Интернет и сила воли

19 Октябрь 2013 908

В социальной сети «Одноклассники» как-то пришло сообщение от одной сестры с просьбой проголосовать на её страничке. Она хотела, чтобы пользователи социальной сети решили за неё – пользоваться ей интернетом или удалиться. В комментариях сестра оставила запись о том, что интернет в наше время – это в основном зло и нужно пользоваться им, как отхожим местом – справить нужду и скорее выйти…

При однобоком мышлении, казалось бы, всё верно, сегодня – в век интернета и демократии – все самое греховное нашло место и скопилось в виртуальном мире. Но согласиться с этим и отказаться от факта того, что пользы от этого детища прогресса не меньше, нельзя. Все-таки, начиная от кулинарных рецептов, карты городов, маршрутов и всей такой мелочи и до работы в пространстве интернета, сохранение большого объема информации, возможность облегчить людям жизнь, избавив  их  от бремени стояния в очередях в больницах, банках, почтовых отделениях и т.д., открывая для них виртуальные очереди и записи – все это и многое другое, о чём мы даже не догадываемся, несомненно, приносит огромную пользу.

 Если посмотреть на всё в корне, то совершенно очевидно, что ни одно из творений Аллаха в основе своей не является злом. Всё в своей основе нейтрально. Но только данная человеку свобода волеизъявления, в зависимости от его устремлений, придаёт нейтральному ту или иную окраску. В этом вопросе простым и излюбленным примером является нож. Это холодное оружие по сути своей нейтрально, и не несет в себе смыслов зла или добра. Но, попадая в руки злодея, оно может принести много вреда. А можно этим ножом, шинкуя овощи и порезав хлеб, накормить семью или нуждающихся.  Тогда нож станет добрым помощником в этом благородном деле. И ведь нельзя ругать плетку за то, что она бьёт. Она подчинена своему владельцу, будучи безвольной.

Вернемся к проблеме интернета. Вспомнились слова одного хазрата, который, когда собирался уехать из своей родины – исламской страны – в неисламскую для учебы, спросил свою мать: «Куда же я там пойду?..» Мать ответила ему: «Куда потянет, сынок, туда и пойдёшь…» Так же, наверное, уместно будет сравнить интернет с улицей. Только виртуальной. Когда каждый из нас выходит на улицу, в общество, то сам для себя определяет и то, в чём он выйдет, и то, куда он и с кем пойдёт. Если мусульманин набожен и соответствует всем нравственным нормам Ислама, то нет сомнений, что он оденется соответствующе и будет подобающе себя вести. На улице, как и в интернете, множество обществ. И понятно, что мусульманин не направится к тому обществу, где сидят на лавочке и попивают спиртное, ругаются. Он не пойдёт в ночной клуб и не станет смешиваться с противоположными полами  не махрамами.

Аллах упоминает в Коране о том, что испытает уверовавшего, дабы выявить его суть и устремления. Конечно, на улице мы у всех на виду и, если даже в сердце есть тяга к запретному, то вряд ли, считающий себя мусульманином, покажет это. Он станет это скрывать. Другое дело интернет. Здесь каждый непременно остаётся один на один со своей совестью перед Аллахом. Ведь есть возможность сокрыть свое имя и делать все, что угодно. Для заявляющего о себе, как о богобоязненном мусульманине человека, интернет становится настоящим полем испытаний. Если, к примеру, он пойдёт по грязным сайтам и ему будет это нравиться, если он не будет испытывать морального дискомфорта перед Аллахом, а все больше будет упорствовать в этом, то станет ясно, что его суть и устремления низки, несмотря на всё старание выглядеть в обществе порядочным мусульманином. Но, если он зайдёт в интернет для общения с хорошими друзьями в дозволенных границах или, чтобы добыть какую-то полезную для него информацию, то разве можно такого в чём-то упрекнуть? Человек всегда сам выбирает свой путь, и Аллах дал лишь все возможности и дороги для того, чтобы показать своему рабу кто он есть на самом деле перед самим собой, дабы тот не имел возможности оправдаться, прикрываясь наущениями или причинами. Этими испытаниями Он как бы ставит перед нами зеркало нашей совести. Что же в нём отразится? Ведь суть всегда остается сутью и, если даже откроются тысячи дверей для разврата и закроется дверь взора Аллаха, если раб чист сердцем, то и тогда его не потянет к дурному. Если же его тянет из-за слабой силы воли, но он испытывает муки совести из-за этого, то такой ещё не так плох, богобоязненность спасёт его. Суть его здорова, а устремления благие. Таким необходимо максимально отстранить себя от искушений и направиться к тому, в чём нет и намёка на возможность согрешить.

Помимо проблемы тяги к грязным сайтам, существует ещё одна, связанная с интернетом в общем смысле. Это, когда человек не запланировано долго засиживается у компьютера и когда начинает пропускать молитву или откладывает её совершение на поздний срок, оставляет семейные обязанности, лишает своего внимания домочадцев и игнорирует просьбы окружающих из-за увлечённости интернетом. Почему интернет затягивает? Наверное, разные причины  этого. Это и бесчисленная интересная информация, и общение со знакомыми, друзьями, а ещё это может быть, особенно у подростков, метод самовыражения без комплексов или даже депрессия. Если есть проблема с долгими посиделками за экраном монитора, то надо ввести обязательный график посещаемости интернета. Тогда жизнь сложится как по полочкам и не будет беспорядка в голове от мыслей о скопившихся делах. Сравнение интернета с отхожим местом, видимо, и есть тот намёк, когда нужно целесообразно пользоваться интернетом, а не как постоянным развлечением.

Так становится совершенно ясным то, что интернет сам по себе не является чем-то плохим. Не нужно в своих слабостях и грехах обвинять бездушные плоды ума человечества, дарованные по милости Аллаха в пользование людям. Необходимо работать над собой и воспитывать себя. Быть честным с самим собой и с Аллахом, когда остаешься наедине. Если мы верим и испытываем почтенные страх и любовь перед нашим Всевидящим Создателем, то пусть весь мир погрязнет в грехе, но вера не поблекнет никогда! Сила воли на самом деле регулируется только набожностью. Если её нет и нет совести, то кто кого удержит от совершения запретного и порицаемого?..

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.