Ложь – признак лицемерия

20 Апрель 2013

Лживость – одно из самых скверных качеств, осуждаемых Исламом. Ислам считает ложь одним из признаков лицемерия. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Человек становится настоящим лицемером, если ему будут свойственны четыре качества: когда ему доверяют – он предаёт; когда говорит – лжёт; когда обещает – не выполняет; когда спорит – раздражается и набрасывается на собеседника» (Приводится у аль-Бухари и Муслима).

Также Абу Хурайра (да будет довлен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословление) сказал: «Трое, с которыми Аллах не разговаривает в Судный день, не очищает их и не смотрит на них, предвещая им мучительные наказания, – это старик-прелюбодей, правитель-лжец, гордый бедняк» (Приводится у имама Муслима).

Поэтому воспитатели, особенно родители, должны уделять большое внимание тому, чтобы оградить и остеречь ребёнка от этой отвратительной привычки.

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословление) сказал: «Остерегайтесь лжи! Поистине, ложь ведёт людей к разврату, а разврат ведёт их в Ад» (Приводится у аль-Бухари и Муслима).

Родители должны приучать детей к правде, оградить их ото лжи и её последствий, систематически объясняя им вред и опасность этой отвратительной привычки.

Очень большую роль в воспитании играет собственный пример. Поэтому родителям нельзя для успокоения ребёнка, когда он плачет, лгать ему и обещать что-либо, заранее зная, что не смогут сдержать слово. Дети быстро перенимают поведение родителей и могут привыкнуть ко лжи. В их видении ложь станет обычным, нормальным явлением. Они не будут ощущать грань, отделяющую правду ото лжи, истину от заблуждения.

Совершенный воспитатель и наставник Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) предостерегал и предупреждал родителей, чтобы они не лгали ребёнку ни в целях успокоить его, ни в шутку.

Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды у нас дома был Посланник Аллаха (мир ему и благословление). Моя мама позвала меня словами: “Иди ко мне, я дам тебе одну вещь”. Услышав это, Пророк (мир ему и благословление) спросил маму: “Что ты хотела ему дать?” Мама ответила: “Я хотела дать ему финик”. Тогда он (мир ему и благословление) сказал ей: “Если бы ты не дала финик, это зачлось бы тебе как ложь”» (Приводится у имама Абу Давуда).

40 динаров

Великий шейх и наставник Абд аль-Кадир Джилани (1077–1166) рассказывал о себе: «Я с самого детства вырос в атмосфере, где царила правда. Однажды я отправился из Мекки в Багдад учиться. На дорогу моя мама дала мне 40 динаров и взяла с меня слово никогда не лгать. Когда наш караван прибыл на земли Хамадан, мы подверглись нападению банды разбойников, которые хотели ограбить нас. Один из них подошёл ко мне и спросил: “А у тебя сколько?” Я ответил: “40 динаров”. Он не поверил и ушёл. Подошёл другой и спросил то же самое. Я и ему сказал правду. Тогда он повёл меня к их старшему, и тот спросил: “Сколько у тебя?” Я ответил: “40 динаров”. Их главарь удивился: “Почему ты сказал нам правду?” Я ответил: “Потому что обещал маме никогда не лгать, и я боюсь быть неверным обету”. Услышав мой ответ, их главарь очень испугался, он начал рвать на себе одежду и громко кричать: “Ты боишься быть неверным обету, данному своей матери. А я не боюсь измены договору с Аллахом. Я нарушил договор с Аллахом”. Затем он приказал вернуть всё награбленное и сказал: “Я каюсь перед Аллахом, благодаря тебе”. Услышав это, все разбойники сказали главарю: “Ты был нашим предводителем в грабежах, сегодня ты старший в нашем покаянии”. И все разбойники совершили покаяние, благодаря правде маленького Абд аль-Кадира».

Абдуллах ибн Динар (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Однажды мы с Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах) собрались в Мекку. По дороге мы встретили одного чабана со стадом. Умар решил проверить его и сказал: “Продай нам одну овцу”. Тот спросил: “А что я скажу хозяину?” Умар сказал: “Скажи ему, что её съел волк”. Чабан спросил: “А что мне ответить Аллаху?” Услышав это, Умар заплакал. Затем он выкупил этого чабана у хозяина, тем самым освободив его от рабства».