Мечеть Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) в Пресветлой Медине

22 Октябрь 2010
9730

Достояние человечества.

Мечеть Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) в Пресветлой МединеМечеть Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) в Пресветлой Медине – один из центров паломничества мусульман, оформившийся в самый крупный после Заповедной Мечети в Мекке архитектурный комплекс подобного рода. В результате обширной реконструкции прилегающей к старинному памятнику территории, осуществленной в 1990-х гг. под патронажем нынешнего короля Саудовской Аравии Фахда ибн Абдуль-Азиза, мусульманская святыня обрела блистательное обрамление.

Тысячи и тысячи паломников, прибывающих сюда во время хаджа, нескончаемыми потоками стекаются на заповедную территорию, охваченную величественной и монументальной внешней стеной, которая замыкает теперь весь ансамбль. Шесть новых, необыкновенно высоких и стройных минаретов с множеством балкончиков подчеркивают грандиозный масштаб памятника. Молитвенные залы незаметно вбирают в себя огромные количества молящихся. Эти новые залы-дворики, над которыми скользят раздвижные купола – вторжение современной строительной технологии, – лишь знаменуют подходы к собственно святыне, словно бережно запеленатой рядами аркад и молитвенных зал. Днем яркое солнце нивелирует все постройки комплекса, которые приобретают однообразный песочный цвет, и лишь зеленый купол над могилой Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) выявляет его главную ось; вечером, в лучах торжественной иллюминации, ярче других светятся четыре исторических минарета в углах Мечети Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), уже четырнадцать веков притягивающей взоры мусульман мира.

Прославленная святыня, на многие века определившая развитие архитектуры мечети, Мечеть Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) не была задумана Мухаммадом (салляллаху аляйхи васаллям) как культовое здание. Этот факт, на первый взгляд парадоксальный, подтверждается многочисленными преданиями о жизни Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Согласно традиции, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) въехал в Медину верхом на верблюде, ведомом Абу Бакром, в окружении племени бану Наджар. Верблюд Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) остановился на участке напротив дома Абу Аюба аль-Ансари. в квартале бану Наджар. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) делил кров с Абу Аюбом в течение семи месяцев после прибытия в Медину. Почти сразу он принял решение выкупить участок земли на¬против и построить здесь дом.

Земля принадлежала двум сиротам, Сахлю и Сухайлю, и Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) купил ее за 10 динаров, отказавшись принять в дар. Покрытый могилами и руинами участок был в запустении, здесь росли пальмовые деревья, он использовался для содержания верблюдов и более мелких домашних животных. Сначала место строительства будущего дома Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) было хорошо расчищено, а пальмы выкорчеваны – их стволы и ветви использовали как строительный материал. Строительство дома для Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и его семьи традиция приписывает самому Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и его ближайшим сподвижникам. Из обожженного на солнце кирпича были выложены стены просторного двора, поставленные на каменный фундамент. На северной стороне, первоначально оставленной открытой, был сооружен навес: стволы выкорчеванных пальм стали опорами для крыши из пальмовых листьев, обмазанных глиной. С наружной стороны восточной стены из тех же материалов были построены комнаты (худжры) для жен Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Входы в эти скромные жилища открывались во двор и занавешивались тканью или ковром. Некий Абдулла ибн Язид видел эти комнаты перед тем, как они были разрушены по приказу аль-Валида, и он оставил такое описание: «Там были четыре дома из кирпича-сырца, с комнатами, разделенными ветвями пальм, и пять домиков из пальмовых ветвей, скрепленных (обмазанных) глиной и не разделенных на комнаты. Двери были закрыты черными занавесями. До крыши можно было достать рукой».

Напомним, что именно в Медине, по прошествии нескольких месяцев со дня прибытия сюда Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), произошло обретение истинной киблы мусульман. Известно, что первые 16 или 17 месяцев пребывания Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) в Медине киблой мусульман было направление на Иерусалим. Однако в одной из сур мединского периода прозвучало: «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Заповедной Мечети. И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону» (2:139). В устройстве двора дома Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), ставшего местом коллективных молений, перемена киблы сказалась следующим образом: аркада вдоль северной стены, названная суффой, была сохранена, – под ней находили приют сподвижники (ахль ус-суффа) Пророка (салляллаху аляйхи васаллям); на южной стене, ориентированной на Мекку, был построен более глубокий навес, образующий обширное затененное пространство – зулла. Здесь Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) проповедовал, опершись о пальмовый ствол.

По сути, самая ранняя мечеть (масджид) была двором дома Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и не имела черт священного здания. Сюда свободно заходили путники, искавшие Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), – один из них даже въехал на верблюде; здесь сооружались палатки и хижины, а в суффе жило много бедных людей; здесь велись деловые разговоры, и люди вели себя очень свободно. Но главное – это было место встречи верующих и место общей молитвы, поэтому оно стало с самого начала чем-то большим, чем просто личный двор Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Построенная в первом году хиджры, Мечеть Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) пережила впоследствии череду ремонтов и расширений. Считают, что в 7-ом г. хиджры Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), вернувшись после столкновения с арабскими племенами, решился на обновление своего дома. В результате изменений участок приобрел очертания квадрата со стороной 50 м, его площадь была примерно 2475 кв. м. Дом Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) был окружен домами его сподвижников: с востока жили Абу Аюб и Усман бин Аффан; с юга проживал Умар (аляйхи-с-салямсалляллаху аляйхи васаллям), к западу – дядя Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Аббас и Абу Бакр, к северу – Абдуррахман ибн Ауф. В результате более поздних расширений мечети эти дома были утрачены. Заболевший Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) оставался в комнате Айши и был погребен там после смерти. Через два года и три месяца не стало Абу Бакра, через десять лет – Умара; тела их погребены там же.

Обновление мечети, предпринятое в первые годы после смерти Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), при халифах Умаре и Усмане, было связано с тем, что Медина оставалась главным городом Халифата, община ее росла, и старая мечеть в ее прежних границах уже не вмещала всех желающих, тем более что Мечеть Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) была общественным и политическим центром общины, где мусульмане обсуждали важные проблемы, принимали общие решения. Также она была образовательным центром. Халиф Умар при расширении Мечети Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) руководствовался, прежде всего, этой необходимостью, и характер постройки почти не был нарушен. Худжры жен Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), прилегающие к восточной стене, не были затронуты, двор был расширен на запад, а к югу и к северу были добавлены затененные аркады – реваки, так что с юга к территории мечети был присоединен дом Аббаса. В трех стенах было устроено по два входа, – люди могли быстро заполнить мечеть по призыву имама. К тому же, при Умаре были использованы те же материалы, что и во времена Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Соображения необходимости и практичности явно преобладали в строительстве в тот период, и об этом высказывание самого Умара, который будто сказал: «Дай людям укрытие от дождя, но заботься о том, чтобы не сделать его красным или желтым, чтобы не сбить их с пути истинного». Через 12 лет халиф Усман расширяет мечеть почти на 500 кв. м., используя другие материалы: аркады, окружающие двор, замыкаются стеной из камня; пальмовые стволы заменяются каменными опорами, возводится крыша из прочного тикового дерева, привезенного из Индии. В стене киблы впервые сооружается михраб, и поныне известный как михраб Усмана.

Правление халифов династии Омейядов Абдуль-Малика и его сына аль-Валида (705-715 гг.) отмечено созданием великих памятников архитектуры, надолго ставших образцами для мусульманских зодчих. Желание соперничать с великолепием христианских церквей в Иерусалиме и на других завоеванных территориях побудило Омейядов обратиться к помощи византийских архитекторов и декораторов. Именно они возвели Большую Мечеть в Дамаске, украсив ее смальтовой мозаикой. Мечеть Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) в Медине не осталась в стороне от этих нововведений. Известно, что во время ее реконструкции при первых Омейядах были приглашены ремесленники-христиане, которые богато украсили интерьеры мечети мрамором и мозаиками, перламутром и золотом. Контраст с прежней простотой был разительным, и аль-Валид, посещая обновленную им Мечеть Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) в 93/712 г., даже заметил: «Мы строили в стиле мечетей, вы построили в стиле церквей». Кроме того, четыре минарета были выстроены по углам здания мечети.

Пожалуй, главным преобразованием мечети при Омейядах стало включение в ее территорию комнаты Айши, получившей название худжры Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Жилища жен Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) сохранялись в их первоначальном виде до перестройки мечети аль-Валидом. Айша всячески оберегала захоронение, воздвигла перед ним стену, предупреждая таким образом желание посетителей взять на память немного земли с могилы Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Аль-Валид выкупил все сохранившиеся прилегающие к мечети постройки, снес их и построил новые дома поодаль. Над местом захоронения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и его сподвижников, названным ар-Рауда – «Сад», была возведена пятигранная постройка, позднее перекрытая куполом. С ростом почитания Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) устанавливалась традиция паломничества в Медину. Дошедший до нас хадис гласит: «Можно сесть в седло, чтобы посетить три мечети: Заповедную Мечеть, Мечеть Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и Отдаленнейшую Мечеть»; он отражает практику, установившуюся в конце правления Омейядов.

В самом начале правления династии Мамлюков (1250-1517 гг.) древняя мечеть переживала тяжелые испыта¬ния. В пятницу в начале рамадана 654/1256 г. в мечети возник пожар, охвативший всю постройку,– почти вся она сгорела. Аббасидский халиф Мустасим во время хаджа 655/1257 г. прислал мастеров, инструменты и материалы, чтобы начать восстановление мечети. Дерево и другие строительные материалы были присланы из Йемена и Египта, а возведение мечети закончилось уже при султане Бейбарсе. За длительный период мамлюкского патронажа в Аравии Мечеть Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) не раз ремонтировалась и обновлялась. Султаны Калаун, Барсбей, Каитбей стремились не увеличить площадь молитвенного пространства, но с помощью дорогих и редких декоративных материалов придать ему вид дра¬гоценности. Мечеть украшалась, особое внимание уделялось территории ар-Рауда аль-Мутаххара («Благословенный Сад») – так называлась площадка между худжрой Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) его минбаром, которая была связана в мусульманском предании с местом, где проповедовал и предстоял на молитве Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям). Во второй раз большая часть мечети пострадала от огня, когда в 886/1481 г. в вершину главного минарета ударила молния. Сгорело все, за исключением худжры Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) – михраб, минбар, рукописные книги и древние списки Корана. 100 мастеров, присланные из Египта султаном Каитбеем, восстанавливали сначала минареты и стену киблы. Впервые над худжрой Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) был воздвигнут обширный купол. Примечательно, что в мечети была сохранена память о прежней, времен Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), стене киблы, в виде ограды примерно в метр высотой, в которой было устроено несколько проходов. Возле ограды находился минбар, между ним и худжрой Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) был возведен михраб Пророка (салляллаху аляйхи васаллям); посреди значительно увеличившегося зала была построена мраморная площадка-возвышение для муэдзинов.

Позднейший период истории мединской мечети – самый длительный: он охватывает четыре столетия и связан с историей Османской империи. Турецкие султаны прославились как устроители благотворительных учреждений на обширной подвластной им территории. Историк XVI в. Бидлиси, например, характеризуя благочестивые деяния султана Мехмета (начало XV в.), пишет: «Для обеих почитаемых святынь – да умножит Господь их почитание и возвеличение! – они определили по вакфу, дабы ежегодно доходы с них туда отсылались и расходовались по усмотрению обладателя вакфа». В 1517 г. османское завоевание достигло Египта, и турецкий султан Селим Явуз принял в Каире ключи от Мекки и Медины, а также священные реликвии, принадлежавшие отныне османско¬му дому. Султан провозгласил себя служителем Двух Святынь (хадым уль-Харамейн), и внимание к мечетям Мекки и Медины, давно ставшее традицией, со стороны двора было удвоено. Потребности и расходы служителей, присматривающих за мечетью, тщательно обеспечивались службами султанского двора. Прославленный строитель султан Сулейман Великолепный, заботясь о нуждах паломников, посещающих Мечеть Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), по сведениям того же Бидлиси, возвел «В Пресветлой Медине исполненную благодати обитель и назначил достаточно вакфов, чтобы каждое утро и вечер там давали беднякам пропитание». Пожертвования в Мечеть Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) вносили и представители османской знати. Вплоть до первых десятилетий XX в. в Стамбуле ежегодно происходили «Сюрре алайы» – сбор процессии в Мекку и Медину с дарами османских султанов и празднество по этому по-воду. От ХV–ХVI столетий в мечети сохранились несколько новых вкраплений. Например, так называемый михраб Сулеймана был создан в 860/1455 г. к западу от минбара Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), причем сначала он носил имя михраба Ханафитов. В 938/1531 г. султан Сулейман Великолепный приказал обновить его в белом и черном мраморе, а в 980/1572 г. Селим II украсил его изразцами с золочением. В 1233/1817 г. Мехмет II возвел купол над худжрой Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), а в 1255/1839 г. отремонтировал его и покрасил в зеленый цвет. При нем порядок ремонта, отправка и подготовка технического персонала, опла¬та расходов были отлажены и выполнялись неукоснительно.

Самые обширные работы в османское время были проведены уже в XIX в. при султане Абдуль-Маджиде. Шейх Мечети Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Давут-паша доложил султану, что мечеть уже около 400 лет не ремонтировалась в полном объеме, и каждый новый день прибавляет новые разрушения. Султан поручает послать специалистов, которые должны изучить дело; после получения соответствующего рапорта он приказал приступить к ремонту. Он сам выбрал в своем окружении чиновников, которые должны были присматривать за ходом работ и руководить ими, придав, таким образом, предстоящим работам самый высокий статус. Для ремонта 1265/1848-1277/1860 гг. были привлечены самые лучшие мастера и художники, использовались самые дорогие и качественные материалы. Этот обширный ремонт и расширение, длившиеся около 12 лет, были сделаны не на скорую руку: все свидетельствует о большом внимании к качеству работ, соответствующем величию самого памятника, уважению к нему со стороны мусульман. Чтобы не препятствовать совершению верующими молитвы в Мечети Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), ремонт осуществлялся последовательно на отдельных участках. На месте старых стен возводились новые, с новым качеством и отделкой. За исключением некоторых стен и худжры Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), фундамент которой оказался прочным и сама постройка качественной, вся мечеть была отстроена заново. Минбар и михраб Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) были отремонтированы и сохранены. Северная и западная стены, за исключением участка у минарета Меджидийя, не были обрушены. Михраб Усмана (аляйхи-с-салямсалляллаху аляйхи васаллям), как прочный и красивый, был сохранен. Старые опоры реваков были заменены новыми монолитными, за исключением колонн в ар-Рауда аль-Мутаххара, украшенных белым и красным мрамором с росписью и возвращенных на прежнее место. Окна были защищены медными решетками, а разноцветные витражи, привычный ат-рибут османских мечетей, окрасили свет, проникавший в интерьер. Все внутренние галереи были расширены; теперь Мечеть Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) занимала площадь 10303 кв. м. В результате этого расширения между главным минаретом и восточной стеной образовалось обширное крытое пространство. Западные ворота главного минарета были облицованы красным резным камнем. У наружной стены мечети, между воротами Баб ус-Саид и воротами для женщин (Баб ун-Ниса), было устроено место для омовения в виде ряда кранов с водой.

В конце ремонтных работ весь пол и стена киблы наполовину высоты были выложены мрамором. Потолок, а свою очередь, был расписан различными изображениями деревьев, цветов, водных потоков. Казалось, что в каждом куполе расцветает райский сад. Колонны с богато украшенными капителями были отполированы и расписаны в цвет камня. Позднее из Стамбула был прислан известный каллиграф Абдулла Зухди Бей, который украсил надписями с текстами аятов и именами Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) купола и стены мечети, – их можно видеть там и сегодня.

Журнал «Ислам».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.