Школа - источник счастья?

27 Июнь 2012

Школа источник счастья?Этот вопрос адресован не только ученикам. Ведь школа - это также учителя, их труд, их идеи. Это ещё и родители – с их переживаниями и надежами. И, вообще, школа – не столько оценки, сколько горизонты…

Наша жизнь буквально нашпигована различными технологиями. И в промышленности они есть, и в сельском хозяйстве, и в политике, и даже в педагогике. Да, в 1984г. в педагогическом лексиконе впервые упомянулось слово «технология».

Речь идёт о Технологии Творческого Развития (ТТР) – уникальном подходе к школьному обучению, к личности ученика и учителя.

Ценно то, что сегодня Технология Творческого Развития (ТТР) может применяться ещё и для преподавания религиозных предметов. Т.е. её можно рассматривать как средство воспитания из наших детей достойных членов Уммы – глубоко верующих и широко образованных.

Мне удалось подробно поговорить с авторами ТТР: разработчиком – педагогом с 60-летним стажем, профессором, доктором психологических наук, Заслуженным Деятелем науки, академиком Рахимовым Ахмедом Закиевичем, а также представителями Общественной Лаборатории ТТР при Башкирском государственном педагогическом университете: Заслуженным учителем РФ, лауреатом премии Каюма Насыри Казыхановым Вилем Суфьяновичем и его супругой – педагогом-математиком с более чем 40-летним стажем Казыхановой Фаузиёй Гиниятовной.

– Объясните, пожалуйста, что такое Технология Творческого Развития (ТТР)?

Профессор Рахимов А.З.:

– Отмечу главное – ТТР разрабатывалась для детей. Она охватывает все достижения педагогики: творческое мышление, деятельностный подход, проблемное обучение, программирование обучения. То есть ТТР – это строго научное знание.

Заслуженный учитель РФ Казыханов В.С.:

– В основе Технологии Творческого Развития лежит наука Психодидактика (проф. Рахимов соединил Психологию с Дидактикой Я. Коменского), а также Теория развивающего обучения, разработанная профессорами Давыдовым В.В. и Элькониным Д.Б.

– Чем принципиально отличается учебный процесс в рамках ТТР?

Профессор Рахимов А.З.:
– В содержательном плане, отличие в том, что, на примере одной темы или задачи, мы даем учащимся все возможные способы решения заданий такого типа.

Так мы стремимся развивать у детей и образное, и логическое мышление. Т.е., независимо от дисциплины (точная она или гуманитарная), у детей на уроках задействованы оба полушария головного мозга.

Заслуженный учитель РФ Казыханов В.С.:
– Залог хорошей успеваемости – это вовлеченность детей в обучение. И тут решающим становится предметное общение ребят на уроке. Для этого, учащиеся на уроках ТТР сидят группами по 4 человека. Один из этой четверки избирается (не назначается!) лидером. Он организует обсуждение поставленной учителем задачи, определяет очередность ответа учителю. Главное на уроках – общение детей. А учитель выступает в роли дирижера, который управляет мыслительным процессом в классе.

Казыханова Ф.Г.:
– Каждый урок начинается с того, что мы актуализируем, обновляем знания, которые пригодятся на сегодняшнем уроке, т.е расчищаем фундамент для понимания нового материала. Затем, учитель ставит такой вопрос, что, без его решения невозможно продвигаться вперед по теме. Тут поиск решения становится для учащихся необходимостью. Вот тогда и превращается ученик из обучаемого – в обучающегося. Это принципиальный момент! Потому что ученики, заинтересованные в поиске ответов, действительно, могут взять новое из каждого урока. И такие знания сохраняются, что называется, в глубокой памяти.

– Как воспринимают ТТР сами ученики и их родители?

Профессор Рахимов А.З.:

– Ребятам очень нравится! У меня даже целая книга вышла с отзывами учеников, в разное время учившихся по ТТР. А вот одна из последних записок, которую написала мне москвичка-третьеклассница: «Спасибо, Ахмед Закиевич, за то, что Вы разрешили нам думать...» Вот это и есть орден! Это и есть результат, ради которого положены годы!

Что до родителей, то они хоть и бывают заинтересованы в успехах ребенка, но зачастую не знают, как именно ему помогать. В нашем случае, задача родителей – моральная поддержка ребенка, т.к. задачу по его обучению берет на себя Технология. Она нацелена на усвоение учащимися материала уже на уроке. О том, как это удается, можно судить по цитате из письма одной мамы: «У меня дочь три года успешно учится по Технологии, и за все три года ни разу не обращалась дома за помощью».

Казыханова Ф.Г.:
– На сегодня системы, прогрессивнее Технологии Творческого Развития, в школах РФ нет. Так считаем и мы, и те, у кого мы проводим семинары. Если ТТР поставлена правильно, она очень нравится ученикам. А раз так, то уроки проходят успешно, результативно. А это самое главное.

– Поговорим о «трудных» детях.

Профессор Рахимов А.З.:
– Что до «трудных» детей, то их таковыми делают неграмотные учителя. Они требуют учебы из страха перед двойками, родителями, учителями, и т.д., но никак не прививают желание усвоить предмет, подняться на ступеньку выше. В итоге, у детей возникает чуть ли не отвращение не только к школе, но к учению вообще. А это большой урон их дальнейшей жизни.

 – От чего, по Вашему, страдает современная школа?

Профессор Рахимов А.З.:
– Основные проблемы – психолого-педагогические.

Во-первых, это так называемая пассивность учащихся. Но дети, по природе своей, всегда активны. Если это не так, то виноват учитель: значит, он неправильно выстраивает урок.

Во-вторых, это словесные методы обучения. Учитель сначала зубрит тему по учебнику, потом рассказывает её ученикам. Этого делать нельзя! Многословный учитель – худший учитель. Учитель должен уроком управлять, а не говорить.

В-третьих, это плохая управляемость детьми на уроке. Вот учитель 30 мин. объясняет материал, а что же ученики? Психологами подмечено, что не более, чем через 7 мин. у ребенка «отключается» голова.

И он слушает учителя, но не слышит, смотрит на него, но не видит. Это называется ложным вниманием.

Четвертая школьная проблема – это недогрузка творческого мышления учащихся. Учителям зачастую легче преподавать, не выходя за рамки учебников.

И, наконец, пятой проблемой (хотя она главная!) назову безнравственное поведение. Откуда оно? А есть ли в школе или ВУЗе предмет по нравственному воспитанию? Нет! Откуда же нам ждать нравственного поведения? И вопрос относится не только к учащимся, но и к самим учителям. Порой в школах конфликт «учитель-ученик» обостряется донельзя. Страдают прежде всего дети.

– Реально ли решение перечисленных проблем в традиционной школе?

Профессор Рахимов А.З.:

– Думаю, реально. Но для достижения успеха, надо так реорганизовать школьную деятельность учеников и учителей, чтобы обучение стало действительно творческим процессом. Для этого, надо отвыкнуть по поводу и без повода винить детей, а также поменять у учителя базис работы. В педагогических ВУЗах надо взращивать учителей-личностей, а не этаких маленьких диктаторов. Ведь «только личность может образовать личность!» Это слова Ушинского.

– Откуда же взяться учителю-личности?

Профессор Рахимов А.З.:

– А это уже другая сторона вопроса. Учителем не может быть каждый! На свой психологический заочный факультет я ввел серьезное тестирование абитуриентов. Оказалось, каждый третий (!) не способен быть педагогом, т.е. он лишен главной черты педагога – умения преобразовать… с е б я.

Сегодня школа не даёт молодежи ни доходов, ни уважения. И в педагогических институтах, как правило, учатся те, кто не смог пройти в другие ВУЗы. Ни о каком призвании речи нет. Из-за всего этого, педагогическая сфера определённо страдает.

Заслуженный учитель РФ Казыханов В.С.:

– Талантливые и заинтересованные кадры потянутся в школу, когда поднимут престиж знаний. А сегодня российская школа держится на фанатиках своего дела. Но школа – не проходной двор. И если педагог не понимает детей, не живет их переживаниями, то ему надо покинуть школу.

Учитель только тогда личность, когда он работает творчески и не жалеет себя. Ещё, от учителя требуется терпение и самообладание – чтобы никаких оскорблений в адрес учеников!
Казыханова Ф.Г.:

– Учительское мастерство достигается упорным трудом с каждым ребенком. И, когда начинает получаться, то, поверьте, наступает другая жизнь! Хорошо ученикам, хорошо их родителям, значит, учителю тоже хорошо! Но если нет искреннего желания работать с детьми, то из школы лучше поскорее уйти, чтобы никому не навредить. Нам же говорит Пророк (мир ему и благословение), что от мусульманина (его языка и рук) не должно быть вреда.

– Вы упомянули предмет «Нравология». Можно ли о нем поподробнее?

Профессор Рахимов А.З.:

– Часто взрослые забывают, что важно ребенка не просто НЕ учить плохому, важно его НАУЧИТЬ хорошему! Поэтому предмет Нравология рассматривает такие понятия как добро, зло, ответственность, порок и т.д. Дети обсуждают их в группах, выводят определения, находят примеры: из жизни Пророков, своей семьи, своего класса.

При этом мы не говорим: «Будь таким-то!» Учащиеся пишут планы самовоспитания, нацеливаются воспитать в себе недостающие положительные качества. Задача учителя – пояснить пути достижения поставленных целей. Задача родителей – проконтролировать и поддержать своего ребенка. И по сути, Нравология связывает школу и семью.

Заслуженный учитель РФ Казыханов В.С.:

– На вопрос «Нужны ли уроки нравственности?» 80% родителей ответили, что очень нужны. Через уроки Нравологии мы соединяем цепочку «Учитель-ученик-родитель-общество». Ведь, если ребенок не находит тепла дома, он ищет его на улице. Важно, чтобы ученику дарила своё тепло и школа.

– На основании чего Ваша Лаборатория разрабатывала методические материалы по Нравологии?

Профессор Рахимов А.З.:

– В советское время, когда Нравология вошла на нашу экспериметальную учебную программу, и речи не могло идти о религиозных уроках. Учебным материалом для Нравологии у нас тогда были произведения морально-этической направленности советских и зарубежных авторов. Сейчас, есть возможность преподавать Нравологию на основании мусульманских источников. Я глубоко убежден, что подлинную нравственность можно черпать только в Исламе. В Священном Коране прописаны все условия и возможности, чтобы людям оставаться людьми.

– Вот мы и подошли к тому, как реализуется Технология Творческого Развития в религиозном обучении детей.

Профессор Рахимов А.З.:

– Что касается Исламских дисциплин, то эти уроки своеобразны уже тем, что формируют у ребят правильное (!), отношение к жизни, окружающим, себе. Используя широкие возможности ТТР, можно и Религиозные уроки давать, максимально вовлекая в них творческий потенциал ребят.

Заслуженный учитель РФ Казыханов В.С.:
– Как и каждый предмет, Религиозные дисциплины имеют свои особенности. Но в любом случае должна сохраняться общая система преподнесения нового материала. Главное – определить и четко выделить то, что ученику нужно усвоить по изучаемой теме, её главную мысль.

Важность религиозных уроков невозможно переоценить. Нам нужна религиозная интеллигенция, подобная той, которую составляли Зайнулла Расулев, Ризаэтдин Фахреддин, их современники – глубоко религиозные и блестяще образованные мусульмане. Мы должны нацеливать наших детей тянуться к подобным высотам!

– Как Вы популяризируете свои знания, помимо проведения выездных семинаров?

Профессор Рахимов А.З.:

– В основном, пишу книги, раскрывающие суть ТТР и определяющие основные направления работы по ней. А с 2010г. на свои средства издаю журнал «Новые принципы образования». Собственно, в материалах журнала речь идет о ТТР и Новой Школе. О ней сейчас много говорят на разных уровнях. Только главное в Новой Школе не современное здание, бассейн или множество компьютеров. Главное в школе в любые времена – это содержание. Вот, об этом школьном содержании и пишет мой журнал.

Заслуженный учитель РФ Казыханов В.С.:

– У меня издано ряд книг по Нравологии. А последней вышла книга «Уроки Веры». Московский Муфтият снабдил меня необходимой религиозной литературой (переводы смыслов сур Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение)), чтобы материал получился достоверным и убедительным. Книгу утвердили на Ученом совете в Муфтияте.

– Ваши пожелания читателям.

Профессор Рахимов А.З.:

– Желаю, чтобы на основе Ислама наши дети учились хорошо, развивались бы интеллектуально и вырастали бы глубоко нравственными личностями!

Заслуженный учитель РФ Казыханов В.С.:
– Знаете, я часто говорю родителям: «Мы, учителя, 11 лет как-нибудь потерпим да и выпустим ваших детей, а вот вам, родителям, жить с ними до конца!» Так что, не забывайте своих детей, воспитывайте их человечными, религиозными, на основе Корана и Шариата!

Казыханова Ф.Г.:
– Самое главное – в школе ученику должно быть хорошо! Школа должна и может дарить счастье!

Мы это утверждаем!

А родителям от души желаю, чтобы Аллах помог им вырастить детей людьми верующими, искренними и вместе с тем образованными и успешными!

Каковы же пути применения Технологии проф. Рахимова А.З. в религиозном обучении детей? Многолетний опыт в этом вопросе отсутствует, зато есть среди мусульманских педагогов энтузиасты, стремящиеся, во Имя Создателя, обучать наших детей на качественно новом уровне.

Поговорим с одной из таких преподавательниц – методистом московского Фонда «Ихляс» Аматуллах Таджуддин.

Как Вы оцениваете возможность применения ТТР для преподавания религиозных предметов?

Сегодня в рамках ТТР дети легко усваивают материал по таким предметам, как Ахляк, История Пророкв и Сира. Это те дисциплины, на которых можно рассуждать, анализировать, впитывать.

Зачем, по-Вашему, сегодня, для преподавания религии, нужно искать новые способы?

Часто материал, полученный на типовых религиозных уроках остается в тетрадях и учебниках. Люди просто не успевают научится, как применять его в жизни. И получается, что духовные знания – это одно, а поступки людей – что-то другое.

На уроках же ТТР ребенок может сразу поразмышлять над новой темой, обсудить её с одногруппниками, что называется, прочувствовать. Крайне важно, чтобы учитель делал акценты на те ключевые моменты в каждой новой теме, которые нужно понять и запомнить ученикам. Тогда это станет не очередной порцией информации, а именно знанием. Причем, таким, который напрямую связан с повседневной жизнью детей. В этом и видится необходимость поиск новых методов преподавания Религии.

Вот недавний пример. По Сире мы изучали эпизод о сне Амины – матери Пророка (мир ему и благословение), о том, что ее ребенок будет благочестивым, и его ждет великое будущее. На вопрос «Почему Аллах послал такой сон Амине?» дети сами нашли ответ – этот сон был в утешение. Наше рассуждение продолжилось: мы тоже видим сны, значит, и нам Аллах посылает какую-то информацию. А это уже касается лично каждого ученика, конкретно его жизни. Понятно, что такой урок, скорее всего, оставит след в сознании и душе ребенка.

Выходит, ТТР может стать ценнейшим инструментом мусульманского воспитания?

Очень вероятно! Аллах доверил нам детей, которые будут жить в России в 21 веке и, возможно, будут решать проблемы не только российских мусульман, но всей нашей Родины. Поэтому, кроме грамоты, мы должны обучить наших детей умению решать вопросы разной сложности. Думается, что для достижения именно этой цели, Аллах ознакомил нас с Технологией проф. Рахимова. Она может стать последним средством повышения образовательного уровня мусульман в целом.

Ещё важный момент. В Исламе принято в трудных ситуациях собирать Шуру – совет, все участники которого обдумывают проблему, обсуждают и вырабатывают итоговое решение. И по Технологии, уроки строятся именно по этому принципу. Значит, мы поступаем по Сунне Пророка (мир ему и благословение). Это не может не радовать.      

Какие основные сложности встречаются при внедрении ТТР в  процесс религиозного образования детей?

Сложность в том, что никто до нас этим не занимался. ТТР успешно применялась для светского образования, но для религиозного – ещё нет. Отсюда и специфические сложности.

Что до детей, то они очень хорошо реагируют на это новшество. Проблемы возникают у взрослых, у преподавателей. Ведь, что бы правильно составить урок, нужно и специалистом быть хорошим, и характером обладать новаторским – не бояться и не лениться менять стереотипы в работе.

С чем Вы обратились бы к родителям, учителям, читателям?

Имам Аль-Газали говорил, что мы должны брать от светских наук всё самое полезное для укрепления Ислама. Технология Творческого Развития – из разряда именно тех современных знаний, которые мусульманам нужно брать на вооружение и внедрять, как бы трудно это ни казалось. Потому что ТТР – несомненная польза для наших детей. Недальновидно отворачиваться от дарованных Аллахом драгоценных знаний! Необходимо их осваивать, чтобы в Судный День отчитаться, как мы использовали данные нам возможности.

Беседовала Гузель Ибрагимова