Мерзкий язык…

30 Май 2011
13741

«Для некоторых лучше быть немыми».

Мерзкий язык…В этой проповеди я хочу поговорить о таком распространённом, к сожалению, в наше время и мерзком явлении, как матерщина, иначе говоря, ненормативная лексика. Когда люди позволяют себе нецензурно выражаться, говорить мерзости, таким образом, они дополняют свой скудный лексикон.

Некоторым это может показаться не таким уж грехом, который заслуживает внимания. На самом деле, грехи языка – очень серьёзные грехи, за которые Всевышний очень серьёзно наказывает. И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

"لا يستقيم إيمان عبد حتى يستقيم قلبه ولا يستقيم قلبه حتى يستقيم لسانه"

«Вера человека не будет праведной, не будет полноценной, пока не будет праведным его сердце, а сердце человека не будет праведным, пока не будет праведным и чистым его язык», т.е. тот язык, на котором мы говорим, напрямую влияет на сердце и, наоборот, то, что в сердце, то и на устах. Очищая язык, речь, мы очищаем своё сердце. Эти два органа связаны друг с другом напрямую. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), говоря о важности, серьёзности греховных слов, говорил:

"وإن العبد ليتكلم بالكلمة لا يلقي لها بالًا يهوي بها في جهنم سبعين خريفًا"

(رواه أحمد)

«Иногда человек позволяет себе высказать слова, которым он не придаёт какого-либо значения, и, тем самым, только за это будет падать в ад в течение 70 лет, не доходя до его дна». Однажды Айша, увидев женщину невысокого роста, сказала Пророку (салляллаху аляйхи васаллям): «Какая она невысокая», тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал ей:

"يا عائشة لقد قلت كلمة لو مزجت بمياه البحر لأفسدته"

(رواه أبو داود)

«О Аиша, если то слово, которое ты сейчас сказала, можно было растворить в море, то всё море стало бы непригодным для жизни».

Что значит высказывать непристойности и сквернословить? Это не только ругаться матом, но и называть вещи своими именами напрямую. Особенно если речь идёт о вещах интимного характера, когда человек позволяет себе сказать напрямую всё, как оно есть – это тоже считается непристойностью. И уж куда более непристойным и мерзким является когда человек обзывает другого недостойными словами.

Мумин – это человек, у которого чистый язык, достойная речь, он далёк от мерзости, от пахабных анекдотов. Мумину это всё несвойственно. Каждый человек индивидуален. Бывают люди весёлые, спокойные, смешные, бывают простые люди – все мумины разные. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

"يطبع المؤمن على الخلال كلها إلا الكذب والخيانة"

(رواه أحمد)

«Все черты характера мумину присущи, за исключением лжи и вероломства». Ложь и вероломство – это непристойно. Есть качества, которые противоречат иману, которые его ослабляют. Если возникает необходимость рассказать что-то или высказаться о вещах, имеющих отношение к интимной стороне жизни, то это надо сделать максимально деликатно, чтобы не вызвать стыда ни у собеседника, ни у себя самого. Нам тому пример Коран и Сунна Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и высказывания его сподвижников. Всевышний в Коране темы, имеющие отношение к интимной жизни, озвучивает, объясняя в тактичной, деликатной форме.

﴿وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَافِظُونَ﴾

«И те, которые берегут своё целомудрие».

﴿إِلَّا عَلَى أَزْوَاجِهِمْ أوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ فَإِنَّهُمْ غَيْرُ مَلُومِينَ﴾

«Кроме как в отношении своих жён и наложниц, они безупречны».

﴿فَمَنِ ابْتَغَى وَرَاءَ ذَلِكَ فَأُلَئِكَ هُمُ الْعَادُونَ﴾

[سورة المؤمنون: الآية 7-5]

«А тот, кто будет желать помимо этого (всё, что вне брака), преступает границы Шариата». В другом аяте Аллах говорит:

﴿فَلَمَّا تَغَشَّاهَا حَمَلَتْ حَمْلاً خَفِيفاً﴾

[سورة الأعراف: الآية 189]

«И когда человек был в близости с ней, она забеременела». В другом аяте говорится:

﴿أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا﴾

[سورة النساء: الآية 43]

«Если вы прикоснётесь к женщинам, и потом не найдёте воду (для омовения), то совершайте таяммум». Однажды Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) заметил одну из своих родственниц, на которой была прозрачная одежда. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сделал ей замечание:

"يا بنيتي ، إن هذه الثياب تصف حجم عظامك"

(رواه أحمد والطبراني عن أسامة بن زيد)

«О доченька, сквозь твою одежду видны косточки». Можно было сказать, наверное, и по-другому, напрямик, но Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) был деликатен. Сподвижники Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и их жёны тоже в крайне деликатной форме высказывались о вещах, имеющих отношение к интиму. Т.е. сейчас речь не идёт о сквернословии, а о том, как говорить о вещах, имеющих отношение к интимной стороне жизни. К Умару бин Хаттабу (разияллаху анху) пришла как-то женщина, супруга одного из сподвижников, и говорит:

يا أمير المؤمنين إن زوجي صوام قوام

«О правитель правоверных, мой супруг днями постится, а по ночам делает намаз». Умар бин Хаттаб (разияллаху анху) порадовался за этого человека и сказал:

بارك الله لك بزوجك

«Да благословит Аллах для тебя твоего мужа!». А Али (разияллаху анху) потом объяснил ему: «О Умар (разияллаху анху), она не хвалит его, она жалуется на него, она имеет ввиду, что он не обращает не неё внимания как на супругу, днём он постится, ночью делает намаз». Это непременное качество мумина - уметь говорить деликатно.

Например, сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) был его ровесником, и люди хотели выяснить, кто старше, он или Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), и тогда сподвижник отвечал: «Он старше, но я родился раньше его», т.е. никто не позволял себе сказать: «Я старше его, он старше с той лишь разницей, что я родился раньше его», проявляя уважение к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и проявляя уважение друг к другу. Когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) скончался, Абу Бакр (разияллаху анху) стал халифом и не мог себе позволить подняться на пятничный минбар, где раньше стоял Пророк (салляллаху аляйхи васаллям). Он становился на ступеньку ниже. Когда скончался Абу Бакр (разияллаху анху) и стал халифом Умар бин Хаттаб (разияллаху анху), он не мог себе позволить стоять на том месте, где стоял Абу Бакр (разияллаху анху), и спустился ниже на ступеньку. Он говорил: «Да не увидит меня Аллах на том же месте, где стоял Абу Бакр (разияллаху анху)», этим он показывал, насколько высок Абу Бакр (разияллаху анху). Когда скончался Умар бин Хаттаб (разияллаху анху) и стал халифом Усман (разияллаху анху), он остановился на той же ступеньке, что и Умар (разияллаху анху). И когда у одного омеядского визиря спросили: «Почему Усман (разияллаху анху) не стал спускаться ещё ниже?», этот визирь ему объяснил: «Если бы Усман (разияллаху анху) спустился ещё на одну ступеньку ниже, то всем последующим халифам пришлось бы рыть под минбаром колодец, чтобы туда спускаться».

Один из алимов давал такое определение вере (иману):

الإيمان هو الخلق فمن زاد عليك في الخلق زاد عليك في الإيمان

«Иман – это нрав, и кто улучшит твой нрав, тот увеличит твой иман». Подобный же случай произошёл и при жизни Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Женщина пожаловалась Аише на своего супруга: ночами он совершает намаз, а днём постится. Аиша рассказала об этом Пророку (салляллаху аляйхи васаллям), Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) объяснил тому человеку, сказав, что у его супруги на него есть права. И когда тот исправился, на следующий день Аиша встретила ту женщину весёлой и счастливой. На вопрос: «Что с ней случилось?», она ответила:

أصابنا ما أصاب الناس

«С нами произошло то, что обычно происходит с людьми». Поэтому непременным качеством мумина является чистота языка, а язык будет чистым тогда, когда сердце чистое, а чистым сердце бывает тогда, когда чист язык. Поэтому путь к исправлению сердца, к очищению сердца начинается с исправления языка.

Второе непременное качество уверовавшего – стыд. Отсутствие стыда приводит человека к сквернословию и непристойности. Имам Аль-Газали говорил: «Воистину, ругань, сквернословие, непристойности порицаемы и запрещены, источником их является внутренняя, скрытая мерзость души человека, а человека на это толкает либо желание причинить вред другим людям, либо общение с грешными, непристойными людьми».

И, действительно, одна из причин, по которой человек заболевает и начинает нецензурно выражаться – это его общение с людьми, которые себе это легко позволяют. Сегодня среди детей это очень распространённое явление. Они так же легко ругаются матом, как воду пьют, причём в очень грязной и непристойной форме. Причиной может быть ругань родителей при детях. Муж может позволить себе легко покрыть матом жену при детях, а дети слышат и учатся этому делу, легко и быстро перенимают это всё, и начинают вести себя так же с другими.

Есть такое понятие как «порядочность». К нарушению порядочности приводят человека нецензурная брань и общение с людьми, которые ругаются матом. Это выводят человека из разряда порядочных людей. И даже свидетельство подобного человека не принимается. Всевышний в Коране порицает непристойность и сквернословие:

﴿لَا يُحِبُّ اللَّهُ الْجَهْرَ بِالسُّوءِ مِنَ الْقَوْلِ إِلَّا مَنْ ظُلِمَ﴾

[سورة النساء: الآية 148]

«Аллах не любит, когда громко говорят непристойности, за исключением тех ситуаций, когда человек притеснён» - тогда он вынужден их говорить.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

"الحياء والعي شعبتان من الإيمان"

(رواه الترمذي عن أبي أمامة)

«Стыд и скромность – это две ветви имана». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) также сказал:

"الحياء من الإيمان"

«Стыд – от имана»,

"والإيمان في الجنة"

«А иман в Раю»,

"والبذاء من الجفاء"

«А грубость, сквернословие, высказывание непристойностей из-за от отдалённости от Всевышнего»,

"والجفاء في النار"

(رواه الترمذي عن أبي هريرة)

«А подобная отдалённость будет в аду».

"ليس المؤمن بالطعان ولا اللعان ولا الفاحش ولا البذيء"

(رواه الترمذي عن ابن مسعود)

«Мумин не может быть ругающимся, проклинающим, сквернословящим и высказывающим непристойности». К сожалению, приходится слышать следующие жалобы: как только пятничный намаз закончился и люди выходят во двор, они начинают нецензурно выражаться. Это ненормально, такого не должно быть у мумина. Грязный язык говорит о внутренней грязи. Очищайте языки, чтобы очистить сердце. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

"وما من شيء أثقل في ميزان المؤمن يوم القيامة من حسن الخلق"

«Нет вещи тяжелей на весах в Судный день, чем добрый нрав мумина»,

"وإن الله ليبغض الفاحش البذيء"

(رواه الترمذي عن أبي الدرداء)

«И Всевышнему ненавистны сквернословие и высказывание непристойностей».

Сподвижники Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) также высказывались о сквернословии. Например, Умар (разияллаху анху) сказал:

إن أبغض الناس إلى الله كل طعان لعان

«Воистину, среди людей самыми ненавистными для Всевышнего являются проклинающий и ругающийся». Аль Ахнаф бин Кайс как-то сказал: «Не рассказать ли вам о самой болезненной болезни?», и далее:

اللسان البذيء والخلق الدنيء

«Это сквернословящий язык и низкий нрав человека». Однажды Абу Дарда (разияллаху анху) услышал, как некая женщина непристойно выражалась, и сказал: «Если бы эта женщина была немой, для неё это было бы лучше». Также Фузайл бин ‘Ияз сказал: «Пять вещей несчастье для человека и исход у этого человека будет несчастным: жестокое сердце, сухие глаза, которые никогда не плачут от сострадания, отсутствие стыда, алчность и бесконечные мечты и чаяния». Стыд присущ даже Всевышнему. Когда человек воздевает руки и делает дуа, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Воистину, Аллах стыдлив и щедр, Он стыдится Своего раба, если тот опустил руки без ответа на мольбы».

Желтая пресса.

Сегодня и пресса, и Интернет пестрят историями о супружеской измене, о об интимных подробностях какого-нибудь политика или спортсмена, в то время как такие вещи не надо пересказывать друг другу. Их рассказывать – недостойно мумина. Детям надо рассказывать истории, которые вызывают трепет, уважение, радость и одухотворяют. Это истории пророков, истории из жизни сподвижников и известных алимов. Они действительно способны смягчить сердце человека.

Поступок верующего.

Для примера хотел бы рассказать историю мумина, который достойно и красиво поступил. Это было в Дамаске, в одной из пятничных мечетей, в которой работал проповедником один из имамов. Он увидел во сне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ему сказал: «У тебя есть сосед с таким-то именем, пойди к нему и передай радостную весть о том, что он будет моим соседом в Раю». Проснувшись, имам удивился. Он пошёл к соседу, и сказал: «Я видел интересный и хороший сон, а для тебя в этом сне очень радостная весть, но я тебе её передам с условием, что ты мне расскажешь, что за последнее время ты такого сделал необычного ради Всевышнего?». И тот сосед говорит: «Я женился на одной женщине, и потом через некоторое время выяснилось, что она была уже в положении, уже на девятом месяце (т.е. она вышла за него замуж, совершив грех прелюбодеяния и забеременев от этого). Я начал раздумывать, что мне с ней сделать, так как все права на моей стороне, по Шариату я прав, и могу её выгнать, опозорить, но я решил сделать так, чтобы она раскаялась в своём поступке. Когда наступило время ей рожать, я привёл в дом повитуху, скрытно, чтобы никто не знал, никто не видел, повитуха приняла роды, ребёнок родился, я его тут же завернул в материю и пошёл в мечеть на намаз, а свёрток с ребёнком оставил возле двери, чтобы никто не заметил, что это я его принёс, и присоединился к рядам молящихся. Когда мы закончили делать намаз, послышался детский плач и все подбежали к этому ребёнку, стали друг друга расспрашивать: кто этот ребёнок, откуда он взялся? Я тоже и сделал вид, будто ничего не знал, и тоже начал расспрашивать о ребёнке. Я сказал, что, наверно, кто-то его подбросил, и сам же взял этого ребёнка, сказав всем, что буду его опекать ради Всевышнего. Взял и отнёс ребёнка своей же жене, она была тронута, восприняла это с благодарностью, раскаялась и стала очень праведной и хорошей женщиной». После рассказа имам передал ему всё то, что сказал ему Пророк (салляллаху аляйхи васаллям).

Вот такие истории надо друг другу рассказывать, смягчая сердца друг друга, а не о каких-то супружеских изменах и прочее. Всё, что имеет отношение к интиму, даже если это не матерщина, должно делаться в очень деликатной форме. О матерщине и непристойности даже речи нет.

Дорогие братья, очищайте свои языки. Всевышний не зря поместил язык за двумя преградами зубов и губ. Аллах сделал такую надёжную защиту для того, чтобы мы умели держать и контролировать свои языки.

Да очистит Всевышний наши языки, да сделает нашу речь такой приятной, чтобы мы могли друг друга радовать! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.