Почему дети растут бесстыжими?

19 Август 2013
1994

«У каждой религии есть какой-то свой нрав, а нравом Ислама является стыд»

Уважение к старшим и стыд – эти качества всегда ценились в Дагестане и именно этим всегда отличались мы. Но в последнее время наша молодежь порой теряет стыд и всякое уважение к старшему поколению, что в корне противоречит Исламу. Уважительное отношение к старшим появляется благодаря наличию у человека чувства стыда, поэтому его нужно прививать нашим детям с самого раннего возраста. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Стыд - от имана. Иман состоит из семидесяти с лишним ответвлений и самым высшим ответвлением имана являются слова Ля Иляхаилялах, и самым простым ответвлением имана является устранение препятствия с дороги, а стыд - это одна из ветвей Имана» (имам аль-Бухари 9, имам Муслим 35).

Однако нельзя ни в коем случае путать стыд со стеснительностью. Стыд – это когда человек стыдится Всевышнего Аллаха, стыдится делать то, что противоречит Шариату, то что гневает Всевышнего Аллаха. А стеснительность – это когда человек не может сказать «нет», когда нужно это сказать. В лексиконе уверовавшего обязательно должны быть оба слова: и «да», и «нет». В имане человека, который всегда говорит «да» лишь бы угодить другим, можно усомниться. Сегодня, к примеру, старшеклассники или студенты употребляют алкоголь или наркотики и вовлекают в это занятие своих приятелей, и т.д. и кто-то из молодых людей стесняется сказать «нет», потому что боится выглядеть в их глазах слабаком. Молодежь сегодня стеснительная, но не стыдливая. Пророк (мир ему и благословение) указывал: «У каждой религии есть какой-то свой нрав, а нравом Ислама является стыд» (Ибн Маджа).

Есть много примеров из жизни сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которые проявляли своё почтение к старшим. Однажды Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) зашёл в дом, в котором находились Пророк (мир ему и благословение) и Али (да будет доволен им Аллах). Тут же Али (да будет доволен им Аллах), как самый младший, встал и уступил место Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) и посадил его на свое место рядом с Пророком (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение), заметив такой достойный поступок юноши, сказал: «Достоинство достойных знают не иначе, как достойные». Только достойный может заметить достоинство другого человека и проявить соответствующее уважение, т.е., если человек не проявляет уважение к старшим, людям почтенным, это говорит о том, что он недостойный человек. Молодые сподвижники Пророка (мир ему и благословение) стыдились даже разговаривать в присутствии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Абу Саид (да будет доволен им Аллах) рассказывает такой случай: «Я был совсем юношей во время Пророка (мир ему и благословение) и бывало, что Пророк (мир ему и благословение) задаёт какой - то вопрос сподвижникам, (обычно он прежде, чем чему-то научить, задаст вопрос, а потом сам даст на него ответ) и я знаю ответ на этот вопрос, но не могу позволить себе высказать его, потому что рядом сидят сподвижники, которые намного старше меня»,- говорит Абу Саид (да будет доволен им Аллах).

Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что не видела никого более похожего на Пророка (мир ему и благословение) и нравом, и внешне, чем его дочь Фатиму (да будет доволен ею Аллах). И тем, как она стояла, как сидела, и внешнее, и духовно она была очень похожа на Пророка (мир ему и благословение), и когда Фатима (да будет доволен ею Аллах) входила в комнату к отцу, Пророк (мир ему и благословение) вставал, подходил к ней, целовал её и сажал на своё место. И так же поступала Фатима (да будет доволен ею Аллах): когда входил Пророк (мир ему и благословение) она вставала, целовала его и сажала на своё место. Это этика (адаб) – это то, что должно быть в наших детях. Если спрашивали, кто так воспитал самого Пророка (мир ему и благословение), он отвечал: «Меня воспитал мой Господь, и Он мне дал такое прекрасное воспитание».

Адаб проявляет себя во всем: и в том, как мы разговариваем, как мы смотрим, «бросаем взгляды», и в том, как мы ходим, сидим и т.д. Стыдливость, если она у человека есть, проявляет себя во всём, и именно таким должен быть истинно-уверовавший.

Два человека: грешный мусульманин и порядочный соблюдающий мусульманин – что их отличает? Только стыдливость и этика (адаб).

К Пророку (мир ему и благословение) пришли: его молочный отец и Пророк (мир ему и благословение) постелил под ним свою одежду и усадил рядом с собой, потом зашла молочная мать Халима ас-Саадия, и он положил с другой стороны свою одежду и посадил её туда, в когда следом пришёл молочный брат Пророка (мир ему и благословение) – и под него он подложил свою одежду и посадил его перед собой. Так же, когда к Пророку (мир ему и благословение) вошел Саад ибн Муаз, а он был уважаемым человеком среди ансаров, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Встаньте перед вашим господином» (имамы Бухари и Муслим).

Как же вложить в детей стыдливость? Самый эффективный способ для того, чтоб дети были стыдливы и воспитаны – это поведение самих родителей. Если родители учат своих детей одному, а поступают сами по-другому, то никакого успеха в воспитании не будет. Естественно, самым великим почтением к старшим, и особенно к родителям, является проявление к ним почтения до самой их глубокой старости. Если такие заведения, как дома престарелых будут даже пятизвездочными, ни один отец, ни один дед не будет счастлив находиться в нём, понимая, что у него есть дети, внуки, которые смогли отправить его туда. Старые люди будут счастливы жить впроголодь, но в окружении любящих детей и внуков. Да поможет нам Всевышний Аллах дать нашим детям правильное воспитание!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.