Как принимать верные решения в любых ситуациях?

15 Апрель 2013 856

Путь к счастью и благоденствию пролегает через принятие решений, ведущих к ним. Можно обратиться к учёным, имеющим понимание и глубокие знания религии; можно проконсультироваться со специалистами, сведущими в данной области; можно спросить совета у близких и друзей, которые со свойственной им доброжелательностью посоветуют только лучшее. Можно, в конце концов, спросить у своего сердца.

Но! Учёный имеет право на ошибку, специалисты ответят с точки зрения мирского, друзья и близкие положатся на свой опыт и знания, а собственное сердце не всегда может ясно и здраво рассуждать.

Если ни в ком нельзя быть уверенным, как научиться принимать безошибочные решения? Каждому бы хотелось обрести друга, имеющего знания обо всём на свете, не только с точки зрения мирского, но и с точки зрения религии. И у каждого верующего он есть.

Лучший совет

Всевышний послал милость Своим рабам, дав возможность совершения дополнительных молитв. Одной из них является молитва «Истихарат». В Коране сказано (смысл): «…Советуйся с ними о делах, узнай их мнение о том, что тебе не ниспослано. А если ты решишься что-либо сделать после совета с ними, то положись на Аллаха и делай»[1].  И потому не может быть лучше совета, чем тот, который дан Всевышним.

Ведь даже с учётом всех сторон какого-либо дела и максимально внимательно изучив возможные последствия, всё равно нельзя быть уверенным в результатах. О них может быть известно только Всезнающему – Всевышнему Аллаху.

Истихарат – это испрашивание у Всевышнего благословения на задуманное дело, независимо от того, решение ли это одного дня или поворотный пункт в судьбе человека. Верующий совершает его в сомнениях по поводу дозволенных мелких и крупных (нехарамных) дел. Это молитва, которой Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, обучал своих сподвижников так же, как он учил их сурам Корана.

В хадисе, переданном имамом Бухари от Джабира, говорится: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил своих сподвижников совершать «истихару» во всех вопросах так же, как он учил их сурам из Корана». Он сказал: «Учил нас испрашивать благословление во всех делах, подобно тому, как учил нас суре из Корана, говоря: “Если кто-то из вас захочет сделать что-то, пусть совершит дополнительную молитву в два ракаата, а потом скажет: «O Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и прошу Тебя придать мне сил Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты – можешь, а я не могу, Ты – знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом. О Аллах! Если Ты знаешь, что это дело (и произносится то, что намеревается сделать) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то предопредели мне его, облегчи его для меня и ниспошли мне Своё благословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то отврати его от меня, и отврати меня от него и суди мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им”[2]».

Совершение «истихарата» с надеждой на Всевышнего является как актом следования Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так и проявлением доверия Всевышнему и упования на Него. Как сказал имам ан-Навави: «Совершающий «истихару» должен полностью отказаться от внутреннего, личного желания и положиться на волю Творца. Именно это и будет испрашиванием у Господа, а не у самого себя[3]». Ответом же Господа на испрашивание верующим наставления на верное решение является облегчение совершения намеченного дела.

Последствия совершения «истихары»

Со слов верующих и по собственному опыту могу рассказать о некоторых благих последствиях совершения молитвы (или отдельно дуа) «истихарат».

Во-первых, это наставление на верный путь, ниспосылаемое в виде облегчения намеченного дела.

Во-вторых, это довольство результатом. Так бывает даже в том случае, если до совершения «истихары» ты склонялся к другому решению. Аллах – Всезнающий, и благие последствия принятого с помощью Его всезнания и могущества решения проявляются иногда только со временем.

В-третьих, близость Всевышнего к тем, кто взывает к Нему, и Его ответ, вызывающий довольство и радость просящего, становятся знамением для верующего и способствуют его более глубокой религиозной убеждённости .

Более подробно о порядке совершения молитвы «Истихарат» можно почитать в соответствующей литературе.



[1] «Семейство Имрана», аят 159. Священный Коран

[2]  «Сахих» Бухари, (1166)

[3] Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатихшархмишкят аль-масабих. Т. 3. С. 987; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 77–79; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламива адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064, 1065

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.