Проси прощения за грехи!

18 Октябрь 2011
2483

«Вернитесь к признанию и мольбе, как учил вас праотец Адам своими деяниями и образом»

Проси прощения за грехи!Всегда помни, что одного только знания того, что у тебя есть Прощающий Аллaх, без совершения покаяния и душевного огорчения недостаточно. Пойми это!

Шейх Мухйиддин в 74-й главе «Футухaта» сказал: «Самым большим доказательством того, что тавбу необходимо совершать безотлагательно, являются слова Всевышнего (смысл): «О верующие! Возвращайтесь к Аллaху, совершив тавбу. Есть надежда на то, что вы получите успех и блаженство» (24:31).

Помни… он (шейх Мухйиддин) сказал: «Знай, Аллaх, несомненно, принимает покаяние раба. Принятие покаяния зависит только от Него, при этом раб должен соблюдать все необходимые условия. Каждый познавший Аллaха (aриф) просит принять его покаяние (тавбу), и его доля в этом – только раскаяние, признание своих грехов и просьба, больше ничего. И слова Аллaха: «О верующие! Покайтесь перед Аллaхом все» означают: «Вернитесь к признанию и мольбе, как учил вас праотец Адам своими деяниями и образом», так как он приблизился к дереву не из-за склонности к ослушанию или желая унизить достоинство Всевышнего, это было всего лишь претворением в жизнь решения (Аллaха) и не более».

Что же касается возвращения к Аллaху (раскаяния) с обещанием больше не грешить, не зная при этом решения и воли Всевышнего Аллaха, то в этом заключена большая опасность. Ведь если человеку предписано ослушаться Аллaха, то он обязательно нарушит свой договор и станет одним из тех, про которых Аллaх сказал: «Те, которые нарушают обет, данный Аллaху, после того как дали его». Никто не знал совершеннее, чем Адам, сущность покаяния. Но он лишь признал свой грех и просил прощения у Господа; и не сказано, что он дал обет больше не возвращаться к нему (греху), хотя некоторые обозначили это как условие принятия покаяния. Нравоучение своему нафсу делает тот, кто придерживается пути своего праотца Адама, так как в твёрдом обещании что-то делать или не делать, по мнению знающих истину, заключается оспаривание решений Аллaха и противостояние им, кроме случаев, когда принятое решение означает, что человек не вернётся к греху, если это будет зависеть от него самого. А это не может полностью зависеть от него. Подумай и пойми!

Один великий богомолец из израилитов как-то сказал: «Господи, если Ты поручишь меня себе, я покажу такое служение, какого не являл никто из Твоих рабов». В тот день он открыл Тору и повелел никого не пускать к нему, чтобы не отвлекаться от поклонения Господу. Но не прошло и половины отведённого времени, как он впал в грех. Про деяния великих людей Аллaх рассказывает нам только для того, чтобы мы брали с этого пример и назидание. (Если такие замечательные люди не смогли уберечь себя от грехов, то как мы можем давать слово, что не совершим их?!)

Отсюда следует, что на раба не возложено других обязанностей, кроме взвешивания своих деяний в соответствии с Кораном и Сунной, и мы должны каждое деяние совершать сполна. Если твоё деяние – это богослужение, то благодари Аллaха, если грех – то проси прощения у Аллaха. Если же деяние твоё – разрешённое (мубaх), оно соответствует его положению, т. е. от этого не будет ни греха, ни вознаграждения. Однако ты можешь превратить разрешённое деяние в благое, совершив его с хорошим намерением.

В некоторых откровениях от Аллaха сказано: «Не позволено рабу заниматься в будущем совершением или оставлением деяний по своему выбору. Поистине, он должен оценивать свои деяния правильно (т. е. по Шариату). Если это благое дело – пусть благодарит Нас за то, что Мы определили ему это. Может быть, он из тех, кому Аллaх предопределил возвращение к греху. Если ты совершил грех, проси прощения за то, что ты совершил его, ослушавшись Нашего повеления. Если же твои действия были забвением Аллaха и оплошностью – то проси прощения за оплошности и поступай соответственно этому уровню».

Это выражение (рабу не позволено в будущем заниматься по своему выбору каким-либо делом или оставлять его) не противоречит необходимости борьбы со своим нафсом и порицаемыми мыслями, так как упомянутые деяния совершаются сейчас, а не в будущем. Также этому не противоречит и истихaра (просьба о помощи Аллaха при выборе одного из деяний, когда возникает сомнение в целесообразности какого-то дозволенного, но не обязательного по Шариату деяния). Для выбора деяний в будущем, так как это велено нам. Ты сверяй с этим каждое веление Шариата. Аллaх – Всезнающий.

Шейх Мухйиддин в книге «Футухaт аль-Маккиййа» сказал: «Итак, человек, дающий обещание своему Господу совершать или не совершать в будущем что-либо, не может избежать двух ситуаций: он должен быть из тех, кому Всевышний показал, что он совершит или, наоборот, не совершит в будущем какой-либо проступок; если этому человеку Аллaх дал знать это, прислав ангела откровения, то для него нет пользы в обещании больше не возвращаться к греху, ведь ему уже известно, что он этого не сделает. Если же Всевышний не наделил человека такой способностью и последний даёт обет не грешить, то он может стать одним из тех, кто нарушает обет. И его твёрдое решение не грешить явится проявлением высокомерия и противодействия решению Господа. В любом случае, ни для знающих, ни для незнающих нет пользы в твёрдом обещании что-либо не делать в будущем. Раскаянием, которого требует Господь от Своих рабов, является то, что сделал наш праотец Адам. Совершившему греховное повелевается лишь, чтобы он не упорствовал в грехе. И раскаяние заключается в осознании своего неуважения к повелениям Всевышнего.

Некоторые утверждают, что если человек согрешил и до наступления времени следующей молитвы (намаза) не раскаялся, значит, он пребывает в постоянном грехе. Некоторые говорили: «Пребывающий в постоянном грехе – это тот, кто согрешил и не совершил тавбу в течение того времени, которое ангелы, записывающие наши деяния, Кирaмуль Кaтибин, выжидают».

В хадисе говорится, что они ждут, не записывая грех, в течение часа, но неясно, идёт ли речь об астрономическом часе или другом.

О том, что не надо брать на себя обязательство не возвращаться к грехам, говорит и известный хадис: «Когда человек согрешит и узнает, что у него есть Господь – Прощающий и Наказывающий за грехи...» – и далее, до конца. В этом хадисе не сказано, что человек должен заречься возвращаться к совершённому греху.

Может быть, те, кто признают твёрдое обещание обязательным, посчитали это нужным условием истинного раскаяния и сделали его одним из условий тавбы, так же как и прекращение совершения греха. Однако последнее необходимо только в том случае, если человек совершает этот грех в данное время. Подобно этому сделали условием тавбы и возвращение всего заимствованного незаконным путем. Аллaх – Всезнающий!» (Конец цитаты имама Шарaни из книги «Явакит», т. 2, с. 133).

В той же книге немного далее, в 70-й главе, приведён хадис Муслима: «Вы раздавайте садаку. Наступит такое время, когда люди будут искать и не находить, кому раздать пожертвование...» В этом хадисе говорится о том, чтобы мы поторопились раздавать садаку и совершать тавбу, потому что покаяние – одно из обязательных предписаний для людей, достигших совершеннолетия. Если откладывать тавбу до предсмертного состояния, то она не будет принята, как не было принято покаяние фараона (см. т. 2, с. 133).

Там же Мухйиддин ибн Араби говорит, толкуя слова Аллaха (смысл): «Это те, которым Всевышний заменяет плохие деяния хорошими! Знай же! Признаком того, что Всевышний принял тавбу и заменил плохие деяния хорошими, является то, что согрешивший полностью забывает о совершённом грехе. И каждый греховный поступок, о котором человек вспоминает, ещё не заменён хорошим деянием. Это подтверждает и хадис, переданный Табарaни: «Когда Аллaх прощает грех Своему рабу, Он делает так, чтобы ангелы, записывающие деяния, органы согрешившего и земля забыли свидетельствовать об этом. И это очень тяжело [Сатане]». Подумай! Аллaх – Всезнающий!

В томе 2 книги «Явакит» говорится следующее: «Когда Аллaх заботится о Своём рабе, то прощает ему грех и создаёт завесу между рабом и его грехом, и раб забывает о своём грехе. Ведь если раб будет вспоминать о грехе, ему станет стыдно, а для чистой души нет большего наказания, чем воспоминание о своём ослушании Тому, Кто даёт ей всё хорошее» (конец, с. 8). Там же написано: «Если ты спросишь, обязательно ли раб должен забыть свой грех, чтобы его заменили хорошими деяниями, как указывают слова Всевышнего, приведённые выше, то отвечу: нет, не обязательно. Однако некоторые aрифы сказали: “В том, что человек полностью забывает свои грехи, великая благая весть (радость) от Всевышнего. Он заменил ему грехи на благие деяния, так как полное забвение – один из признаков замены”.

Это происходит оттого, что, когда грехи заменяются благими деяниями, от них не остаётся следа в четырёх местах, где они ранее были (этими местами являются сердце, органы тела, небо и земля). Это подтверждается и словами aрифов».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.