Завистник — враг себе, ведь он терзается

12 Январь 2012 874

«Злоба и зависть поедают благие дела, как огонь сжигает дрова» хадис.

Завистник — враг себе, ведь он терзаетсяУважаемые братья и сёстры, зависть – это очень пагубное качество как для общества, так и для самого человека. Что касается вреда для общества, зависть может привести к неадекватному поведению человека, обладающего этим качеством, и к соответствующим не контролируемым действиям.

Что касается вреда самому себе, то человек изнутри вредит сам себе тем, что он нервничает и поддаётся эмоциям, когда завидует.

Это качество возникает тогда, когда у человека слабая вера и слабый тавхид (единобожие). Человек, видя у родственника, соседа, друга, знакомого, коллеги что-либо, начинает завидовать, желая, чтобы Аллах лишил его тех благ. Или он думает: раз не ему самому, значит, и не другим.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Три положения, от которого не спасётся ни один:

1) Предположение (про кого-нибудь).

2) Зависть.

3) Ат-Тыяра. (Суеверия, связанные с совой или сорокой)».

Пророка (мир ему и благословение) спросили: «А что спасёт от этого?», Он ответил: «Когда ты завидуешь, не совершай притеснение, когда предполагаешь, не констатируй (т.е. когда думаешь о мусульманине плохо, то не верь, пока не увидишь), когда услышал голос совы или сороки, не обращай на это внимание и иди своим путем» (Табарани).

Очень часто бывает зависть среди молодёжи, и из-за запретных чувств к противоположному полу и безответных чувств, которые сводят их с ума, они совершают необъяснимые, неразумные действия, вплоть до самоубийства или «убийства соперника» или «соперницы».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не оскорбляйте друг друга и будьте же рабами Аллаха, братьями» (имам аль-Бухари, № 6065; имам Муслим, № 2559).

Абу Ляйс ас-Самарканди сказал: «Нет из запретного хуже, чем зависть, ибо зависть навлекает на обладателя его пять мучений:

1)  Печаль, которая не проходит (видя чужие блага).

2) Беда, от которой он не сможет избавиться.

3) Порицание, которое не приветствуется (т.е. он совершает грехи порицая и понося тех, кому он завидует).

4)  На него гневается Аллах.

5) Для него закрыты двери помощи от Аллаха».

Сообщили, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «У благ, воздаваемых Аллахом, есть враги!», спросили: «Кто эти враги? О, Посланник Аллаха!». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Те, которые, завидуют людям, которых Аллах наделил благами» (аз-Зубайди, аль-Ираки).

Человеку нужно знать, что всё по воле Аллаха, нужно знать, что Аллах захотел дать кому-то, и это решение Аллаха. Люди даже клевещут на тех, кого Аллах одарил чем-либо, говоря: «Откуда ему это всё?» или «Наверно, он своровал это?». Т.е. человек поддаётся наущениям сатаны.

 Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Шестеро войдут из-за шести качествм:

1) Повелители после меня войдут в ад из-за притеснения (т.е. притесняющие повелители, правители).

2)  Арабы войдут в ад своим фанатизмом (здесь речь идет лишь о тех людях, которые впадают в крайности, фанатично следуя за заблуждениями).

3) Авторитетные личности войдут в ад своей гордостью.

4) Торговец войдёт в ад своим вероломством, обманом.

5)  Богатые, обеспеченные войдут в ад из-за своего невежества.

6) Учёные войдут в ад из-за зависти (учёные, которые в поисках мирского, завидуют друг другу)» (ад-Дайлями, № 3491).

Аллах в Коране сказал: «Не желайте того, чем Аллах наделил некоторых из вас» (сура «ан-Ниса», аят 32), т.е. не нужно завидовать, желая то, что у другого. И Аллах также  сказал: «Просите Аллаха из Его милостей» (сура «ан-Ниса», аят 32).

Не нужно желать то, что у брата по вере, себе, а нужно просто попросить Аллаха об этом, ведь только Аллах Дарующий.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Религия – это искренность» (имам Муслим, № 55), и мусульманин должен быть искренним в отношении брата по вере и должен быть рад, если ему (брату по вере) хорошо.

Кому можно завидовать?

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нельзя завидовать, кроме как двум:

1) Человеку, который знает Коран и читает его днём и ночью.

2) Человеку, которого Аллах наделил богатством, и он расходует это имущество днём и ночью (на пути Аллаха, для Ислама)» (аль-Бухари, № 7529; имам Муслим, № 815).

Пророк (мир ему и благословение) дозволяет завидовать этим людям, дабы человек имел страстное желание изучать Коран и следовать ему, а также иметь имущество, чтобы тратить на пути Аллаха. Такая зависть в народе называется «белой завистью». Здесь подразумевается такое чувство, когда ты себе желаешь каких-то благ, но при этом ни в коем случае не желаешь ничего плохого другим. Как мы наблюдаем, всё происходит наоборот, человек завидует чему угодно и кому угодно, и при этом черной завистью. 

Абу Хурайра спросил Пророка (мир ему и благословение) об обязательстве мусульманина перед братом по вере. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Обязательств мусульманина перед мусульманином шесть. Это:

1) Когда встречаешь, то поприветствуй его.

2) Когда он позовёт тебя, ты ответь ему.

3) Когда находишься в дружбе, то делай назидание ему.

4) Когда тот чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, то ты ответь ему «ярхамукаллах».

5) Когда заболеет, то навещай его.

6) Когда он уйдёт из жизни, то сопровождай его тело».

Мудрецы говорят: «Завистник выявляется перед Аллахом в пяти состояниях:

1) Завистник гневается на блага Аллаха, подаренные другому.

2) Завистник не доволен судьбой. Он обращается к Аллаху: «Почему Ты ему дал это?».

3) Завистник скупится благами Аллаха. Т.е. Аллах дал ему блага, а он проявил жадность, не отдавая милостыню.

4) Принижает любимца Аллаха из-за зависти.

5) Помогает врагу Аллаха, т.е. иблису.

Говорят: «Завистник в обществе будет унижен, от ангелов он получит проклятие, в уединении он будет опечален, при смерти он получит сильную боль, в День Воскресения получит наказание и унижение, а в Аду только сильное пламя».

Лечение этого порока

Самым лучшим лечением этих внутренних болезней является путь истинного суфизма, то есть вступление под опеку суфийского шейха, на путь очищения и приближения к Творцу. Подобное мнение разделяют очень многие учёные ахлю-сунны, такие как имам аш-Шафии, аль-Газали, ан-Навави и т.д.

Да убережёт нас Аллах от этого порока и да отдалит нас от огня ада.

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.