Наша религия - не фанатизм

30 Декабрь 2010 221

Призывайте к истинной вере!

Призывайте к истинной вере!Всевышний в Коране говорит (смысл): «Аллах клянётся послеполуденной молитвой или же временем послеполуденной молитвы, и говорит, что человек – банкрот, за исключением тех людей, которые уверовали в Аллаха, тех, которые совершают благие деяния, и за исключением тех, которые советуют друг другу истину, т.е. тех, кто заботится о наставлении не только самого себя, но и о наставлении своих близких, окружающих, и которые советуют друг другу терпеливость».

Призыв к пути Аллаха является обязанностью каждого мусульманина. Это не только долг тех, кто рассказывает об Исламе с трибун - это такой же долг каждого!

В Исламе есть два вида фарза. Есть такой фарз, который должен быть исполнен хотя бы несколькими людьми из всего общества – фарзу кифая. И есть такой фарз, который обязан выполнить каждый из нас – фарзу айн.

Слово проповедника.

Существует профессиональный вид проповедничества. Иначе говоря, в обществе должны быть люди, которые искусно владеют и арабским языком, и знаниями Корана, и хадисами, и знаниями в области каждой из наук Ислама - всё это, конечно, дело профессионалов. И для них это является фарзу кифаятом. Если все люди в обществе примутся изучать неисламские науки, забыв об исламских, то всё общество попадёт в грех. Но есть и общий призыв, когда каждый из нас горит желанием призвать к Исламу своего брата, коллегу, друга. Искреннее желание призвать каждого человека в Ислам и рассказать ему об Исламе - это долг каждого из нас, дорогие братья!

Сура «Аль-Аср» - первый аргумент того, что общий призыв к Исламу является долгом каждого из нас. Имам аш-Шафии, раскрывая своё мнение об этой суре (Аль-Аср), говорит: «Всё, что после «илла» (кроме) - это столпы спасения». В этой суре говорится (смысл): «Человек - банкрот, он пропал в этом мире и на Том свете, потерял всё ценное, что может быть у мумина (верующего), за исключением тех людей, которые уверовали, тех, кто совершали благие деяния, тех, кто советовали друг другу истину – это и есть тот призыв, который обязан делать каждый. И тех, кто советовали друг другу терпеливость во всех ситуациях». Вот это - первый аргумент из Корана в доказательство того, что каждому из нас предписано проповедовать нашу религию.

И другой пример - вот достоверный хадис, который привели аль-Бухари, ат-Тирмизи от Абдуллаха бну Амр бну аль-Аса. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Доводите от меня хотя бы один аят!». Хотя бы один аят, один хадис, одно слово призыва к Исламу… - донести до другого обязан каждый из нас. Это не значит, что вот, я одно слово довёл, значит, теперь моя миссия закончена… - нет, нельзя так понимать этот хадис! Это значит, что каждый должен постоянно стремиться доводить сведения об Исламе, которые до вас дошли – другим людям! Также Всевышний в Коране, обращаясь к Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям), говорит (смысл): «Скажи, о Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям): это мой путь, я призываю к Аллаху со знаниями, призываю я и тех, кто за мной последовали».

Так же здесь очень яркий намёк на то, чтобы этот призыв был осознанным, со знаниями, аргументированным. Из-за этого и сказал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям): «Я призываю к Аллаху со знаниями». Современный мир - век современных технологий, век распространения различных философий, мировоззрений; поэтому, когда мусульманин рассказывает о своей религии, его рассказ должен быть обоснованным, аргументированным – только в этом случае его призыв будет успешным. Есть такое высказывание среди мусульман: «В Исламе ни в коем случае нельзя допускать отсебятину, когда ты говоришь от имени Ислама – значит, говоришь от имени Аллаха и Его Посланника (салляллаху аляйхи васаллям)». И тот человек кто, говорит от себя привнося в эту религию или высказываясь от имени Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) то, чего он не говорил - это очень рискованный шаг! Это один из тягчайших грехов, которые мусульманин может совершить.

Поэтому, когда мы говорим, что «надо говорить», это не значит «в любом случае говорить», не молчать - нет, нельзя говорить, что попало! Ислам - это наука, да, ведь наша религия - наука. Наша религия - не фанатизм, это обоснованная религия, религия науки, человеческой логики - и когда мы говорим что-то о религии, у нас должны быть и аргументы и знания.

Не зря имам аль-Газали сказал, что простому человеку совершение тяжкого какого-либо греха будет менее тяжким, чем говорить об Исламе «от себя что-либо». К большому сожалению, сегодня среди мусульман распространяется очень много лживых сведений об Исламе. В том числе, и женщины и мужчины - нет здесь разницы! - утверждают иногда то, от чего Ислам вообще далёк. И такого не найти не то, что в Коране и хадисах - ни в какой книге Ислама! Например, до сих пор многие полагают, что если супруги три месяца вместе не живут - то у них… аннулируется, то есть отменяется брак. Где это было прочитано, откуда это исходит? - я удивляюсь, с какой силой лживые сведения распространяются и принимаются, это удивительно!

11 сентября…

Сегодня, хвала Всевышнему, несмотря на то что, мы являемся не очень примерными последователями нашей религии, она является самой прогрессирующей религией во всём мире. Особенно после 11-ого сентября 2001 года, после тех страшных событий, которые были запланированы как бы «для дискредитации Ислама», для того, чтобы нанести колоссальный урон распространению нашей религии. Так нет же - оно сыграло наоборот, и эта трагедия стала ещё большим толчком для распространения Ислама и в Америке, и в других странах! Почему так? Да потому, что это породило интерес со стороны интеллигенции, думающие люди стали задавать вопросы: а почему, неужели религия Ислам к этому призывает? И это толкнуло к тому, чтобы заглянуть в эту религию, в основы этой религии. Естественно, это и послужило толчком для принятия Ислама многими людьми. Вы не поверите, но сегодня во Франции ведётся статистика, и по её результатам ежедневно в этой стране принимают Ислам… 50 человек, в Америке… более 30 человек! И поэтому мы должны быть настоящими проповедниками, не только на словах - но и на своём личном примере.

Условия для тех, кто встал на путь призыва к этой религии:

1. Самое основное, конечно, - ихлас, искренность. Искреннее доброе намерение, бескорыстное желание призвать какого-либо раба к религии Всевышнего, как бы ни был грешен человек, верующий или неверующий - он раб Всевышнего. Аллах желает и этому рабу спасения, как Он желает этого и тебе. Перед Аллахом Его рабы - равны. Поэтому, дорогие братья, цель должна быть только такой: привлечь к этой религии хотя бы одного из рабов Всевышнего и таким образом достигнуть цели - довольства Аллаха! Аллах должен быть целью, к которой ты стремишься. И ни в коем случае не должны преследоваться иные цели, например, как бы отличиться среди остальных красноречивостью, показать свои знания, какой, мол, я способный! Ни в коем случае нельзя желать увеличения сторонников для своего круга - ведь такие корыстные цели губят любые добрые дела, которые ты совершал до этого. Аллах в Коране говорит (смысл): «И они пришли ко всему тому, что они предоставили Мне из своих благих деяний - и Я превратил эти деяния в пыль». Хорошие деяния могут превратиться в пыль… из-за корыстного подхода в любом богоугодном деле. Аллах говорит (смысл): «Кто желает счастливой встречи со своим Господом, пусть совершает благие деяния искренне и правильно». Если ты искренне что-то делаешь для религии, то необходимо, чтобы оно соответствовало Сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и соответствовало общепринятым принципам нашей религии. И никакая искренность тебя не оправдает, если ты это дело делаешь неправильно.

Кто-то может подумать: я же искренне хочу наставить этого человека… и говорит, что попало, достоверное и недостоверное, выдуманное - он думает, что все средства хороши для того, чтобы этого человека привлечь к Исламу. Нет - такой подход не приемлет наша религия! Всё, что ты говоришь - после искренности, первое условие - твои деяния должны соответствовать принципам, нормам и основам религии. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Воистину, поступки - по намерениям, и каждому человеку воздастся согласно тому, к чему он стремился, каково было его намерение». Поэтому нельзя утешаться тем, что мы совершаем благие деяния, в этих деяниях должны быть искренние намерения.

Вспомним хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), где он рассказывает об ужасах Судного дня, когда к Аллаху приводят богатого и Аллах ему говорит: «Разве Я не даровал тебе богатство, ты ни в чём не нуждался - что ты сделал с ним?» Он отвечает, что скреплял родственные узы, отдавал милостыню. Аллах говорит: «Ты лжёшь, и ангелы скажут, что ты лжёшь». Аллах скажет ему: «Ты желал, чтобы о тебе сказали «этот человек хороший, щедрый!» - ты не стремился к Моему довольству, но ты стремился к довольству людей». И этого человека поволокут в ад. Потом приводят того, кто отдал жизнь на пути Аллаха. Ему Аллах говорит: «Я даровал тебе здоровье и силу: как ты ими воспользовался?» Он говорит, что ему было велено участвовать в битвах на Его пути, он воевал и был убит ради Господа. И Аллах говорит: «Ты лжёшь, и ангелы повторяют это. Ты хотел, чтобы про тебя сказали, что такой-то – храбрец. Так и сказали, что ты - храбрец, вот ты своё уже получил, ты не стремился к Моему довольству». Его также уволокут в ад. Самые лучшие поступки, которые совершили люди, как видите, из-за отсутствия искренности, не спасли их - вот такая участь у них в Судный день…

Хвала и слава на земле среди людей - ни к чему. Ислам порицает, когда восхваляют кого-то, особенно в его присутствии. В хадисе сказано: «В присутствии Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) похвалили одного человека. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Горе тебе: ты срубил голову своему товарищу, зачем ты так поступаешь?». Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Если кто-либо из вас хочет кого-либо похвалить, пусть он хотя бы говорит: «Я думаю, что этот человек - хороший». Пусть не говорит, как у нас принято, в моде «ты такой, ты сякой, ты великий…» Ислам возбраняет такой подход. Почему? Да потому, что когда человека хвалят, он получает от этого удовольствие, и это… останавливает в нём духовный прогресс, развитие души, останавливает - и это вредно человеку, шайтан ему внушает, что он уже чего-то достиг.

Следующее условие - знание. Всевышний предостерегает говорить об Аллахе и о Его религии то, что вы не знаете. Вы должны быть уверены в том, что есть в Исламе вещи общеизвестные, в которых никто не может разделяться во мнениях, взглядах - и эти вещи большинство людей не знают, вот о них вы можете говорить! О том, что известно о запретах, а в тех делах, которые требуют обращения к алимам, ни в коем случае не беритесь, не осмеливайтесь отвечать на эти вопросы. Поэтому учёные говорят слова «я не знаю!» - половина знаний». Ни в коем случае не стесняйтесь, даже если вы сам алим, - не надо стесняться говорить «я не знаю!» - лучшего спасения для вас нет. А в том, что вы уверены, вам известно, вы знаете - смело призывайте к тому, что знаете. Вот вы в проповеди услышите один хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), приобретёте какое-то знание, вот пока долгое время не прошло и всё это в вашей памяти остаётся свежим, и когда вы приходите и рассказываете об этом своей супруге, детям - вы можете смело передавать это. А когда вы передаёте, пересказываете - вы очень надолго записываете это в своей памяти.

Одиннадцатилетний мальчик и брошюра…

В истории тех, кто пришли к Исламу, есть очень много людей, для которых было достаточно даже одного слова, чтобы прийти к религии. Вы можете оказаться одним из тех людей, которые скажут это слово! Призвать к Исламу - это не только говорить, бывают книги: вот кто-то из вас взял книгу, открыл её и она стала переломным моментом в твоей жизни. Почему нельзя подарить её другу, рассказать про неё? Я приведу историю, которая произошла в Европе, в Амстердаме. Человек с сыном постоянно ходил раздавать брошюры людям. И был как-то очень ненастный день и отец не смог распространять эту книгу, она называлась «Это наш путь в Рай». И одиннадцатилетний мальчик попросил у отца: «Дай, отец, вместо тебя сегодня я буду раздавать книжечки!» И мальчик начал разносить эти книжечки, разнес уже все и осталась одна книжка. И он думает: "Никого на улице нет, идёт дождь, холодно…" Но он всё-таки не хочет вернуться с ней домой и подходит к одному домику. Постучался в дверь - но никто не отвечает, долго он ждал. Но всё-таки дверь открыла очень старая женщина и мальчик с красивой, доброй улыбкой сказал ей: «Извините за беспокойство, я бы хотел дать Вам книжку, а Вы знаете: у Вас есть Господь, Который Вас любит, за Вас беспокоится?». И вот она взяла эту книжку. Мальчик возвращается. На следующий день была пятничная молитва – а в мечети та женщина ищет, кто же ей приносил ту брошюрку? И к имаму подошла, имам спросил, что её интересует. Она рассказала всё, как было: «В этом городе у меня нет никакого родственника, у меня был единственный муж, который неделю назад скончался, и после этого у меня не осталось никого и я отчаялась… - решила покончить жизнь самоубийством. Привязала верёвку, поставила стульчик - но как только собралась повеситься… кто-то постучался! Я думала, что стучащий отойдёт, и вот всё-таки открыла дверь, вышла и… там мальчик, который сказал мне эти слова, который спас мне жизнь. Из этой брошюры я узнала, кто есть Господь мой, узнала об Аллахе и приняла Ислам». Представьте себе: одиннадцатилетний мальчик и эта брошюра… спасли жизнь этой женщине на этом и на Том свете!

Нашу религию Ислам стоит распространять, дорогие братья - это самое ценное, что вы можете дать самому дорогому человеку. И поэтому - будем хорошими проповедниками! Недостаточно явиться на пятничную молитву - изо дня в день каждый из нас должен спросить себя: «А что я делаю ради Аллаха?». Ведь Всевышний в Судный день спросит: «О Мой раб, как ты к сегодняшнему дню подготовился?». Что же ты ответишь: «Я хорошенько ел, строил дома, покупал хорошие машины, искал женщин!» Ведь это всё же не спасёт. Нужно показать, взять с собой то, что сделал в жизни ради Аллаха. А главное - привлечь к нашей религии хоть одного человека! Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Это ценнее, это лучше, чем весь этот мир и всё, что в нём».

Дай Аллах, чтоб мы были самыми лучшими распространителями религии, которые не только на словах, но и на деле показывают людям Ислам! Амин.

Статью подготовил Гасан Амаханов.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.