С годами надежда и любовь к богатству молодеют!

3 Апрель 2012 1581

Долой восход подлости и мерзости, закат гуманности и человечности!

bogatstvo_gЖизнь – движение часов
И течение дней.
Будь доволен своей жизнью,
и она тебе понравится.
И оставь свои желания –
будешь жить свободным.

Довольство малым – это качество, которого так не хватает мне и, наверно, многим мусульманам. Ведь это родник, вода в котором не иссякает, сколько бы её ни брали. Это казна, в которой монеты не кончаются, сколько бы их ни раздавали. Это нива, на которой растут растения чести и величия. Это дерево, ветви которого приносят плоды независимости и почёта. Как же мне этого качества не хватает!

Мы стареем, а надежда и любовь к богатству молодеют! Нужно стремиться к довольству малым, а не мечтать об увеличении богатства, думать лишь о сегодняшнем дне. Жадность, алчность, желание приобрести дорогую машину, построить большой дом или одеваться лишь в гламурных бутиках – это всё воспитает в человеке лишь дурные черты и будет вести к совершению порицаемого.

Качество характера, когда для довольства хватает малого, радует души людей, приносит много наслаждений. А когда в человеке проявляется алчность, он не нравится другим людям. Это восход подлости и мерзости, закат гуманности и человечности.

Однажды некоторые из рабов бану исраилов обратились к Мусе (мир ему)  с просьбой взмолиться к Аллаху, чтобы Творец одарил их имуществом. Пророк Муса (мир ему)  попросил, и пришло откровение от Аллаха: «Ты много просишь или мало»? Муса (мир ему) ответил: «Много, о мой Господь». На следующий день утром Муса (мир ему)  увидел, что дикий зверь загрыз одного человека, тогда он сказал: «О Аллах, я просил Тебя о даровании многого для него, а его сожрал зверь». Тогда Аллах  ответил: «О Муса (мир ему), ты просил для него много, а всё, что находится в мирской жизни, – это мало» (см в книге «Нузхат-уль Мажалис», стр. 293).

Как довольствовался малым Пророк (мир ему и благословение)?

У Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) была самая совершенная и полноценная вера, чем не может отличиться ни один из нас. Ни у кого не было такого твёрдого доверия к Аллаху, как у него. Он всегда довольствовался малым, большую часть имущества (верблюдов, овец) раздавал мусульманам и часто ложился спать голодным. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывает: «Был человек, который принял Ислам из-за мирского, и не успел наступить вечер, как религия Ислам стала любимее для него, чем весь этот мир и всё, что в нём есть» (Муслим, № 2312).

Анас (да будет доволен им Аллах)  рассказывал: «Некий мужчина обратился к Пророку (мир ему и благословение) с просьбой, и тот подарил ему овец, пасущихся в лощине между двумя горами. Мужчина вернулся к своему народу и сказал: «О мои соплеменники! Принимайте Ислам, потому что Мухаммад (мир ему и благословение) раздаёт подарки как человек, который не боится бедности» (Имам Бухари, № 6459).

Пророк (мир ему и благословение) воспитывал и своё семейство в этом направлении. У его жён была возможность уйти от него и наслаждаться мирским, как об этом говорится в Коране (смысл): «О Пророк (мир ему и благословение)! Скажи своим жёнам: “Если вы желаете мирской жизни и её украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника (мир ему и благословение) и Последней жизни, то Аллах  приготовил творящим добро среди вас великую награду”» (сура «аль-Ахзаб», аяты 28–29).

Его жёны выбрали ахират и проявляли терпение на малое имущество, надеясь на великую награду от Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) сам для себя выбрал путь аскетизма и предпочёл ахират. Он отвернулся от мирского, после того как ему его предложили. Вот как сказано об этом в хадисе: «Мой Господь предложил сделать для меня долину в Мекке из золота, и я ответил: “Не нужно, о Аллах. Один день я бываю сытым, другой день – голодным. Когда я бываю голоден, я обращаюсь к Тебе, к поминанию Тебя, а когда бываю сытым – к воздаянию хвалы Тебе”» (ат-Тирмизи, № 3980).

По этому пути последовали и сподвижники и праведники, в их жизни можно заметить много примеров аскетизма и довольства тем, что есть.

Польза от довольства малым

1. Сердце заполняется верой во Всевышнего Аллаха, доверием к Нему и довольством Его предопределением. Фузайл ибн Ияз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Основа аскетизма – это довольство Аллахом». Также он сказал: «Тот, кто довольствуется малым, – аскет и богач».

2. Прекрасная, хорошая жизнь. Всевышний в Коране сказал: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно (жили, довольствуясь малым или только дозволенным имуществом), Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (сура «Нахлаят», аят 97).

Ибн Джавзия (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тот, кто довольствуется малым, обретёт счастье, а тот, кто жаждет многого, – алчен, и его существование не будет счастливым» (см. в книге «Сияру Алям…»).

3. Довольствующийся малым воздаёт хвалу Всевышнему, а не довольствующийся редко воздаёт хвалу и порой гневается, поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Будь довольствующимся малым и будешь благодарящим людей» (Ибн Маджах). Тот, кто жалуется кому-либо на то, что у него мало ризка (средства к существованию), является тем, кто жалуется на Аллаха.

4. Успех. Фузаляту ибн Убайду (да будет доволен им Аллах) передаёт, что слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Блаженство тому, кто вступил на путь Ислама, чья пища была достаточной и кто довольствовался малым» (ат-Тирмизи, № 2249).

5. Сохранность от грехов, таких как зависть, хула, клевета, ложь и другие, – убивающих сердце и стирающих благие дела. Довольствующийся тем, что у него есть, не завидует другим и не совершает другие грехи, поскольку он доволен тем, что дал ему Аллах.

6. Истинное богатство в довольстве малым. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Будь довольствующимся малым, станешь самым богатым человеком». И сам Пророк (мир ему и благословение) был наделён истинным богатством. Саад ибн Абу Вакас (да будет доволен им Аллах) сделал сыну такое наставление: «О сынок, приобретай богатство посредством довольства малым, поистине это имущество неиссякаемое» (см. в книге «Уюнуль Ахбар», № 207/3).

Когда Абу Хазима (да будет доволен им Аллах) спросили, каково его имущество, он ответил: «У меня два имущества, и с этим я не боюсь нищеты: первое – это доверие к Аллаху, второе – потеря надежды на то, что есть у людей» (см. в книге «Хульяту аль-Авлияъ», № 231/3).

7. Величие в довольстве малым и приниженность в алчности. Довольствующийся малым не нуждается в людях и не перестаёт быть величественным среди них. Алчный же, наоборот, желая всё больше и больше имущества, унижается перед людьми. В хадисе сказано: «Достоинство верующего – ночная молитва, величие его – в независимости от других» (Хаким).

Мухаммад ибн Васиа (да будет доволен им Аллах) макал сухой хлеб в воду и, кушая, говорил: «Тот, кто довольствуется малым, не нуждается ни в ком» (см. в книге «Ихья», № 293/3).

Хафиз ибн Раджаб сказал: «Есть много хадисов, где Пророк (мир ему и благословение) повелевает сдерживаться от просьбы к людям и быть независимым от них. Того, кто просит у людей, начинают ненавидеть, его не любят. Каждый человек любит имущество, и когда это имущество у него начинают просить, за это он к просящему проявляет неприязнь» (см. в книге «Джамиуль Улюм валь Хукма», № 168/2).

Однажды один бедуин спросил: «Кто главенствующий у вас в селе?» Жители ответили: «Хасан». Тот вновь спросил: «А из-за чего он главенствует над вами?» Жители ответили: «Люди нуждаются в его знаниях, а он не нуждается в их мирском».

Как придти к этому качеству?

Умение довольствоваться малым, как правило, трудно даётся людям. Такое качество обретают те, кому Всевышний даёт возможность в себе его развить. Нафс человека всё время желает и желает, и его желания бесконечны, вести борьбу против него сложно. Есть некоторые советы от учёных, которые помогут человеку быть умеренным и довольствоваться тем, что есть.

Вот некоторые из них.

1. Укрепление веры в Аллаха. Воспитывать в сердце умение пребывать в богатстве, довольствуясь малым, поскольку истинная нищета и богатство бывают в сердце. Тот, чьё сердце будет богатым, будет счастливым и облачённым в качество довольства Аллахом, если даже у него в какой-то день не будет пропитания.

2. Постоянное убеждение в том, что пропитание человека и то, сколько имущества он получит, было предопределено для него ещё в утробе матери. В хадисе описывается, что четыре вещи уже написаны человеку: «Ризк (пропитание, имущество) человека, день смерти, его деяния, счастливым он будет или несчастным». Человеку велено зарабатывать на жизнь с убеждённостью в том, что Аллах  является дарующим пропитание.

3. Размышление о священных аятах. Особо настоятельно рекомендуется размышлять над теми аятами, где говорится о пропитании и заработке на жизнь. Амир ибн Абду Кайс говорил: «Когда я читаю четыре аята вечером, я не придаю значения тому, за счёт чего я проведу вечер, а когда я прочитаю четыре аята утром, я не придаю значения тому, за счёт чего я проведу день».

Приведём смыслы этих четырёх аятов:

– «Никто не удержит милость (пропитание и дождь), которую Аллах  открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он – Могущественный, Мудрый» (сура «Фатир», аят 2);

– «Если коснётся тебя вред (нищета, болезнь), то никто, кроме Него, не избавит тебя от вреда. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он – Прощающий, Милосердный» (сура «Юнус», аят 107);

– «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах  не обеспечивал бы пропитанием. Аллах  знает их место пребывания (когда они ещё в утробе или после смерти) и куда они вернутся. Всё это записано в ясном Писании» (сура «Худ», аят 6).

– «После тяготы Аллах  создаёт облегчение» (сура «Таляк», аят 7).

4. Многократные и настойчивые просьбы к Аллаху. Необходимо воспитывать в себе это качество. Наш Пророк (мир ему и благословение) был аскетом, самым довольствующимся, а в своих мольбах он просил: «О Аллах, сделай меня из довольствующихся тем, что ты мне дал, и сделай мне в этом баракат».

5. Взгляд на того, кто беднее, чем ты, с осознанием, какое у него положение в этой мирской жизни. Абу Хурайра  передаёт хадис: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости, которыми вас облагодетельствовал Аллах » (Муслим, № 2963). Если ты бедный, то есть тот, кто беднее, чем ты. Если ты болеешь и попал в беду, то, несомненно, есть те, чья болезнь и беды тяжелее, чем твои.

6. Изучение жизнеописания наших праведных предков, в частности о том, какое у них было состояние в этом мире, как они довольствовались малым.

О Аллах, даруй нам эту драгоценность. Амин!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.