то, что Бога нет. История СССР – это история развития атеизма в обществе. Некоторая часть населения СССР относилась к категории неверующих людей, но в то же время эти люди совершали множество высоконравственных поступков. Исходя из вышесказанного, мой ответ: да, может, но процент нравственных людей среди атеистов меньше, чем среди людей, искренне верующих. И если такие люди возвращаются к вере, они будут ещё лучше.

– Можно ли дать нравственности такое определение – гармония внутренней жизни человека со словом? Другими словами, мусульманина, чьи слова не расходятся с деяниями, можно ли считать высоконравственным или для этого ещё что-то необходимо?

– Главное, чтобы его слова, в первую очередь, не расходились с нормами Ислама. А в целом в вопросе уже содержится готовый ответ. На практике не всегда удаётся совершить задуманное благое дело, хотя человек может сообщить о своём намерении. Главное, чтобы это не стало правилом, а всего лишь исключением. Нравственность – это всё-таки внутренняя система ценностей, а поступок – её внешнее проявление. И если эти две составляющие находятся в гармонии, то такому человеку можно лишь позавидовать.

– Понятия «культурный», «воспитанный», «нравственный» тождественны?

– Ну, говорить о тождественности вряд ли приходится вследствие того, что все эти понятия относятся к составляющим нравственности. Это своего рода разные стороны одного и того же явления. Просто понятие «нравственный» включает в себя понятия «культурный» и «воспитанный».

– Как Вы считаете, с чего начинается падение нравственности?

– Падение нравственности в обществе обычно начинается с падения нравственности конкретных людей. Далее, общее падение нравственности в обществе негативно влияет на процесс развития отдельной личности. Таким образом, возникает замкнутый круг. Для остановки процесса падения уровня нравственности в целом обществе необходимо позаботиться, в первую очередь, о воспитании отдельно взятого человека. Для нормального развития общества необходимо наличие единой системы норм морали, то есть единого критерия оценки поступков людей.

– Многие учёные и исследователи полагают, что падение нравственного уровня людей является общей причиной многих социальных проблем. Как Вы думаете, почему? Согласны ли Вы с этим мнением?

– Естественно, падение нравов в обществе влечёт за собой его моральное уродство. Такое положение дел приводит к тому, что у власти не всегда оказываются люди порядочные и справедливые. Соответственно, такая картина у многих вызывает негативные чувства. Все это ведёт к тому, что в обществе растёт несправедливость и бесчестие, а это, в свою очередь, рождает массу социальных проблем.

– Л. Н. Толстой в труде «Религия и нравственность» прямо говорит, что «без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, точно так же, как без корня не может быть настоящего растения». В чём Вы видите связь между религией и нравственностью? Прав ли Толстой в своём утверждении?

– Лев Толстой как всегда прав. Скорее всего, здесь имеется ввиду вопрос подлинной, глубочайшей нравственности. Ведь, если в качестве критерия нравственного поведения человек берёт нормы религии, то его нравственность будет приносить пользу не только окружающему его обществу, но и ему самому.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.