Соблюдайте Шариат!

20 Декабрь 2012
2487
Выступление муфтия Дагестана, шейха Ахмад-хаджи Афанди на совете имамов 1 декабря 2012 года

Выступление муфтия Дагестана, шейха Ахмад-хаджи Афанди на совете имамов 1 декабря 2012 года

В первую очередь я призываю и себя и вас воздавать хвалу Всевышнему за то, что Он нам дал возможность собираться и делать наставления, подсказать молодому поколению, как вести себя.

Не так далеки те времена, когда не разрешали открыто говорить об Исламе. Аллах дал нам такую возможность не потому, что мы такие хорошие, – этим Всевышний испытывает нас. Наших предков наказывали, когда они молились, читали Коран, а нам всё разрешено. Руководство Дагестана приветствует нас, готово поддержать, если намерения у нас чистые. Поэтому за то, что Аллах нас создал именно в такое время, мы должны благодарить Его.

Если мы не будем делать шукру за блага, которые нам даны, то нас могут лишить их, и редко бывает так, что возвращается благо (нимат), которое забрали.

По сложившейся традиции давайте прочтём суру «аль-Фатиха», три раза – суру «Аль-Ихляс», а также «Салатуль-фатиха» и сделаем дуа всем нашим шахидам.

Несколько слов хочется сказать про сегодняшний маджлис. Мы ждали, пока все паломники после хаджа поправятся и придут в себя, за это время наступил и мусульманский новый год. Учитывая всё это, мы решили собраться, чтобы до следующего хаджа, набрав новые силы, мы работали так, чтобы Всевышний был нами доволен. Если мы все наши деяния будем совершать в соответствии с Шариатом, то Аллах убережёт Дагестан от всяких бед, наводнений, ураганов, цунами и т. д. Иншааллах, я надеюсь на это. Поэтому нам надо с пониманием подойти к своей работе, как будто мы сегодня впервые приступаем к ней. Есть имамы, которые работают в этой должности уже 20 лет. Следует забыть предыдущие годы и трудиться, засучив рукава, чтобы был виден результат. Приведу пример: если у автомобиля форсированный двигатель, то нажатие на педаль газа даже при скорости 100–120 км в час приводит к резкому ускорению – машина как-будто прыгает вперёд. У нас «двигатели» должны быть такие форсированные. Надо нажимать на газ и идти вперёд, не жалея себя. Почему не стоит себя жалеть? Потому что когда мы умрём, то наше тело достанется на съедение червям. Зачем нам жалеть тело, сохраняя его для змей? Лучше воспользоваться возможностью, которую дал Аллах, чтобы потом не пожалеть об упущенном времени. Это я предлагаю и себе и вам, как моим любимым братьям, сыновьям.

Несколько слов о моей работе. Когда я только заступил на пост муфтия (это был 1998 год, 24 августа), меня беспокоило то, как будет складываться моя работа, ибо я полагал, что мало кого знаю, да и обо мне мало кто слышал. В то время здесь в руководстве оказались очень умные, мудрые люди. Они протянули мне руку помощи. Хочу поблагодарить всех алимов: вы меня очень поддержали, во всяком случае не подвели. Я от всей души вас благодарю.

Говоря о благодарности, хочу отметить, что руководство Дагестана – и предыдущее и нынешнее, и верующие, и неверующие – тоже уважает меня. Я долго не находил этому объяснения, но всё-таки нашёл: это Аллах заставил их уважать меня. За это я Аллаха благодарю.

И ещё по поводу своей работы. Некоторые люди полагают, что я ухожу с работы, что вместо меня будет кто-то другой. Вы оставьте подобные мысли. Должность муфтия одна, а вас много, вследствие этого между вами могут возникнуть конфликты, а сейчас вы как братья. Лучше сохранить это братство, чем ради должности портить отношения между собой.

А я, альхамдулиллях, думаю ту силу и возможность, способность и энергию, которые Аллах  мне дал, использовать ещё на полвека. Будем работать вместе.

Многие говорят, что в Духовном управлении алимов нет. Я благодарю Аллаха за то, что дал таких богобоязненных алимов. Альхамдулиллях! Ещё я благодарю Аллаха за то, что одарил меня любовью к учёным-богословам. Я люблю алимов, люблю мутаалимов, валлахи, люблю! Я клянусь! Когда их обижают, меня это очень задевает. Задевает так, что у меня внутри всё переворачивается. Если я их люблю, полагаю, они меня тоже любят. Пока Аллах даёт возможность, будем вместе работать.

По поводу маджлиса хочу сказать, что он сегодня у нас открытый. Может, кто-то хочет высказаться, предложить обмен опытом, чтобы до следующего маджлиса мы извлекли урок?

Со своей стороны хочу озвучить некоторые свои предложения и по этому поводу обратить ваше внимание на следующие темы.

1. Выплата закята, поскольку это столп Ислама. Все стараются совершать хадж, хотят заниматься организацией хаджа. А закятом мало кто занимается, только один Мухаммадрасул Саадуев. Мы несколько раз поднимали этот вопрос и решили организацию закята возложить на Мухаммада Мангуева, заместителя муфтия, который будет этим делом заниматься. По поводу закята мы очень отстаём.

Также хочется обратить внимание на время намазов.

2. Сейчас говорят, что всю информацию можно получить из компьютера, а что делать, если компьютер даст сбой? Следить за временем намаза, сверять это по солнцу следует поручить Мухаммаду Магомедову (Кахибскому), а также Мухаммаду Мангуеву. Это тоже очень важно.

3. Обращаю внимание имамов мечетей на следующее повеление в Исламе: «призыв к благому и предостережение от запретного» («Амру билль ма‘руф ва нахьюл‘ анил мункари»), на то, какое вознаграждение от Всевышнего ожидает того, кто выполнит его. Не мне вам об этом говорить, вы и сами читали на эту тему много проповедей. Надо знать, что входит в это повеление, как его следует осуществлять, какие существуют условия и этические нормы (шуруты и адабы).

4. Среди джамаата встречаются люди, которые до сегодняшнего дня неправильно совершают намаз. Следует выучить самое необходимое. Раньше такие школы назывались ликбезом. Такие школы есть в селениях Тлох, Батлух и Кокрек. Каждый имам должен этим заниматься. Необходимо хотя бы один раз в год пойти к знающим людям и проверить свой махрадж (правильное произношение). Например, у нас есть машина. Мы же не ждём, пока она сломается, и периодически заезжаем на техстанцию для техобслуживания. Вам тоже следует проверять своё чтение (кираат), особенно тем, которые работают имамами.

5. В последнее время стало очень модным посещение гадалок, этим особенно увлекаются состоятельные люди. Предлагаю имамам чаще читать проповеди на эту тему, раскрывая сущность этого греховного поступка.

6. Также предлагаю имамам следить за санитарным состоянием в мечетях. Мы должны служить примером для всех.

7. Ещё один наболевший вопрос – противопожарная безопасность. Надо отметить, что некоторые исторические мечети сгорели из-за несоблюдения техники безопасности. Когда имам становится этому причиной, это неприятно.

8. В некоторых сёлах мужчины не женятся до 30–40 лет, потому что у них требования большие. С подобным мы столкнулись и в Сирии, когда учились там в 1993 году. Наш тридцатилетний учитель (муалим) сириец не был женат по той причине, что у них там требуется много денег для женитьбы.

На этот актуальный вопрос следует обратить внимание. Я бы сказал, что по достижении 21 года плюс-минус один год мальчиков уже надо женить. Зачем поклоняться нашим обычаям (адатам)? Шариат же не требует, чтобы был двухэтажный дом, чтобы невесте дали 200–300 тысяч рублей, чтобы норковая шуба была. Ещё раз обращаю внимание имамов на эту проблему.

9. Насчёт похорон хочу отметить, что там тоже делают перерасходы. Полтора года назад в с. Кокрек взялись за это дело и привели в порядок. В Чиркее тоже удалось это нормализовать, можно у них набраться опыта.

10. Имамам, алимам необходимо быть внимательными к тому, что они едят, чем питаются. Один человек посетовал при мне, что он, мол, смотрит на наших алимов, выпускников: вроде бы хорошие ребята, но от них особого бараката не видит. А однажды по телевизору увидел, что какому-то медресе помогал какой-то банк, и тогда понял причину этого. Когда мутаалимы питаются на средства, заработанные от ростовщичества, конечно, у них бараката не будет. Хотелось бы, чтобы за этим тоже проследили.

11. Обратите внимание, сегодня в школах разрешили преподавать уроки по основам религии, но книги используют не нашего мазхаба. Можно было и этот вопрос взять на контроль.

12. Встречаются такие люди, которые могут с лёгкостью назвать кяфиром кого угодно. Был случай, когда они потребовали от одного имама мечети раскаяться (сделать тавбу) по причине того, что он якобы стал вероотступником. Необходимо разъяснять людям, за что можно человека называть кяфиром, за что – мунафиком, лицемером, мушриком. Почаще делайте проповеди на эту тему.

13. И, конечно же, насчёт женщин не могу промолчать. Многие женщины сейчас водят машины, и есть те, которые желают водить. Чуть состоятельные люди покупают жёнам машины – это нехорошо. Жена должна сидеть в машине или рядом или сзади. Чтобы женщина сидела за рулём, я не предлагаю.

14. Есть вопрос, касающийся сельских имамов. Оказывается, сельские девушки накануне своей свадьбы едут в город, в салон красоты, чтобы делать причёску, макияж, и в течение этих суток они пропускают намаз. При этом и ночью спать не ложатся, чтобы причёску не испортить, – они спят, сидя за столом. Для чего? Это же неестественно. Пускай эти невесты будут естественными.

15. Ещё один наболевший вопрос касается внешнего вида женщин. В Махачкале пятничный джума-намаз в мечетях совершают приблизительно 50 тысяч мужчин. У каждого дома есть хотя бы жена и дочь – требуйте от них, чтобы они одевались по Шариату.

16. Ещё говорят – правда, я сам не видел, – что женщины в губы что-то вводят, чтобы они стали толще. Те, кто так поступают, не думают, что это может вызвать онкологические болезни. Впоследствии им уже приходится тратиться на лечение. Следует серьёзно отнестись к этому.

17. Я сам не раз поднимал вопрос о том, что в роддомах в самые основные два-три дня после рождения ребёнка матерям не дают кормить его грудью, в результате чего малыш не получает молозиво от матери. Работники роддомов под различными предлогами стараются не допустить этого. Надо предпринимать все меры, чтобы наши дети получали это молозиво. Это самое основное. И ещё в роддомах наблюдается кормление грудным молоком чужих детей, что приводит к молочному родству. На это тоже нужно обращать внимание.

Всё это я привёл с надеждой, что для 99 процентов будет от этого польза.

18. Как-то мы обсуждали вопрос о похищении невест. Очень большую пользу принесло решение этого вопроса. Когда обсуждался вопрос о музыке, некоторые полагали, что решить его невозможно. Однако смогли же почти запретить. Главное – взяться за дело.

19. Хочу подчеркнуть, чтобы имамы и муалимы как можно реже ездили в хадж. Вот хасавюртовский имам сообщил, что он решил в хадж не ехать, а поедет совершать малое паломничество (умра). В таком поступке заключены две пользы. Первое – мы уступаем место тому, кто ещё не был в хадже. Второе – в такой ответственный день, как праздник жертвоприношения Ид уль-Адха, мы находимся с джамаатом. Но если имамов отправляют в хадж в качестве руководителей, помощников, то это другой вопрос.

Некоторые находят разные предлоги, лишь бы поехать в хадж, оправдываясь тем, что их кто-то уполномочил совершить паломничество. Пускай имамов и муалимов не уполномочивают.

20. Хочу сказать насчёт алимов, что у нас одна беда – мы друг друга не уважаем. Этим мы делаем довольным иблиса, потому что иблис дал алимам мешок зависти (хасада). Давайте сломаем хребет иблису и скажем, что алим, какой бы он ни был, – это мой брат. Это очень важно для Ислама. Надо уважать друг друга. В Хунзахе был очень уважаемый человек по имени Ахбердил Мухаммад. Его всё село уважало. Когда его спросили, как ты достиг этого, он сказал, что его в первую очередь жена уважала. Глядя на неё, все остальные тоже стали его уважать.

21. Насчёт тариката хочется сказать несколько слов. Имам Шарани клялся, что ни разу в жизни не говорил про своего духовного наставника (устаза) в том обществе, где присутствовал хотя бы один человек, не любивший его. Этот очень важный момент поднял на этом собрании Умар-асхаб (имам Хасавюрта).

22. Ещё один вопрос подниму, из-за которого мне приходится много оправдываться. В Хасавюрте, когда проводилась исламская свадьба, человеку, который читал мавлид, предоставили слово. Он стал рассказывать о том, что ваххабиты женятся на своих сёстрах, матерях. Зачем такое говорить? Его кто об этом спрашивал? Люди пришли на свадьбу, радуются, отдыхают. Люди пришли слушать проповеди, мавлиды. Свадьбы, на которых раньше присутствовал алкоголь, хотят сделать благочестивым мероприятием. Зачем на свадьбе такое говорить? А если у него спросят, знает ли он такого ваххабита, он всего лишь ответит, что такое слышал. За свои слова надо отвечать, и по Шариату надо отвечать, на Том свете надо отвечать. Не говорите такие «воздушные» слова.

Кто хочет вступить в тарикат, ему дорога открыта. Альхамдулиллях! Как-то спросили: почему у осла уши длинные? Оказывается, осла стали тянуть в Рай, а он говорит: нет, там ни пыли нет, ни колючек, я туда не пойду. Тянули – уши стали длинными, но он так и не зашёл в Рай. Ослу нужна пыль, не надо его тянуть туда, где чисто, оставьте его. Человек может отрицать тарикат, но как ему доказать обратное? Если слепой скажет, что сегодня солнца нет, разве не будет глупцом тот, кто будет с ним по этому поводу спорить и доказывать обратное?

23. В конце скажу несколько обобщающих слов. В каждую пятницу люди приходят на рузман, слушают проповеди, наставления имамов. От одной пятницы до другой сколько грехов мы совершаем: телевизор смотрим, на кого-то наговариваем, грешим на каждом шагу. А чтобы грехов не было, что нужно делать? Нужно каяться. Я предлагаю и прошу, чтобы имам выбрал самое короткое тавбу, и вместе с джамаатом его произнесли на понятном джамаату языке.

Второе, о чём хочу попросить: чтобы мы совершали мольбу за своего брата по вере в его отсутствие. Ведь даже если Аллах не примет наше дуа в отношении него, то есть ангелы, которые говорят: «И тебе того же», и вот это дуа ангелов Аллах принимает. Поэтому делайте друг другу дуа. Необязательно произносить имя, делайте дуа каждому имаму, алиму. Особенно просите в мольбах, чтобы в Дагестане войны не было. Говорят, что извне хотят, чтобы в Дагестане была война. Это извне мы не видим. Мы их не можем остановить, потому что не видим, следовательно, остаётся просить Аллаха.

И третье, о чём хочу попросить: чтобы соблюдали Шариат. Если мы будем следовать Шариату, то все проблемы решаются. Банковских кредитов не будет, значит, дома продавать не придётся. Очень многим людям приходится продавать дома из-за того, что под проценты деньги берут. А что это такое – мы знаем. Соблюдайте Шариат! Всё делайте в соответствии с Шариатом.

Если я вас чем-то обидел, вы меня простите, если от вас что-то было, я вас тоже всех прощаю. С сегодняшнего дня всё начинаем с чистого листа, новую жизнь. Дай Аллах, чтобы в Дагестане был мир, благополучие, баракат, единство, иншааллах!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.