Опрос общественного мнения в Нидерландах показал, что ислам возглавляет список религий, которые наиболее популярны среди жителей Амстердама. По статистике 13% населения Амстердама – мусульмане, около 11% – католики, 5% – протестанты, один процент исповедует иудаизм. На все прочие религии приходится 12%. И 59% считают себя атеистами.
Нидерландская мусульманская телерадиокомпания:
без идеологии, но с идеалами...
Если Амстердам – официальная столица Голландии, то Хилферсум – ее телевизионная столица. Здесь расположены офисы, студии, монтажные десятков голландских телекомпаний. И среди них уютно расположился небольшой особнячок Нидерландской мусульманской телерадиокомпании (НМО).
В стране, где ислам исповедует около 5 % населения, НМО располагает еженедельным воскресным телеэфиром с 12 до 13 часов дня на первом общенациональном телеканале и 3-часовым эфиром на радио. А в дни мусульманских праздников телекомпания получает дополнительное эфирное время по вечерам. И все это на 100% финансируется государством. Однако, по словам директора НМО, мусульманина родом с Суринама, Франка Виллема, государство только платит, но, что называется, не заказывает музыку. Это дело самих журналистов. По условиям лицензии, НМО, равно как и другие телекомпании, обязана лишь соблюдать свой собственный устав, в котором четко обозначены цели вещания. По словам Франка Виллема: «Наша цель – показать мусульманам и немусульманам всю палитру ислама. Голландия – страна мусульманской иммиграции. Здесь есть турки, марокканцы, боснийцы, суринамцы, индонезийцы. Всё это страны со своей культурой. У нас одно общее – Коран. В остальном – мы разные. В своих программах мы показываем, что мусульманин вполне может найти в Голландии свое место – в экономике, на рынке труда, в сфере образования. У нас нет идеологии, но есть идеалы».
Нидерландская мусульманская телерадиокомпания была создана еще в 1986 г., но ее вещание не раз прерывалось из-за внутренних противоречий. Приверженцы разных этнических течений среди голландских мусульман долго не могли договориться, какими должны быть передачи, кто должен стать ведущим. Сегодня от ведущих в НМО практически отказались, вещание идет на голландском языке с арабскими и турецками субтитрами, среди журналистов – и мусульмане, и «коренные голландцы», тематика программ – сама широкая.
Съемочная группа журналистки Аннеман Вайс, например, снимает публичные дебаты между голландскими феминистками и мусульманками на тему «Мусульманские женщины и эмансипация». Аннемайн довольна съемкой: такие острые дебаты помогают голландцам и мусульманам лучше узнать друг друга. Сейчас это особенно важно, ведь многие голландцы напуганы всплеском терроризма в мире. «Но ведь обычные мусульмане, – говорит Вайс, – нормальные люди, очень симпатичные, дружелюбные, гостеприимные. И мы стараемся показывать их».
На НМО утверждают, что среди их зрителей мусульман примерно две трети. Шеф-редактор Рашид Алибюкс демонстрирует папки, полные зрительских писем: «Мы стараемся создавать передачи для широкого круга телезрителей, включая молодежь. А та не столь догматична. Для нее мы делаем специальную программу «Драйв». Эта серия портретов молодых ребят, исповедующих ислам и живущих в Голландии».
Число новых европейцев – мусульман – в Голландии постоянно растет, а потому каждое воскресенье ровно в полдень заставка НМО собирает у экранов телевизоров несколько сот тысяч человек.
Общество «Халяль»: наука на службе ислама
Город Лееуварден – столица провинции Фрисландии. В XXI в. здесь можно встретить куда меньше местных крестьян и куда больше выходцев из далеких стран. Для многих мусульман – суринамцев, турков, марроканцев – Лееуварден уже давно стал родным домом.
В Голландии забота о контроле пригодной для мусульман пищи – дело не только имамов. Здесь на службу Корану поставлена наука. Иммигрант с Суринама Абдул Каюм химик по образованию. Он президент общества «Халяль» и, поэтому, частый гость в химической лаборатории пищевого предприятия CSK. Здесь Абдул Каюм проверяет качество закваски знаменитого голландского сыра. Дело в том, что сыр будет соответствовать нормам исламской пищи – халяль – только в том случае, если его закваска будет изготовлена из желудков телят, забитых в соответствии с мусульманским ритуалом. «Наше предприятие уникально тем, – говорит Абдул Каюм, – что мы представляем союз имамов – религиозных ученых и ученых-химиков. Голландские власти всячески содействуют нам в том, чтобы мусульмане могли покупать пригодную для них пищу».
Кстати, еще несколько лет назад закваска производилась не из телячьих желудков, а из – свиных. Но общество «Халяль» предложило голландским производителям изменить технологию. И те охотно пошли на это, ведь это сулило им значительное расширение рынка сбыта конечной продукции.
Общество «Халяль» действует в Голландии вот уже 12 лет. Оно контролирует и то, как забиваются животные, и то, из чего производятся продукты питания. Сертификат общества «Халяль» для мусульман – признак соответствия продуктов нормам ислама, а для голландцев – это просто гарантия высокого качества. И сеть предприятий и магазинов, сертифицированных обществом, в Голландии постоянно растет.
Жизнь в Старом Свете отнюдь не стоит на месте. И новые европейцы придают ей новый вкус.
Голландская полиция: главное оружие – слово
Утрехт – один из крупных и древних голландских городов. За тринадцать веков своего существования Утрехт не знал такого наплыва иммигрантов, как в последние 20-30 лет. Сегодня среди жителей города их чуть ли не 30%, и почти половина приезжих – мусульмане, в основном – марроканцы.
Вот уже 5 лет, как в Утрехте действует специальный Центр «Полиция и иммигранты». Задача Центра – наведение мостов взаимопонимания между полицией и приезжими. По словам Ханса Папефелда, руководителя Центра, именно знание культур, традиций и верований приезжих помогает утрехтским полицейским держать ситуацию в иммигрантских кварталах под контролем.
Для утрехтстких полицейских знания – главная сила. «Как полицейский, – объясняет Ханс Папефелд, – ты всегда склонен решать проблемы силой, с помощью репрессивных методов. И, конечно же, мы, как и все полицейские в мире, располагаем репрессивными средствами. И все-таки мы избрали другой подход». Например, утихомирить юных марроканских хулиганов легче всего с помощью их пожилых единоверцев, ведь на Востоке принято уважать старших.
В Утрехте в обязанности участковых включают регулярное посещение мечетей и близкое знакомство с имамами и прихожанами. Поэтому местные полицейские знают, что, когда заходишь в дом к мусульманской семье, надо снять ботинки. Почему? Да потому, что в гостиной у этих людей обычно принято молиться. А значит нужно отнестись к этому с уважением и не топтаться на месте молитвы в грязных ботинках.
Кстати, место для молитвы оборудовано и в помещении самого Центра. Здесь совершают намаз представители мусульманской общины, участвующие в круглых столах и семинарах, а также сами полицейские-мусульмане. Таких в голландской полиции сейчас немало.
Журнал "Ислам"