Гордость и высокомерие – пути ведущие к гибели

31 Июль 2009
40709

Гордость и высокомерие (Pride and arrogance)В процессе чтения и изучения Священного Корана, ниспосланного Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) мы можем заметить, что в нем нет ни одного аята, в котором бы Аллах разочаровывает грешников. Напротив, если обратить внимание, то мы сможем найти много аятов, которые вселяют надежду грешникам на прощение Аллаха. Поистине в одном из аятов Корана сказано (смысл): “Воистину хорошие деяния являются искуплением мерзким поступкам”. Также есть аят со смыслом: “И среди рабов Аллаха есть такие, которые признались в содеянных грехах, хорошие поступки которых смешаны с плохими, быть может они получат прощение Аллаха”.

Но, однако, есть категория людей, которым Аллах угрожает, к которым Аллах в Коране выражает свой гнев. Это люди, которые совершая грехи, горды и высокомерны.

О них Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): “Воистину те, которые считают ложью Мои знамения, которые горды к Mоим аятам, для них не будут раскрыты ворота небес и они не войдут в Рай пока верблюд не пройдет через ушко иглы” т.е. вероятность того, что они войдут в рай равна вероятности того, что верблюд сможет пройти через ушко иглы. Так Всевышний говорит о высокомерных.

Известен и хадис: “Тот в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия не войдет в Рай ”.

В Коране сказано (смысл): “Среди людей есть такие, которые из-за гордыни спорят об Аллахе, не имея ни знаний, ни наставления, ни ясной книги для того, чтобы сбить людей с пути Всевышнего Аллаха”

Также в Коране есть аят со смыслом: “Я отведу от моих знамений тех, кто без права проявляет высокомерие” т.е. гордыня отводит их от знамений и Высокомерие – это внутреннее, скрытое чувство, которое порой отражается в поведении, во внешнем облике. Формы проявления гордыни разные в зависимости от народов, от традиций и места проживания. Они впадают в заблуждение, углубляясь в нем все больше и больше.

Почему же это так? Почему Аллах прощает и проявляет свое милосердие грешникам, но к горделивым относится совсем по-другому? Потому что все нормы шариата, все основы исламского вероубеждения строятся на чувстве понимания человека, что он раб Всевышнего Аллаха, что он целиком и полностью принадлежит Ему. И только через это чувство прокладывается путь раба к Аллаху. Только от этого понимания рабской сущности перед Аллахом зависит все в этой религии. Но высокомерие это единственное, что может разрушить понимание того, что ты раб Всевышнего Аллаха, берущий свое начало от маленькой капли и который покинет этот мир, уйдя в землю по завершении отпущенного Аллахом срока. Гордыня способна нанести тяжелейший урон этому чувству (в арабской терминологии “аль-убудийя”) и поэтому они несовместимы. Если сердце переполнено высокомерием, то там нет места чувству рабства это абсолютно противоположные вещи. Если же сердце пронизано этим чувством, то в нем нет места гордыне. Высокомерие – это внутреннее, скрытое чувство, которое порой отражается в поведении, во внешнем облике. Формы проявления гордыни разные в зависимости от народов, от традиций и места проживания. Во время Пророка (мир ему и благословение) у богатых арабов способом выражения и демонстрации своего высокого положения и предметом гордости была длинная одежда, которую они волочили за собой по полу. У нас, к примеру, это может быть совсем по-другому. Есть много знаков, жестов, даже походка, при помощи которых люди обычно подчеркивают свой статус. У молодежи это обычно выражается жестами, стилем речи, модой и т.д.

Все это зависит от того с каким намерением делается все то, что обычно бывает проявлением гордости и от этого зависит запретность совершаемого поступка. Если на эти поступки человека толкает не гордыня, они не считаются греховными. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Тот, кто таскает за собой свою одежду из гордыни не войдет в Рай”. И тогда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Моя одежда длинная и мне иногда приходится поднимать ее”. Посланник Аллах (мир ему и благословение) ответил ему, дополнив свое высказывание: “Но ведь ты делаешь это не из гордыни”.

Хотелось бы обратить внимание на молодежь, которая слишком уж буквально воспринимает приведенные хадисы, и не до конца понимает смысл прочитанных ими в каких-то брошюрах хадисов. И приводят их без разъяснений и считают всех, кто так одевается, чуть ли не вероотступниками. Подобный подход к таким вопросам губителен для нашего общества. Молодежь, которая обвиняет мусульман за длинную одежду, не придают значения тому дополнению, которое сделал Пророк (мир ему и благословение) в ответ на слова Абу Бакра. Если они ненавидят из-за этого мусульман так, что они теперь и к Абу Бакру будут так относится (упаси Аллах). Из дополнения к хадису мы видим, что вопрос не в внешнем виде, а в вредном чувстве для каждого из нас.

Однажды один сподвижник, заметив в другом высокомерие, напомнил ему: “Ты тот, кто прошел дважды оттуда, откуда выходит моча”. Т.е. первый раз, когда тебя зачали, а второй раз, когда ты родился. Сподвижники ужасно боялись этого порока, они воспитывали себя и порой заставляли себя делать работу в качестве наказания за свою гордость. Были и такие, которые несколько дней чистили санитарные узлы мечетей, чтобы изгнать из себя гордыню.

Богатство и успех в жизни не всегда бывают причиной высокомерия. Иногда почвой для нее служит и религия, когда кто-либо самодовольно видит себя в числе преуспевших. И тогда шайтан не теряет возможности разрушить его старания. Когда кто-либо начинает смотреть с презрением на тех, кто не успевает в соблюдении каких-либо предписаний Аллаха, он сам может потерять все. Свидетельством этому является хадис: “Тот, кто скажет, что все люди погибли, а он обрел спасение, тот поистине находится в самом гиблом положении”. Поэтому в первую очередь необходимо, чтобы каждый из нас видел свое истинное место перед своим Создателем.

Возникает вопрос.

Но как, же раб, который совершает грехи один за другим, не проявляя при этом гордыни, ни по отношении к Аллаху, ни по отношении окружающих его людей, все-таки удостаивается милости Создателя?

Ответ: Поистине человек, в сердце которого есть гордость, никогда не ощутит чувство рабства перед своим Создателем и поэтому он не покается. Раскаяние это не повторение многочисленно определенных слов, а прежде всего боль, искреннее сожаление за грехи, которую горделивый человек не может почувствовать. И поэтому горделивый грешник отдален от милосердия, поскольку он далек от раскаяния.

Да очистит Аллах наши сердца от гордыни и даст нам знания, скрепит наши сердца узами любви и братства. Аминь!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.