Остерегайтесь ненависти и злобы

18 Октябрь 2013 6170

Ислам учит нас остерегаться ненависти и злобы. Это болезни сердца, последствия которых являются разрушительными для личности, общества и религии.

Анас ибн Малик сообщил: Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  сказал:

لا تباغضوا ولا تحاسدوا ولا تدابروا وكونوا عباد الله إخوانا

«Не ненавидьте друг друга, не завидуйте друг другу и не отворачивайтесь друг от друга, но будьте, рабы Аллаха, братьями!» (Сахих Муслим).

Ибн Хаджар передал:

ولا يتم ذلك إلا بترك الحسد والغل والحقد والغش

«Вера не будет полной, пока мусульманин не откажется от зависти, злобы» (Фатх аль-Бари).

Истинный мусульманин гневается только ради Аллаха и ради ислама, это необходимый элемент нашей веры. Ислам нас учит не ненавидеть людей а ненавидеть то зло, которое совершают люди. Для мусульманина является неотъемлемой частью веры любить для своего брата то что любишь для себя и ненавидеть для своего брата то что ненавидишь для себя.

Муаз ибн Анас сообщил, что он спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о совершенной вере. Пророк (мир ему и благословение) ответил:

أفضل الإيمان أن تحب لله وتبغض في الله وتعمل لسانك في ذكر الله

 «Самая совершенная вера – любить ради Аллаха, ненавидеть ради Аллаха, и чтобы ваш язык работал в поминании Аллаха».

Муаз спросил: «Как это, о Посланник Аллаха» Пророк (мир ему и благословение) пояснил:

وأن تحب للناس ما تحب لنفسك وتكره لهم ما تكره لنفسك وأن تقول خيرا أو تصمت

 «Люби для людей то, что любишь для себя, и  ненавидь для людей то, что ты ненавидишь для себя, и  говори благое или молчи» (Муснад имама Ахмада).

Ненависть– это желание видеть людей униженными и страдающими,  в истинном же мусульманском обществе   жизнь  основана на взаимной любви, всеобщей благосклонности, взаимопомощи, деликатности в человеческих взаимоотношениях,  в нём  нет места ни эгоизму, ни неблагодарности.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

وكره إليكم الكفر والفسوق والعصيان أولئك هم الراشدون

«И сделал для вас ненавистными неверие, распутство и неповиновение» (Сура Аль-Худжурат 49:7).

Так Всевышний Аллах сделал условием веры ненавидеть только зло, но он не повелевает нам ненавидеть людей, которые совершают это самое зло.  Соответственно  с этим  поступали и праведные предшественники.

Ибн Раджаб аль-Ханбали (да помилует его Аллах)  в  «Джами аль-улум ва аль-хикам» пишет:

قال بعض الصالحين من السلف أهل المحبة لله نظروا بنور الله وعطفوا على أهل معاصي الله مقتوا أعمالهم وعطفوا عليهم ليزيلوهم بالمواعظ عن فعالهم

«Некоторые из праведных предшественников (салафу салихин) были людьми, которые любили  Аллаха, смотрели на свет Аллаха, и они были сострадательны к тем, кто не повинуется Аллаху. Они находили их дела предосудительным, но проявляли милосердие к ним так, что через их увещевания они могли прекратить свои действия».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предупредил нас о разрушительных последствиях ненависти для сердца человека и религии. Озлобленность неприемлема Всевышнему Аллаху, а также всё то, что толкает к ней и исходит из неё. Это та озлобленность, которая вызывается стремлением к  благам  мирской жизни и ее страстям, из-за  алчности в охоте за её усладами и предпочтения  её забав всему остальному.

Всевышний Аллах  сказал (смысл):

يا أيها الذين آمنوا كونوا قوامين لله شهداء بالقسط ولا يجرمنكم شنآن قوم على ألا تعدلوا اعدلوا هو أقرب للتقوى

«О вы, которые уверовали! Оберегайте предписанные Аллахом законы истины, будьте стойки в вере в Него и свидетельствуйте справедливо между людьми. Пусть большая ненависть к определённым людям не приведёт вас к греху совершить несправедливость по отношению к ним. Будьте справедливы - это ближайший путь к богобоязненности и избежанию гнева Аллаха[1]. Бойтесь Аллаха во всех ваших делах. Поистине, Аллах Всевышний знает всё, что вы делаете, и воздаст вам за это!»  (Сура Аль-Маида 5:08).

Сообщается что аз-Зубаир ибн аль-Аввам передал от  Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

دب إليكم داء الأمم قبلكم الحسد والبغضاء والبغضاء هي الحالقة حالقة الدين لا حالقة الشعر والذي نفس محمد بيده لا تؤمنوا حتى تحابوا أفلا أنبئكم بشيء إذا فعلتموه تحاببتم أفشوا السلام بينكم

“Подступает к вам болезнь, которая была присуща общинам, живших до вас: зависть и ненависть. Ненависть же является сбривающей, но сбривает она не волосы, а сбривает религию. Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Так не сообщить ли мне вам о том, что, если вы будете делать, то вы полюбите друг друга? Распространяйте между собой салям (приветствие)» (Муснад имама Ахмада).

Лучший способ очистить наши сердца от ненависти – это просить Всевышнего Аллаха о помощи и милости к тем людям, которых мы не любим. Если мы будем поступать так, то  ангелы буду просить Аллаха аналогичное   для нас.

Абу ад-Дарда сообщил, что Посланник Аллаха(мир ему и благословение) сказал:

ما من عبد مسلم يدعو لأخيه بظهر الغيب إلا قال الملك ولك بمثل

 «Если раб-мусульманин помолится за своего брата втайне, то ангел обязательно скажет: «И тебе того же!» (Сахих Муслим).

Мусульманин никогда не должен молиться за зло и разрушения, нельзя  просить о гневе Аллаха и аде для кого- то.

Всевышний Аллах сказал:

ويدع الإنسان بالشر دعاءه بالخير وكان الإنسان عجولا

«A человек взывает к злу так же, как он взывает к добру, ведь человек тороплив» (Сура Аль-Исра 17:11).

Также передано от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«إن أبغض الرجال إلى الله الألد الخصم»

 «Поистине, самым ненавистным из людей для Аллаха является непримиримый в спорах человек» (Бухари).

Мусульманин должен быть терпеливым, милосердным и прощающим, должен контролировать свой гнев и молить Аллаха, чтобы он направил на верный путь тех, кто сбился с него. Тот, кто будет стараться выработать  у себя эти качества, сможет завоевать сердца своих врагов и превратить их в близких друзей.



[1] Ислам призывает к полной справедливости как с друзьями, так и с врагами. Ислам предостерегает от того, чтобы ненависть не привела к несправедливости. Это распространяется как на отношения между людьми , так и на отношения между странами. В айате разъясняется, что справедливость к врагу ближе к богобоязненности. Если бы это было положено в основу всех международных законов, то не было бы войн. Если все религии имеют свою характерную черту, то единство Аллаха и справедливость - основные черты Ислама.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.