Язык, испачканный сплетнями

11 Февраль 2013 2091

Вопрос: Каково шариатское решение в отношении человека, который много сплетничает?

Ответ: Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Сплетня является одним из самых больших прегрешений, запрещённых Кораном и Сунной Пророка (мир ему и благословение).

Всевышний в Коране сказал:

{ولا تطع كل حلاف مهين * هماز مشاء بنميم}

Смысл: «Но ты не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, сплетнику, передающему слова одних людей другим, чтобы сеять раздор между людьми» (сура «Аль-Калам», аяты 10–11).

Ещё Всевышний в Коране говорит:

{ويل لكل همزة لمزة}

Смысл: «Горе, сильное наказание (обещано) всякому поносителю-сплетнику, который злословит за спиной» (сура «Аль-Хумаза», аят 1).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сплетник не войдёт в Рай» (имам Муслим).

Также передаётся со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прошёл мимо двух могил и сказал: «Они мучаются, и они мучаются не по великой причине», а затем сказал: «Один из них сплетничал (разжигал вражду между мусульманами), а второй не очищался от мочи» (имам Аль-Бухари).

Мусульманину следует предпринимать в отношении сплетника следующие меры.

1. Не верить ему, потому что сплетник – порочный человек и его свидетельство не принимается.

2. Запретить ему сплетничать, напоминая слова Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), что осквернение бывает двух видов: осквернение языка и органов, причём наиболее сильное из них – осквернение языка. Также передаётся, что к Умару сыну Абдул Азиза (да будет доволен им Аллах) пришёл человек, который рассказал о другом человеке, и Умар сказал ему: «Если захочешь, рассмотрим твоё дело. Но если ты обманываешь, будешь из числа людей, которые упоминаются в этом аяте:

 {إن جاءكم فاسق بنبأ فتبينوا} [الحجرات:6]

Смысл: «Если придёт к вам непокорный [грешный] человек с (какой-нибудь) вестью, то постарайтесь выяснить (истинность его слов) [удостовериться в их правдивости], (прежде чем передавать это другим…» (сура «Аль-Худжурат», аят 6).

Но если ты говоришь правду, то ты из числа людей, которые упоминаются в этом аяте:

{هماز مشاء بنميم} [القلم: 11]

Смысл: «Хулителю, сплетнику, передающему слова одних людей другим, чтобы сеять раздор между людьми» (сура «Аль-Калам», аят 11).

Если ты пожелаешь, простим тебя». Человек сказал: «Прощение, о правитель мусульман! Больше не вернусь к этому».

3. Ненавидеть его ради Аллаха, потому что он из числа ненавистных Аллаху людей, и мы обязаны ненавидеть того, кого ненавидит Всевышний.

4. Чтобы не возникло плохое мнение о человеке, на которого доносят, в Коране сказано:

{اجتنبوا كثيراً من الظن إن بعض الظن إثم} [الحجرات: 12]

Смысл: «О вы, которые уверовали! Сторонитесь многих плохих домыслов. Поистине, некоторые домыслы, а именно плохие мысли, – грех» (сура «Аль-Худжурат», аят 12).

В нашей реальности, увы, всё наоборот. Мы просим Всевышнего, чтобы Он дал нам силу строго следовать Его указаниям. Если мы будем соблюдать все эти пункты в отношении сплетника, то будем, по воле Аллаха, из числа счастливых людей. Амин!

Фетва исламского учёного из Сирии Ахмада Насана

Перевод с арабского: Мухаммадрасул Загиров

السؤال :

رجل أتعبني بكثرة النميمة, ولا أدري ما هو الواجب الشرعي عليّ نحو هذا الرجل, فهل بالإمكان أن أعرف الواجب الشرعي عليَّ نحوه؟

الحمد لله رب العالمين, وأفضل الصلاة وأتم التسليم على سيدنا محمد, وعلى آله وصحبه أجمعين, أما بعد:

 النميمة كبيرة من الكبائر, ومحرمة بالكتاب والسنة, قال تعالى: {ولا تطع كل حلاف مهين * هماز مشاء بنميم} [القلم: 10ـ 11]. وقال تعالى: {ويل لكل همزة لمزة}. ويقول صلى الله عليه وسلم: (لا يدخل الجنة نمام). رواه مسلم. وعن ابن عباس رضي الله عنهما: أن رسول الله صلى الله عليه وسلم سمع صوت إنسانين يعذبان في قبورهما, فقال صلى الله عليه وسلم: (يعذبان وما يعذبان في كبير ـ أي في نظر الخلق ـ وإنه لكبير, كان أحدهما لا يستتر من البول, وكان الآخر يمشي بالنميمة). أخرجه البخاري. والواجب على المسلم عندما يسمع النميمة أمورٌ كثيرة منها:

أولاً: أن لا يصدقه, لأن النمام فاسق مردود الشهادة.

ثانياً: أن ينهاه عن ذلك, ويأمره بالمعروف, وأن يذكره بقول ابن عباس رضي الله عنهما: الحدث حدثان, حدث اللسان, وحدث الفرج, وأشدهما حدث اللسان. وروي أن عمر بن عبد العزيز رضي الله عنه دخل عليه رجل فذكر له عن رجل شيئاً, فقال له عمر: إن شئت نظرنا في أمرك, فإن كنت كاذباً فأنت من أهل هذه الآية: {إن جاءكم فاسق بنبأ فتبينوا} [الحجرات: 9]. وإن كنت صادقاً فأنت من أهل هذه الآية: {هماز مشاء بنميم} [القلم: 11]. وإن شئت عفونا عنك, فقال الرجل: العفو يا أمير المؤمنين, لا أعود إليه أبداً.

ثالثاً: أن يبغضه في الله تعالى, لأنه بغيض عند الله تعالى, ويجب بغض من يبغضه الله تعالى.

رابعاً: أن لا يظن بالمنقول عنه السوء, لقوله تعالى: {اجتنبوا كثيراً من الظن إن بعض الظن إثم} [الحجرات: 12]. خامساً: أن لا يحمله ما حكي له على التجسس, لقوله تعالى: {ولا تجسسوا} [الحجرات: 12]. وواقعنا على عكس ما كلفنا به شرعاً, ولا حول ولا قوة إلا بالله, فنرجو الله عز وجل أن يوفقنا للالتزام بما كُلفنا به تجاه النمام, وواللهِ لو التزمنا بما كلفنا به تجاه النمام لكنا سعداء, نرجو الله عز وجل أن يكرمنا بذلك. آمين. هذا, والله تعالى أعلم

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.