Достоинство пребывания в омовении

28 Сентябрь 2013

Омовение бывает двух видов: малое и большое. Хочу рассказать о малом омовении и о достоинстве пребывания в омовении, поскольку в наше время мало кто обращает на это внимание. Омовение – это мытьё определённых частей тела (лица, рук и ног) и протирание головы влажными руками (масху) с соответствующим намерением. Всевышний сделал омовение основным условием для совершения намаза. Аллах I в Коране говорит (смысл): «О уверовавшие! Если собираетесь совершить молитву, то перед ней совершите омовение следующим образом: вымойте лицо, руки до локтей, оботрите голову влажными руками и вымойте ноги до щиколоток...» (сура «Аль-Маидат», аят 6).

Помимо совершения намаза, омовение ещё обязательно и при следующих действиях:

1) обхождении вокруг Каабы (таваф);

2) прикасании к Корану;

3) поднимании Корана (пусть даже не прикасаясь к нему, например, в сумке).

Мусульманин должен всячески стремиться быть постоянно в омовении, поскольку это является богослужением и такой человек приравнивается к человеку, непрерывно поклоняющемуся Аллаху. Омовение также способствует увеличению удела (ризк) и защищает от всякого рода порчи и всего дурного. Омовение – настолько важная Сунна Пророка (мир ему и благословение), что без омовения нежелательно даже пить, есть и спать!

О достоинстве омовения есть очень много хадисов, перечислю некоторые из них.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершит полноценное (т. е. в совершенстве, с соблюдением всех желательных действий) омовение, затем исполнит двухракаатную молитву, не думая о мирском, – очистится от грехов [и будет безгрешным подобно тому], как в день своего рождения» (Абу Давуд, 605).

В другом хадисе говорится: «Когда раб (Аллаха) совершает омовение и ополаскивает рот, то грехи выходят изо рта. Когда очищает нос, то грехи выходят из носа. Когда моет лицо, грехи покидают его лицо, даже если они находятся под ресницами. Когда он моет руки, грехи выходят даже из-под ногтей. И когда протирает голову, грехи выходят из головы, пока не выйдут из ушей. Когда он моет ноги, грехи выходят из ног, даже если они находятся под ногтями [ног]. Затем он отправляется в мечеть, и его молитва становится для него дополнительным [вознаграждением]» («аль-Муватта», № 30).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если в человеке есть добронравие, то Аллах улучшает из-за этого нрава все его деяния. [Что же касается] очищения человека для молитвы, то Аллах прощает из-за очищения его грехи, и его молитва остаётся дополнительной наградой для него».

Ещё один хадис гласит о том, что Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Не сообщить ли мне вам о том, за что Аллах прощает грехи и поднимает человека в степенях?» Они сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)». Он сказал: «Это – совершение омовения, невзирая на неприятное, множество шагов [по направлению] к мечетям и ожидание [следующей] молитвы после предыдущей – и это для вас рибат (в данном случае имеется в виду борьба со своим «эго»), если повторить это три раза» (Ибн Маджа, № 427).

Передаётся, что «кто тщательным образом совершит омовение, затем обратит свой взор на небо и произнесёт: «Ашхаду алля иляха илляллаху ваашхаду анна Мухаммадан абдуху варасулюху», – тому откроются все восемь врат Рая, и он войдёт в любую из них, какую пожелает» (Ахмад, Абу Давуд).

Сподвижник Пророка Умар говорил: «Воистину полноценное омовение отгоняет от тебя шайтана». Муджахид говорил: «Кто в состоянии не ночевать (спать), кроме как с омовением, поминая Аллаха и прося у Него прощения за грехи, то пусть так и делает. Поистине души воскрешаются так, как они были забраны», т. е. человек воскреснет в таком состоянии, в котором он умер.