Родственные связи в Исламе

15 Март 2013
5871

Когда Пророк (мир ему и благословение) переселился из Мекки в Медину, первым делом он там объединил мусульман, объявил их братьями – более состоятельного и менее состоятельного сделал братьями, т. е. всех мусульман Медины и всех переселенцев из Мекки породнил таким образом. Это означает, что в Исламе особое место уделяется единству.

Разрозненность мусульман ослабляет, а единство усиливает, поэтому единство должно начинаться у каждого человека дома. Если у него в семье разногласие, если семья разобщена, то какое может быть объединение с остальными мусульманами, которые не являются родственниками? Аллах и его Пророк (мир ему и благословение) призывают нас, чтобы мы соединяли и сохраняли родственные узы.

Имя Аллаха – Ар-рахман – милостивый, а по-арабски родственные связи называются «Рахм» из корня «Рахман», т. е. имя Аллаха и слова родства происходят из одного корня.

Аллах говорит (смысл): «Я дал родственным связям имя из Моего имени, поэтому того человека, кто объединяет, кто связывает эти узы, Я буду возвеличивать, буду его защищать, окажу ему всяческую поддержку».

(Сунану Аби Давуда 1444)

عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ عَوْفٍ قَالَ

سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ قَالَ اللَّهُ أَنَا الرَّحْمَنُ وَهِيَ الرَّحِمُ شَقَقْتُ لَهَا اسْمًا مِنْ اسْمِي مَنْ وَصَلَهَا وَصَلْتُهُ وَمَنْ قَطَعَهَا بَتَتُّهُ

В хадисе говорится, что хорошие деяния мусульман вознаграждаются, но быстрее всех вознаграждается добро, совершённое по отношению к родственникам. Даже если эта семья остальные законы слабо соблюдает, но дорожит родственными связями, её имущество увеличивается и количество членов семьи тоже увеличивается, потому что объединение, единство даёт благодать. Благодаря баракату объединения, единства в семье растёт имущество, увеличивается количество детей. Повторим, что так происходит даже в том случае, если они сами соблюдают Ислам не очень хорошо. Теперь представьте семью, которая соблюдает максимальное число предписаний Шариата – «все» мы не можем сказать, но хотя бы то, что в их силах, – и при этом они держат родственные связи: какой баракат будет им от этого!

Пророка (мир ему и благословение) спросили, кто самый лучший из людей, кто самый дорогой из людей, и он ответил: тот, кто больше всего боится Аллаха и кто больше всех сохраняет и укрепляет родственные узы.

Возникает вопрос: если мне делают добро и я тоже в ответ совершаю добро – это считается укреплением родственных связей или нет? Отвечаем: считается. Но на самом деле человек, который укрепляет родственные связи, – это тот, кто, если родственники к нему относятся плохо, со своей стороны ведёт себя хорошо. Даже если родственники к нему относятся плохо, он к ним относится хорошо – вот это считается объединением родственных связей.

Когда Пророк (мир ему и благословение) взял Мекку, вернулся из Медины в Мекку с войском, ему сказали, что есть племя неверующих, в котором очень много богатства. Сказавшие так призывали Пророка (мир ему и благословение) к тому, чтобы он пошёл газаватом на тех людей. Он ответил: «Из-за того что это племя сохраняет единство, уважает родственные связи, Аллах запретил мне на них нападать. Аллах защитил это племя от того, чтобы я пошёл на них войною, потому что они между собой держат родственные связи».

Если родители, например, неверующие – даже в этом случае Ислам обязывает нас относиться к ним с добром, уважением из-за того, что они наши родители. Это не уважение к куфру, а уважение к родителям, за то, что они твои родители.

Аллах говорит (смысл): «Милостыня, которую мы даём бедным людям, – это одна садака, т. е. ты получаешь одно вознаграждение; если ты даёшь садака родственникам – это считается как два садака: ты получаешь двойное вознаграждение из-за того, что они бедные, и из-за того, что ты объединил свою семью, сделал добро близким людям».

Далее говорится (смысл): «Самая дорогая садака – это садака, которую ты даёшь нуждающемуся родственнику или тому родственнику, который с тобой в ссоре».

Допустим, твой родственник с тобой в ссоре, вы поссорились, и если ты даёшь садака этому человеку – это самая лучшая садака.

Аллах говорит (смысл): «Самая лучшая садака – это когда ты даёшь тому, кто тебе не даёт, оказываешь помощь тем, кто тебе не оказывает помощи, прощаешь тех людей, которые с тобой обошлись несправедливо». Отсюда следует вывод: ответ на добро – это не полноценное добро; добро должно быть сделано родственнику, который с тобой не слишком близок, чтобы объединять семейные связи, чтобы этот родственник не ушёл от тебя, – вот это самая дорогая садака.

Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Дети, сын или дочка, не смогут в полной мере воздать за то добро, которое родители им сделали, до тех пор, пока они не найдут отца и мать рабами, выкупят их и освободят, – в этом случае они частично оплатили бы долг перед ними».

Относиться к родителям хорошо, делать для них добро, уважать их, помогать им, постоянно служить родителям – всё это дороже, чем совершённый намаз, раздача садака, держание поста, совершение хаджа и умры и совершение зиярата (здесь имеются в виду не обязательные, а желательные действия).

Если родители не разрешают человеку, ему не дозволено совершать хадж второй, третий раз. Мы знаем, это столп Ислама, это большое богослужение, но тем не менее, если родители недовольны тем, что ты едешь в хадж, ты не имеешь права ехать, это тебе запрещается. Повторим: имеется в виду второй или третий раз, а первый раз разрешается.

Если человек утром встал и родители довольны этим человеком, когда он утром встаёт, Аллах Великий открывает ему врата в рай: одни ворота за то, что им довольна мать, другие ворота за то, что им доволен отец. А если ночью они тоже довольны этим человеком, получается, что открываются ещё двое врат. Если только один из родителей доволен – или мать или отец, – человеку откроются только одни ворота.

Даже если родители по отношению к тебе несправедливы, даже если они тебя ругают, даже если они тебе не помогают, даже если они, будучи имущими, тебе ничего не дают, – в любом случае ты должен их уважать. А если человек утром встал и родители недовольны им, родители разгневаны на этого человека, то ему открываются двое ворот в ад.

Ты должен совершать добро матери и отцу, даже если они к тебе несправедливы.

Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Запах рая можно почувствовать на расстоянии пятьсот лет, но его не почувствует тот, кто вредит своим родителям, кто их не уважает и кем они недовольны, а также тот, который разрывает родственные узы».

Вот насколько человека отдаляют от рая, если он плохо относится к своим родителям, а также к другим родственникам.

Совершай добро своей матери, своему отцу, сестре, брату, потом другим близким. Чем ближе к тебе люди по родству, тем больше ты обязан им. Мусе (мир ему) Аллах говорит (смысл): «О Муса, если человек хорош для своих родителей, добр к ним, но по отношению ко Мне ведёт себя неправильно, не совершает то, к чему Я его обязал, Я напишу его среди хороших людей, а если человек исполняет Мои предписания, но недобр к родителям, обращается к ним жестоко, они недовольны им, Я запишу его среди плохих людей, даже если он остальные Мои предписания выполняет».

Аллах говорит (смысл): «Почему люди, когда хотят раздать садака, не раздают садака своим родителям? Ведь за это они получают вознаграждение, и родители тоже получают вознаграждение за то, что их сын или дочь такие хорошие». Мы знаем, что добрые поступки – ибадат, который совершают дети, а вознаграждение за него получают и родители, потому что они являются причиной появления на свет таких хороших детей. Это значит, что такое же вознаграждение, какое мы получаем за наши хорошие, добрые поступки, получают и наши родители. Есть даже хадис, повествующий о том, что, когда человек умирает, прекращаются все его хорошие деяния (он больше не может совершать намаз, не может поститься,  у него нет возможности раздавать садака), кроме трёх, одно из которых – хороший ребёнок. Если человек умирает, оставив после себя хороших детей, за это он получает вознаграждение, пока они живы.

Один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и говорит: «Мои родители умерли. Когда они были живы, я для них делал всё, что было в моих силах, я их уважал, помогал им, стоял перед ними целыми днями, что они скажут – то и делал. А сейчас, когда они умерли, что я должен сделать для них?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Ты должен молиться за них, просить Аллаха о прощении их грехов. Если они что-либо обещали кому-то, ты должен довести это до конца и исполнить их обещание; ты должен уважать их друзей и должен сохранять родственные связи».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.