Хочешь быть счастливым?

20 Июнь 2011 4676

Секреты счастья.

Секреты счастья.Всё человечество в мире ищет две вещи: своё спасение и счастье. Поиски счастья приводят большинство людей к несчастью. Почему? Потому что человек ищет счастье там, где его не бывает. Он думает, что счастье находится в чём-то, но оказывается наоборот: в этом заключается его несчастье.

И обитатели ада оказываются в аду именно по этой причине: искали счастье, а приобрели несчастье, ошиблись в этом поиске по своему незнанию или же потому, что игнорировали призывы пророков, назидания проповедников. Оказываются в аду потому, что искали счастье там, где счастья быть не может. И Аллах повествует в Священном Коране о том, что будут говорить обитатели ада, – они чётко определяют свою беду, то, в чём заключается их ошибка. Аллах говорит:

﴿لَوْ كُنَّا نَسْمَعُ أَوْ نَعْقِلُ مَا كُنَّا فِي أَصْحَابِ السَّعِيرِ﴾

[سورة الملك: الآية 10]

Они скажут: «Если бы мы прислушивались или разумели, имели бы знания, имели бы разум, мы бы не оказались из числа обитателей геенны, ада». Т. е. наше невежество может навредить нам больше, чем наш отъявленный враг. Наше невежество наносит человеку наибольший вред – и физически, и моральный, и духовный.

Что такое счастье?

Счастье – очень глубинное понятие, которому можно дать всякое определение. Каждый человек даёт по мере своего понимания разные определения понятию «счастье». Кто-то полагает, что оно в богатстве, кто-то уверен, что счастье во власти, кто-то считает, что в физическом здоровье… но все эти люди ошибаются. Если говорить прямо, счастье – это не предмет, счастье – это ощущение, это твоё восприятие, твоё чувство, которое переполняет твой внутренний мир, твоё сердце.

Возьмём богатство. Человек может быть хозяином несметных сокровищ и в то же время лишён внутреннего душевного покоя. Человек не ощущает, что он богат, у него есть богатство, но нет чувства, что он богат. Может быть, человек, зарабатывающий обычный дневной достаток, богаче первого человека, потому что он ходит с улыбкой, он радостен, он не печалится, он сыт, у него есть крыша над головой, хотя и нету счетов в банке, при этом он счастлив. Так же и всё остальное.

Счастье не приносят предметы, счастье не приносит то, что нас окружает, счастье – это, как уже было сказано, внутреннее ощущение. С этим трудно не согласиться. Мы должны искать ключи к счастью внутри самих себя, они у каждого из нас имеются.

Согласно нашей религии, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) дал нам достаточно средств для того, чтобы мы обрели счастье, в первую очередь, в этом мире, а после нашей смерти – и в вечной жизни. Т. е. счастье можно искать в исполнении предписаний Всевышнего Аллаха, ибо именно в этом заключается степень счастья. В хадисе, который передаётся Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) от Всевышнего Аллаха, сказано:

"مَنْ عَادَى لِي وَلِيًّا فَقَدْ آذَنْتُهُ بِالْحَرْبِ"

(رواه البخاري)

«Тот, кто объявит вражду моему любимцу, моему валию, я объявлю этому человеку войну», – говорит Аллах.

"وَمَا تَقَرَّبَ إِلَيَّ عَبْدِي بِشَيْءٍ أَحَبَّ إِلَيَّ مِمَّا افْتَرَضْتُ عَلَيْهِ"

(رواه البخاري)

«Ко Мне не приблизится Мой раб наиболее лучшим образом, чем исполнением предписанного», – говорит Аллах в этом священном хадисе. Человек, который действительно предписанным образом, с душою и телом, исполняет своевременно предписания Всевышнего Аллаха, в частности предписанную молитву, – испытывает особые чувства умиротворённости, душевного спокойствия и счастья. Не зря Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), когда наступало время очередной молитвы, говорил Билялу (да будет доволен им Аллах):

"يَا بِلَالُ أَقِمْ الصَّلَاةَ أَرِحْنَا بِهَا"

(أبو داود عن سالم بن أبي الجعد)

«О Билял, дай нам насладиться молитвой», т. е. призови на молитву, начинаем делать молитву, и дай нам насладиться молитвой.

Ибрахим бин Адхам (да будет доволен им Аллах) был одним из величайших любимцев Всевышнего Аллаха, из числа наилучших салафу салихун. Этот человек был на троне царства и отрёкся от этого царства, избрав иной мир, избрав счастье в вечной жизни. Он говорил:

لو علم الملوك وأبناء الملوك ما نحن عليه لقاتلونا عليه بالسيوف

«Если бы цари и царевичи знали, чем мы тут наслаждаемся, они бы с саблями, оружием бросились на нас, чтобы отобрать это наслаждение, которое мы испытываем в поклонении Всевышнему Аллаху».

Важно для достижения счастья и стремление преуспевать в совершении суннат-намазов и других благих добровольных деяний. В продолжении того же хадиса Всевышний Аллах говорит:

"وَمَا يَزَالُ عَبْدِي يَتَقَرَّبُ إِلَيَّ بِالنَّوَافِلِ حَتَّى أُحِبَّهُ"

(رواه البخاري)

«И Мой раб не перестаёт приближаться ко Мне добровольными деяниями, кроме как Я возлюблю его».

"فَإِذَا أَحْبَبْتُهُ كُنْتُ سَمْعَهُ الَّذِي يَسْمَعُ بِهِ وَبَصَرَهُ الَّذِي يُبْصِرُ بِهِ وَيَدَهُ الَّتِي يَبْطِشُ بِهَا وَرِجْلَهُ الَّتِي يَمْشِي"

(رواه البخاري)

«Когда Я возлюблю Своего раба, Я становлюсь его слухом, которым он слышит, Я становлюсь его взором, которым он видит, рукою, которой он что-то делает, и ногою, которой он ходит». Это великая степень, степень любимцев Аллаха; эти степени разнятся: у кого-то степень выше, у кого-то степень меньше.

Но это степень, в которой ты ощущаешь непосредственное покровительство Всевышнего Аллаха, чувствуешь, что Аллах на твоей стороне, ибо ты совершаешь только благое, стремишься к довольству Всевышнего Аллаха. Такого раба Всевышний Аллах не бросает и всегда находится на его стороне. Естественно, такой раб испытывает особое наслаждение, ощущает особое чувство спокойствия, умиротворённости, блаженства.

Следующее, в чём можно искать счастье, – это поминание Всевышнего Аллаха. Поминание Всевышнего Аллаха, каким бы то образом оно ни происходило, переполняет душу человека счастьем и любовью ко Создателю. Именно о таких людях Аллах говорит:

﴿الَّذِينَ آمَنُوا وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُمْ بِذِكْرِ اللَّهِ أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ﴾

[سورة الرعد: الآية 28]

«Уверовавшие – это те, чьи сердца успокаиваются, наслаждаются упоминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха наслаждаются сердца?» – говорит Аллах в Священном Коране.

Чтение Священного Корана.

Следующее – чтение Священного Корана. Слушать Священный Коран – это избавление от одиночества, избавление от душевного беспокойства, оно придаёт человеку чувства счастья, спокойствия. Аллах в Священном Коране говорит:

﴿وَنُنَزِّلُ مِنَ الْقُرْآنِ مَا هُوَ شِفَاءٌ وَرَحْمَةٌ لِلْمُؤْمِنِينَ﴾

[سورة الإسراء: الآية 82]

«Я ниспосылаю из Корана то, что является исцелением и милостью для уверовавших». Аллах здесь говорит об исцелении, т. е. чтение Корана, вера во Всевышнего Аллаха полезны для человека, полезны для его здоровья. Почему? Потому что современные учёные говорят, что единственная основная система, которая несёт ответственность за наше здоровье, за борьбу со всякими заражениями и так далее, – это иммунная система человека, а она лучше работает, когда человек испытывает чувство умиротворённости, довольства, когда он счастлив, а всё это человеку даёт вера во Всевышнего Аллаха. А такие люди, которые вечно в состоянии внутреннего недовольства, душевной пустоты, – подвергаются всяким болезням, заражениям, потому что иммунная система у них слабая, а иммунную систему укрепляет вера во Всевышнего Аллаха, спокойствие духа. Об этом говорят современные учёные, а кроме того, этому свидетельство – аят Священного Корана, где Аллах говорит:

﴿مَا هُوَ شِفَاءٌ﴾

[سورة الإسراء: الآية 82]

«То, в чём есть исцеление»; слово «шифа» обозначает исцеление, – в повиновении Всевышнему Аллаху, в вере во Всевышнего Аллаха, в чтении Священного Корана есть исцеление. Ты получаешь исцеление не просто слушанием чтения Корана, это зависит от твоего внутреннего состояния, от твоей веры во Всевышнего Аллаха.

Доброта.

Следующее – доброта, когда ты добр к людям, стремишься принести как можно больше пользы окружающим, избавляешься от порочных чувств к ним. Такой уверовавший пребывает в Раю уже в этом мире. Он не испытывает неприязни к кому-либо, он не испытывает ненависти, ко всем братьям он ощущает любовь, дружелюбие. Именно об этом Аллах в Священном Коране говорит:

﴿إِنَّ الْأَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ * وَإِنَّ الْفُجَّارَ لَفِي جَحِيمٍ﴾

[سورة الانفطار: الآية 14-13]

«Воистину те, кто совершают благие деяния, пребывают в раю, а те, кто совершают грехи, преступления, –в аду».

Некоторые муфассиры говорят:

إن النعيم الذي وعد الله الأبرار هو في الدنيا وفي الآخرة

«Рай, о котором Всевышний Аллах в этом аяте говорит, это не только ахиратский, вечный; Аллах говорит, что люди, которые творят благое, совершают добрые поступки, доброжелательны, избавлены от внутренних пороков в отношении друг другу, пребывают в раю и здесь и в вечном мире, они наслаждаются, они в спокойствии, в умиротворении, и в этом дунья (этом мире) и в вечной жизни.

А те, кто совершают грехи, – в аду, потому что они в аду уже в этом дунья. Потому что любого человека, который совершает особенно тяжкие грехи, нельзя назвать полноценным в переносном смысле, потому что этот человек лишён душевного покоя, этот человек не может нормально спать по ночам, не чувствует под собой твёрдую почву, он не уравновешен и лишается наслаждения жизни, того наслаждения, которое получает добрый праведный хороший мумин. Поэтому он пребывает уже в этом дунья в аду. И поэтому некоторые из арифунов (познавших Всевышнего Аллаха) говорили Всевышнему Аллаху:

إن كان أهل الجنة في مثلها فهم في عيش طيب

«Если обитатели рая испытывают то, что мы сейчас испытываем, то они хорошо живут, они в хорошей жизни». Арифуны получают в покорности Всевышнему Аллаху истинный покой, наслаждение и даже сравнивают свои чувства, своё счастье с счастьем обитателей рая.

Познание Всевышнего.

Следующее – познание Всевышнего Аллаха, стремление к познанию Всевышнего Аллаха. Люди по отношению к познанию Аллаха делятся на разные категории. Есть люди, которые просто до сих пор не размышляли о сути этой жизни, они не знают, для чего появились на свет, для чего созданы и куда возвращаются. Это люди, которые не раскрыли для себя, не познали, не изучили, не посмотрели на этот мир по-настоящему. А у мумина – объективное мировоззрение, он знает, что этот мир создан Всевышним Аллахом, он размышляет о явлениях природы, во всём видит только могущество Всевышнего Аллаха, знание Всевышнего Аллаха.

Что бы ни происходило – мумин понимает и знает, что за всем этим стоит Всевышний Аллах, Его могущество, Его знания, Его сила, Его мощь. И чем больше он размышляет об этом, тем сильнее испытывает наслаждение, умиротворение, приобретает спокойствие души. А человек, который на этот мир смотрит как атеист, – за всем этим не видит Создателя, а видит человека, видит бесчисленное множество случайностей. И, естественно, этот человек больше подвергается всяким душевным потрясениям, неуравновешенности и так далее.

Я счастлив.

Как свидетельство этому хочется привести пример из жизни одного мумина, который работал в Европе одним из служащих в большой фирме. Владелец этой фирмы наблюдал за этим мусульманином. Мусульманин получал маленькую зарплату, приходил на работу счастливым, всегда на его лице была улыбка. А владелец фирмы, который хотел получить от этого мира всё возможное наслаждение, часто задавался вопросом: «Почему этот парень такой счастливый, почему он всегда улыбается?» И, не сдержавшись, однажды он пригласил своего работника к себе в кабинет и спросил: «Слушай, почему ты вечно улыбаешься, почему ты такой счастливый?» Тот отвечает: «Я знаю, для чего я создан, я уверовал в Аллаха; причина кроется в моей вере в Создателя».

Вследствие этого разговора дело дошло до того, что владелец этой фирмы, который ходил вечно угрюмый, недовольный, всегда в морщинах, в конце концов отправился вместе со своим подчинённым в один из исламских центров в этом городе и принял Ислам. Поиск счастья привёл европейца к принятию Ислама. После такого поступка этот человек испытал настоящее счастье. Ибо ни мирское богатство, ни твой социальный статус – ничто не может привести тебя к счастью так, как вера во Всевышнего Аллаха, покорность Всевышнему Аллаху, познание Всевышнего Аллаха.

Справедливость.

Следующее – это быть справедливым во всех отношениях, быть вместе с верой во Всевышнего Аллаха. Вера во Всевышнего Аллаха и справедливость – это взаимосвязанные друг с другом вещи. Ибо, будучи притесняющим, будучи несправедливым, нельзя быть счастливым. Не испытывает счастья тот, кто несправедлив. Потому что его несправедливость будет вечно его преследовать, какая бы эта несправедливость ни была; зульму (насилие) не даёт покоя своему хозяину. Аллах в Священном Коране говорит:

﴿الَّذِينَ آمَنُوا وَلَمْ يَلْبِسُوا إِيمَانَهُمْ بِظُلْمٍ﴾

[سورة الأنعام: الآية 82]

«Те, кто уверовал и кто не запятнал [веру], не смешал со своим иманом притеснение».

И чем больше, чем крепче у мумина вера, тем более он справедлив, тем больше он боится несправедливости в отношении кого бы то ни было, в отношении самых близких людей, в отношении своих подчинённых, друзей, даже любого живого существа. И вот эта справедливость тоже даёт человеку чувство счастья – справедливый человек обретает счастье.

Довольство.

Следующее – это довольство. В чём нужно искать счастье в этом мире – это в довольстве любыми предопределениями Всевышнего Аллаха, особенно относительно нашего материального состояния. Аллах в Священном Коране говорит (это очень важный урок для всех нас):

﴿وَلَا تَمُدَّنَّ عَيْنَيْكَ إِلَى مَا مَتَّعْنَا بِهِ أَزْوَاجاً مِنْهُمْ زَهْرَةَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا﴾

[سورة طه: الآية 131]

«Ты не обращай свои взоры на то, чем Я предоставил, дал возможность насладиться другим из мирской роскоши». Аллах в Священном Коране запрещает нам смотреть на тех, кто имеет больше в материальном отношении, чем мы, т. е. смотреть на их имущество, смотреть на их состояние, ибо это приводит к недовольству тем, что было дано тебе Всевышним Аллахом. И человек, который вечно наблюдает за чужим достатком, за чужим имуществом, никогда не будет счастливым. Сколько бы он ни приобрёл, сколько бы ни купил, сколько бы ни имел – он всегда найдёт того, у кого больше, чем у него, и это не даст ему покоя, как случается со многими из нас. Смотреть на тех, у кого больше в мирском отношении, – это путь шайтана. Когда Аллах повелел приветствовать Адама (мир ему), шайтан сказал:

﴿قَالَ أَنَا خَيْرٌ مِنْهُ خَلَقْتَنِي مِنْ نَارٍ وَخَلَقْتَهُ مِنْ طِينٍ﴾

[سورة الأعراف: الآية 12]

«Я лучше него, Ты меня сотворил из огня, а его Ты сотворил из глины».

Когда ты своё мирское богатство сравниваешь с богатством тех людей, у кого его больше, – это путь шайтана, путь недовольства предопределением Всевышнего Аллаха.

Один из уверовавших совершал тавааф вокруг Каабы, и он говорит, обращаясь ко Всевышнему Аллаху: «Доволен ли Ты сегодня мною, о Аллах?» Услышав это, имам Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) ему говорит: «А ты доволен ли Всевышним Аллахом?» Тот отвечает: «А как быть довольным Всевышним Аллахом?» Имам Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) говорит: «Довольство Всевышним Аллахом – это значит радоваться беде, довольствоваться бедою так же, как когда Всевышний Аллах тебе даёт мирское богатство, когда ты довольствуешься предопределением Всевышнего Аллаха и в богатстве, и в бедности, когда ты доволен Всевышним Аллахом во всех состояниях. Вот тогда ты доволен Всевышним Аллахом». А человек, который постоянно соизмеряет меру своего богатства: ты купил одну машину, сосед купил машину дороже, лучше, и ты ставишь задачу: «У меня будет лучше», – это путь шайтана. Это значит, что ты не доволен тем, что Всевышний Аллах дал тебе из мирского богатства. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) предостерегает от опасности такого подхода, запрещает нам его и говорит:

"انْظُرُوا إِلَى مَنْ أَسْفَلَ مِنْكُمْ وَلَا تَنْظُرُوا إِلَى مَنْ هُوَ فَوْقَكُمْ فَهُوَ أَجْدَرُ أَنْ لَا تَزْدَرُوا نِعْمَةَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ"

(رواه مسلم)

«Вы смотрите на тех, кто ниже вас в мирском богатстве, и не смотрите на тех, кто превзошёл вас, ибо это поможет вам оценивать по достоинству блага Всевышнего Аллаха».

Тот, который смотрит на тех, у кого больше, – он, естественно, недооценивает то, что у него уже есть, недооценивает то, что ему Всевышний Аллах дал, причём разницы нет, мало дал или много. Ведь человеку для того, чтобы поклониться Всевышнему Аллаху и жить на этом свете, многого не нужно. Но дело в том, что мы принижаем, недооцениваем то, что Всевышний Аллах нам даёт. Ведь богатство – это не только мирское богатство. Всевышний Аллах кому-то даёт богатство, а кому-то даёт здоровье.

Обратите внимание на тех, у кого нет здоровья, а вы обладаете здоровьем. Если каждый из нас посмотрит на своё состояние и будет его сравнивать с состояниями тех, у кого и этого нет, то он обнаружит, что чуть ли не в Раю находится. На самом деле такое состояние свойственно многим из нас. Поэтому мы будем способны возносить хвалу Всевышнему Аллаху истинным образом только тогда, когда будем следовать этому хадису Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «Смотрите на тех, у кого меньше, чем у вас, относительно мирского богатства».

Дорогие братья, в заключение хочу повторить, что счастье нужно искать в поклонении Всевышнему Аллаху, в покорности Всевышнему Аллаху, в поминании Всевышнего Аллаха. А что касается мирских наслаждений, то Всевышний Аллах не дал никому совершенного наслаждения, потому что иначе не бывает – Аллах в каждое наслаждение внёс какой-то недостаток. Почему? Для того чтобы раб Всевышнего Аллаха устремился к вечным наслаждениям, чтобы он всегда желал вечное спасение, а не мирское наслаждение.

Дай Аллах нам обрести истинное счастье и покорность Всевышнему Аллаху и следование Сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.