Читать Коран нужно правильно

26 Июль 2013
29575

Учебное пособие по чтению Корана

Арабский алфавит

Арабский алфавит состоит из 28 букв. Все они обозначают согласные звуки. (Некоторые включают в арабский алфавит и 29-ю букву – «Лам-алиф», состоящую из двух букв: «лам» и «алиф»).

По-арабски пишут и читают справа налево, и арабская книга начинается там, где заканчивается русская.

В арабском алфавите нет прописных (больших) и строчных (маленьких) букв.

Арабские буквы называют «алифами» по названию первой буквы алфавита.

В зависимости от положения в слове арабская буква имеет четыре формы:

1. Обособленная, то есть, не связанная с другими буквами, когда буква стоит обособленно.

2. Начальная – когда буква стоит в начале слова и связана с последующей буквой (только в левую сторону).

3. Серединная – когда буква стоит в середине слова и связана  с предыдущей и последующей буквой (с обеих сторон).

4. Конечная – когда буква стоит в конце слова и связана только  с правой стороны (то есть с предыдущей буквой).

Шесть букв арабского алфавита в левую сторону не связываются (то есть, эти буквы не связываются с последующей буквой). Их связывают только в правую сторону (то есть, с предыдущей буквой). Поэтому начальное очертание этих букв совпадает с обособленным, а серединное – с конечным. Следовательно, они имеют только две формы начертания. Вот эти буквы:

و ز ر د ذ ا

Краткие гласные

Краткие гласные в арабском языке обозначаются не буквами, а огласовками (харака), то есть знаками, которые ставятся над или под согласной буквой. В арабском языке три кратких гласных: «фатха» – а, «касра» – и, «дама» («зама») – у.

«Фатха» обозначается наклонной черточкой над буквой (َ), «касра» – наклонной черточкой под буквой (ِ) и «дамма» – значком, похожим на запятую, над буквой (чуть правее) (ُ). Обозначенные таким образом гласные читаются после согласной, над или под которой они стоят.

Сукун

Если после согласной буквы нет гласной, то над этой буквой ставят специальный знак – «сукун», в форме маленького кружочка (ْ)

Долгие гласные

В арабском языке кроме кратких гласных существуют и долгие гласные. Долгие гласные обычно произносятся примерно в два раза протяжнее кратких, но в некоторых случаях их произносят в четыре или шесть раз дольше кратких.

Для обозначения долготы гласных после согласной буквы, имеющей огласовку, пишут одну из этих трех букв ( ا و ى  ), которые называются «харфу-ль-мада».

Сама «харфу-ль-мада» в таком случае огласовку не имеет и обозначает только долготу предшествующего гласного.

Долготу огласовок «фатха» обозначают с помощью буквы ا («алиф»), «касра» – с помощью буквы – ى  («йа»), «дамма» – с помощью буквы    («вав»).

Долгота или краткость гласного имеет важное  значение  в арабском языке, в зависимости от этого меняется  смысл слов. Поэтому при чтении необходимо тщательно соблюдать долготу или краткость гласного.

Ташдид

В арабском языке существуют также удвоенные согласные. Удвоенным может быть любой из 28 согласных звуков. Удвоение согласного звука обозначается не двумя буквами подряд, как в русском языке, а с помощью специального значка (ّ), имеющего название «шадда(тун)». Этот значок ставится над согласной буквой. Само удвоение же в арабском языке имеет название «ташдид(ун)».

Огласовки «фатха» и «дамма» пишутся над знаком удвоения (то есть над значком «шадда» – (دُّ), (دَّ )), «касра» же ставится, как обычно, под согласной буквой, но можно ставить её и под знаком «шадда» ( دِّ ).

Танвин

В арабском языке в некоторых случаях окончания «-ан», «-ин», «-ун» пишутся не буквами, а с помощью двойных значков «фатха», «касра» и «дамма» – (ً ), ( ٍ ), (ٌ). Такое окончание имеет название «танвин» («танвин фатха», «танвин касра», «танвин дамма»).

Таджвид

Таджвид – это наука о чтении Корана. Другими словами, таджвид – это наука о махраджах и сифатах букв.

Во избежание ошибок при чтении Корана, стремясь к довольству Аллаха, каждый мусульманин должен стараться овладеть таджвидом.

Махрадж

Место образования, произнесения того или иного звука (артикуляция) называется махраджем.

В органах речи человека различают шестнадцать участков артикуляции (махраджа) арабских звуков.

1. В нижней части горла образуются «hамза» («гьамза») и ( ه  ) «ха» («hа»).

2. В средней части горла образуются «ха» («хIа») и «‘айн» («гIайн»).

3. В верхней части горла  образуются «ха» и «гайн» («гъайн»).

4. Между основанием языка и верхней частью горла образовывается «каф» («къаф»).

5. Между задней частью языка (чуть спереди от места образования «каф») и верхним небом образуется «каф».

6. Между средней частью языка и нёбом образуются «джим» («жим»), «шин» и «йа».

7. Между верхними коренными зубами (с одной стороны) и соответствующей боковой частью языка образовывается «дад» («зад»). Струя воздуха между ними выходит под давлением, кончик языка при этом ничего не касается. Этот звук можно произносить как с правой, так и с левой стороны.

8. Чуть спереди места артикуляции «дад», между передней боковой частью языка и верхними дёснами (у основания зубов) образуется «лам».

9. Между верхней частью кончика языка и десной над верхними передними зубами образуется «нун».

10. Между верхней частью кончика языка и верхним нёбом – «ра».

11. Между кончиком языка и основанием передних верхних зубов образуется «та» («тIа»), «даль», и «та».

12. Между кончиком языка и средней частью двух передних нижних зубов образуется «сад». Между кончиком языка и выше середины двух передних нижних зубов образуются «син» и «за».

13. Между кончиком языка и краями верхних передних зубов образуется «са», «заль» и «за». Положив кончик языка, касаясь края  передних зубов так, чтобы он выступал чуть-чуть, произносят ث "са"; убрав язык чуть-чуть назад, произносят «заль», убрав язык назад ещё немного, так, чтобы передний край языка оказался наравне с зубами – «за».

14. Между краями верхних зубов и верхней внутренней частью нижней губы образуется «фа».

15. Между верхней и нижней губами, смыкая их, образуются «ба» и «мим».

Между вытянутыми вперёд губами (как при произнесении гласного – у) образуется «вав».

16. Нижняя часть носовой полости. Там образуется так называемая «гунна» («гъунна») – назализация.

Кроме этих, есть ещё одно место артикуляций – эта полость горла и рта. Там образуются долгие гласные.

Сифаты букв

Сифаты – это признаки букв, то есть, особенности их произнесения. Буквы, имеющие общий или близкий махрадж, отличаются между собой с помощью сифатов каждой из них.

Например, буквы ﺝ, ﺵ, ي имеют общий махрадж (место произношения), отличаются они друг от друга сифатами.

Васлирование

В арабском языке существует так называемый определённый

артикль ۱ [аль-], который ставится в определённых случаях перед словом и пишется слитно с ним.

Если слову, имеющему артикль, предшествует слово, оканчивающееся на гласный звук, и если эти два слова произносятся связанно, то есть, без паузы между ними, то гласный ۱[а] в этом артикле не читается. То есть, после гласного предыдущего слова сразу произносится [-ль-] артикля и далее слово, перед которым стоит артикль. Например, вместо [аль-китабу аль-кабиру] произносится [аль-китабу-ль-кабиру].

Такое связывание слов с выпадением гласного в артикле называется васлированием (от арабского слова [васлатун] – связь).

«Солнечные» и «лунные» согласные

Переднеязычные согласные звуки, которые произносятся с участием кончика языка, называются «солнечными», остальные арабские звуки называются «лунными». Из 28 арабских согласных 14 являются «солнечными» и 14 – «лунными».

«Солнечными» являются следующие согласные:

 ﻝ ﻈ ﻄ ﺽ ﺺ ﺵ س ز ر ذ د ج ث ت                                                                                        

Уподобление [ль] артикля

Если артикль [аль-] стоит перед словом, которое начинается с «солнечного» согласного, то [ль-] артикля не произносится и «солнечный» согласный, с которого начинается слово, удваивается. Например, вместо [аль-дарсу] читается [ад-дарсу].

Вакфу (остановка, пауза)

Если после слова, которое оканчивается гласным звуком или танвином, делается некоторая пауза (остановка), то последний гласный звук или танвин усекается, то есть, не произносится. Например, пишется [наста‘ину], а читается [наста‘ин].

Если пауза делается после слова, которое оканчивается на «танвин фатха» и немой «алиф», то звук [н] «танвина фатхи» не произносится, а «фатха» становится долгой. Например, пишется [юсран], а читается  [юсра].

Если пауза делается после слова, в конце которого стоит буква «та-марбута» с огласовкой (харакой), то окончание этого слова читается как ه [h], то есть, буква «та-марбута» с огласовкой (харакой) в этом случае дает звук [h]. Например, пишется [гъишаватун] [غِشَاوَةٌ ], а читается [гьишавагь] [غِشَاوَه ].

Гунна (назализация)

Мелодичный звук, образующийся в полости рта и носа называется гунной (гъунна). Гунна характерна двум звукам: ن م и 

Ихфа’ (сокрытие)

Если после сукунированного «нуна» (ن) или «танвина» (ً  ٍ ٌ) следует одна из этих пятнадцати букв: ك ق ﻈ ف  ﻄ  ﺽ ﺺ ﺵ ﺲ ﺯ ﺝ ﺫ ﺪ ث ت, то сукунированный «нун» (или последний [н] «танвина» скрывается, и при этом осуществляется гунна (назализация). Например: مِنْ شَرِّ

Такое сокрытие «нуна» имеет название ихфа’.

Иклаб (превращение)

Если после сукунированного «нуна» (ن)  или «танвина» (–ً ٍ ٌ)                                                       следует буква ب [«ба»], то сукунированный «нун» или последний [н] «танвина» превращается в  «мим», то есть вместо [н] произносится [м], соблюдая назализацию (гунна) и сокрытие (ихфа’). Например, пишется [мин ба‘ди], а читается [мим ба‘ди].

Такое преврашение «нуна» в «мим» имеет название иклаб (икълаб).

Иддигам (удвоение, ассимиляция)

Если после сукунированного «нуна» (ن) или «танвина» (ً ٍ ٌ–) следует одна из этих шести букв: ﻱ ﺮ ﻡ ﻝ ﻮ ﺏ  с огласовкой, то вместо сукунированного «нуна» или последнего [н] «танвина» произносится та буква, которая следует за этим «нуном». То есть, при этом следующая после «нуна» буква удваивается, а «нун» исчезает. Например, пишется [мин раббихим], а читается [ми-р-раббихим].

Такая ассимиляция «нуна» последующей буквой имеет название иддигам (иддигъам).

Изхар (выявление)

Если после сукунированного «нуна» (ن) или «танвина» (ً ٍ ٌ–) следует одна из этих шести букв: ﺥ ﻍ ﺡ ﻉ ء ه, то «нун» или последний [н] «танвина» произносится ясно и четко, то есть, он читается с соблюдением артикуляции (махрадж), без назализации (гунны). Например: مَنْ خَلَق

Такое выявление «нуна» имеет название изхар.

Калкалат (спертоголосость)

Калкалат (къалкъалат) – это некоторое колебание звука, происходящее во время его произношения, когда буква, обозначающая этот звук, сукунирована (имеет сукун).

Спертоголосных звуков пять: ﻕ ﻄ ﺩ ﺝ ﺏ

Исти‘ла’

Исти‘ла’  – это подъем задней части языка при произнесении звуков. Произносимых таким образом звуков в арабском языке семь: ﻕ ﻍ ﻈ ﻄ ﺽ ﺺ ﺥ.

Материалы по теме:

Книги:

Методика обучения чтению Корана

Второй учитель

Алиф

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.