Упование – дорожка к счастью

8 Август 2012 3131

«На Аллаха надейся, а верблюда привязанным держи»

Упование – дорожка к счастьюЧеловек стремится как можно больше успеть в этой жизни. Успеет он или не успеет насладиться всей красотой – неизвестно. Мы настолько доверяем себе и своим возможностям, что забываем о Всевышнем Аллахе, о Его воле, о Его желании или нежелании. Мы забываем, что только Он может всё, и, как бы мы ни старались, любое наше действие в Его власти. Если будет на то воля Всевышнего, значит, мы сможем в этой жизни что-то, а если не будет – значит, как бы мы ни старались, все наши усилия будут напрасными.

Неоднократно алимами говорится, что мусульманину положено благодарить своего Создателя и в радости, и в горести. Для нас привычно благодарить Господа, если нам хорошо, чаще всего мы забывает воздавать хвалу Аллаху в печали. Мы можем обратиться с дуа, но вот предположить, что уже завтра горе может обернуться неимоверным благом и счастьем, почему-то нам сложно. Всё в этой жизни очень переменчиво, преходяще, вечен лишь Всевышний Аллах, о котором мы не должны забывать никогда.

В связи с происходящими в жизни событиями человек должен полностью уповать на своего Творца, ведь только Ему известно, что для нас лучше в данный момент. Среди нас есть люди, которым завидуешь белой завистью. Они могут выйти в путь абсолютно без лишних денег и при этом говорят: «Я уповаю на Аллаха». Сложно себе представить, как можно выходить из дома, не имея в кошельке про запас лишнюю тысячу рублей. Наверное, наш иман ещё не дорос до того состояния, когда мы можем полностью положиться на Всевышнего. Мы полагаемся на себя, на ту же самую лишнюю тысячу, но забываем уповать на Аллаха. А ведь только Он может забрать у нас загашник или одарить нас средствами, которые могут появиться самым неожиданным образом. И вот так в любом деле. Мы не устаём повторять: «я смогу, я сделаю, завтра запланировал то-то и то-то», но странно, что не помним, что Господь все наши планы может разрушить в одно мгновение. Упование и только упование может помочь мусульманину правильным образом выстроить свою жизнь.

Чтобы не быть совсем голословной, хотелось бы привести одну очень поучительную притчу. Тому упованию, о котором пойдёт речь, можно позавидовать. И вместе с тем мы должны стремиться к подобному поведению. Сразу скажу, что если кому-то это может показаться собственным бессилием, он будет неправ, поскольку каждый из нас способен на многое. При этом, когда мусульманин полагается на волю Всевышнего Аллаха, он добивается в жизни больших высот и большей милости и благодати.

Когда-то у одного короля был очень мудрый визирь. Он считался одним из самых приближённых королю людей, так как сопровождал его повсюду. Если же с королём случалось что-то неприятное, то он всегда говорил: «Возможно, это к добру», – утешая тем самым короля. Однажды король, сильно повредив себе палец, лишился его. На это визирь сказал ему свои обычные слова: «Возможно, это к добру». Но король на этот раз очень разгневался и спросил: «Что же в этом хорошего?» – и приказал посадить его в темницу. Но и на это визирь сказал: «Возможно, так оно и лучше». После этого визирю пришлось долгое время просидеть в темнице.

Некоторое время спустя король вышел на охоту, и, преследуя дичь, отдалился от своей стражи. Так он забрёл во владения язычников, которые поклонялись идолам. Увидев его, они решили принести короля в жертву своему богу, но, обнаружив, что у него не хватает одного пальца, оставили его в живых.

Когда Аллах спас его от участи быть зарезанным у ног каменного изваяния, которое не приносит ни вреда, ни пользы, король с радостью бросился к себе во дворец, и первое, что приказал по прибытии, – это освободить своего визиря. Встретившись с ним, он стал просить у него прощения за то, что сделал с ним, сказав, что только сейчас понял мудрость Всевышнего в потере своего пальца, и стал горячо восхвалять Аллаха за это.
Однако затем он спросил своего визиря: «Когда я приказал посадить тебя в темницу, ты сказал, что, возможно, так оно и лучше. Какая же мудрость заключается в этих словах?» Тогда визирь ответил ему, что если бы он не заключил его под стражу, то ему наверняка пришлось бы сопровождать его на охоте, и тогда его принесли бы в жертву вместо короля. Поэтому всё, что ни делает Аллах, к лучшему.

В этой истории заключено очень тонкое послание каждому человеку, на чью долю вышло тяжкое испытание, для того, чтобы он успокоился, стал благодарным Аллаху за свою судьбу и точно знал, что все несчастья принесут ему в конечном счёте добро в этом и загробном мирах.

Сложно понять, как зло может обернуться добром, но это так, и даже если не в этой жизни, то обязательно в следующей вечной жизни. Главное для нас – верить и полностью положиться на Всевышнего. Он Сам разберётся, что и как лучше, кого и как наказать и вознаградить.

Всевышний Аллах говорит в священном Коране (смысл): «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (сура «ат-Талак», аят 3).

В истории Ислама есть много ярких примеров искреннего упования сподвижниками на Всевышнего Аллаха. Взять, к примеру, Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), который всё своё имущество отдал Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Он не думал, на какие средства он будет жить дальше, он всё отдал ради Аллаха, ради Ислама.

Существует и такая история, рассказанная Абу Язидом Бастами. «Однажды я собрал свои мысли и представил себе, что стою перед Всевышним Аллахом, и Он спрашивает меня: «О Абу Язид, с чем ты пришёл ко Мне и встал передо Мной?» «С тем, что я оставил любовь к мирскому и стал аскетом ради Тебя», – ответил я. На что Всевышний сказал: «Весь мир вместе с тем, что находится в нём, не приравнивается возле Меня даже к крылу комара, и в чём же ты проявил свой аскетизм к мирскому?» Я сказал: «Астагфируллах, прошу прощения за это состояние!»

«Я пришёл к Тебе с упованием (таваккал) на Тебя». Всевышний Аллах говорит мне: «О Абу Язид, разве Я не выполняю тех обещаний, которые Я давал для того, чтобы ты уповал на Меня?» Смысл аята 6 суры «Худ»: «Пусть они также знают, что могущество, милость и знание Аллаха безграничны и охватывают всё сущее, что нет ни одной твари на земле, которую Аллах по Своей милости не наделил бы тем, сколько хватит ей на пропитание...». Я сказал: «О мой Аллах! Я прошу прощения за эти оба состояния и пришёл к Тебе, и стою перед Тобой, нуждаясь в Тебе». «Теперь Я принимаю тебя», – сказал Всевышний.

Нам, наверное, сложно поступать и действовать подобным образом, но это не значит, что невозможно совсем. Всё мы можем тоже, если будем стараться, если будем следовать всем повелениям своего Творца. Чтобы добиться такого состояния, необходимы знания о нашем Господе, нужно стараться познать Его мудрость, Его Самого. Это сложный и тернистый путь, но преодолим он, есть праведные мусульмане, которые прошли этот путь до конца и дали нам ценные советы, как достичь того же. Мусульманам просто нужно полностью предаться воле Всевышнего Аллаха и в каждом своём деянии, удаче или неудаче уповать на Него.

При всём при этом сидеть сложа руки и поплёвывать в потолок – неправильно, такой образ жизни не подходит мусульманину. Есть такая арабская пословица: «На Аллаха надейся, а верблюда привязанным держи», а также русская версия: «На Бога надейся, а сам не плошай». Верующий должен делать всё, что от него зависит, а не жать, когда небесная манна спустится. Всевышний любит работящих, а не бездельников.

Трудиться самому и при этом уповать на волю Творца – верный путь к удаче. Говорят, везёт только дуракам, но надеюсь, мы в это число не входим, поэтому максимум стараний и помощь Творца помогут нам занять свою нишу в этой жизни, занять своё место в обществе.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются с полными» (имам ат-Тирмизи).

Ещё одним ярким примером упования на Всевышнего Аллаха является история из жизни нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его верного друга и спутника сподвижника Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), когда они прятались в пещере Савр. Абу Бакр вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) были вынуждены покинуть Мекку и спрятаться в пещере. Через какое-то время после долгого преследования язычники добрались до того места. Увидев ноги преследователей, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас!» В ответ Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Абу Бакр, что ты думаешь о двоих, если третьим является Аллах?» Этот пример является подтверждением того, как наш Пророк (мир ему и благословение) уповал на волю своего Творца. Они уверовали в своего Создателя, подчинились полностью Его воле, терпеливо исполняли всё то, что Он ниспосылал им. Благодаря своей покорной Аллаху жизни человек может заслужить Его довольство и милость.

Всё в нашей жизни происходит согласно нашим деяниям и намерениям. Это доказывает и аят из священного Корана, смысл которого заключается в следующем: «Всё хорошее, что постигает тебя, – от Аллаха. А всё плохое, что постигает тебя, – от тебя самого» (сура «ан-Ниса», аят 79).

Насколько полноценно мы сможем это осознать, насколько согласно этому аяту сможем приобрести соответствующие необходимые знания, настолько проще нам будет жить и творить. Многое в наших руках. Аллах нам помогает, а совершаем поступки мы сами, выбор стоит перед нами. Насколько мы правильно будем его делать, настолько мы будем расти и духовно, настолько наше намерение будет становиться чище и искреннее. Насколько мы сможем подниматься по духовной лестнице, настолько Всевышний Аллах будет смотреть на нас с милостью и настолько Он будет доволен нами. А это самое важное!

Да поможет нам Всевышний быть покорными Ему, полагаться на Его волю, уповать на Него во всех своих делах, в каждом вдохе и выдохе, и да не лишит Он нас Своей милости! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.