Как достичь степени праведников?

1 Март 2014
5017

Дела оценивается в соответствии с намерениями

Именем Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том!

Хвала Аллаху,  Господу миров. Наилучшее Благословение Аллаха и Его приветствие нашему господину (саййиду)  Мухаммаду (мир ему и благословение), его семейству, всем сподвижникам.

Мои братья, сегодня я хочу с Вами поговорить об очень важном с точки зрения Ислама аспекте, который, к сожалению, забыли многие из нас. Известный учёный Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) разъяснил, что человеку, вступившему на пусть истины, необходимо строго соблюдать этот важный аспект.  Что же это за аспект? Это – вкладывание, соблюдение искренности в намерениях.

Как же раб вкладывает искренность в своё намерение?

Вкладывание в намерение это очень важный аспект, потому что наша жизнь коротка, и вступившему на путь познания Аллаха и достижения Его довольства необходимо быть искренним. В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом  Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Дела оценивается в соответствии с намерениями, и каждый человек получит лишь то, что он намеревался получить».

Это великий хадис и благородное правило из правил Шариата, позволяющее  взвесить все деяния с точки зрения принятия их Аллахом или отвержения Им.

Аль-Хафиз ибн аль-Муфавиз аль-Андалуси, один из учёных Андалуса говорит,что  основой нашей религии являются слова  Лучшего  из людей : "Оставь то, что внушает тебе сомнения, будь набожным, аскетом и остерегайся  того, что тебя не касается, и совершай деяния с намерением"

Эти четыре хадиса являются теми  важными хадисами, каждый из которых называют стержнем Ислама, и среди  них  –  изречение Пророка (мир ему и благословение): «Дела оценивается в соответствии с намерениями»,  прямо указывающее, что человеку необходимо быть искренним во всех своих делах.  Ибн аль-Хадж, один из имамов маликитского мазхаба (маликитской школы) в своей книге, где рассказывается об искренности намерения, приводит рассказ своего учителя (шейха) о том, как Абу Мухаммад аль-Марджани сидел в кругу своих учеников (мюридов) в саду и занимался их обучением,  вдруг кто-то постучался в дверь. Один из его учеников встал и открыл дверь. Учитель спросил его: «С каким намерением открыл дверь?» Ученик ответил: «Постучали в дверь, я встал и открыл её». Учитель  возмущённо возразил: «Вступивший на путь истины и  не заботится о своем намерении! Клянусь Аллахом, если бы я встал открыть дверь, я бы представил мысленно двадцать пять намерений. Среди них – открытие двери, помощь людям, оказавшимся в беде, подать милостыню нищему нуждающемуся»,– и начал перечислять все эти намерения.

Потом шейх сказал: «Потому что, когда совершаешь, или намереваешься совершить какое-либо деяние и не совершаешь   из-за возникших препятствий, то Всевышний Аллах запишет  уже за намерение одно вознаграждение, а оно увеличивается десятикратно! И поэтому, если бы я открыл дверь, то вспомнил бы все намерения, которые я перечислил, чтобы получить вознаграждение, равное их  числу».

Имам аль-Газали указывает на эту важную тему в своей книге «Арбаин», где говорит, что человеку, который координирует своё намерение, необходимо строго исполнять  его  и совершить то, что  он намеревался, иначе  может быть  включён  в число тех  людей,  о которых   в Священном Коране  Всевышний Аллах говорит:

   "ياأيها الذين آمنوا لم تقولون ما لا تفعلون"

«О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего вы не делаете, и не выполняете своих обещаний?» (Сура «ас-Сафф» аят 2)

Следовательно, человеку следует быть ответственным в соблюдении своих намерений.

Верующему в наше время, где распространено множество соблазнов и искушений, необходимо особо уделять внимание своим  намерениям.  В связи с этим, человеку, который собирается идти в мечеть, необходимо представить мысленно и сердцем, как  идёт к Всевышнему Аллаху, затем перечислить все намерения, к примеру, что за каждый шаг к мечети  он получит вознаграждение и степень в Раю, а также очищение от греха  и освобождение от огня Ада. Далее мысленно представит, что если по пути вдруг  встретит нищего просящего, даст ему милостыню, далее, если он встретит  больного, то  поможет  ему перейти дорогу, или, заметив  ссорящихся,  сделает им наставление  с повелением  одобряемого  и запретом  порицаемого, а также  другие намерения деяний для того, чтобы получить это вознаграждение. А потом войти в дом Аллаха с ощущением, что он входит к Всевышнему Аллаху, и    намерением  на итикаф. Таким образом, возможно, человек достигнет  желанной  степени  праведников и авлия.

 Имам Абу Мухаммад аль-Маржани, один из знатоков Ислама говорил, что те, кто достиг уровня авлия (приближённые рабы к Аллаху) добились этого не иначе, как усовершенствовав свои намерения. То есть авлия и (приближённые рабы к Аллаху) и салихины (праведные рабы Аллаха) отличались в усовершенствовании  своих намерений и поэтому праведные рабы Аллаха уделяли особое внимание сердцу и боялись Всевышнего Аллаха.

Рассказывается история  о некоем праведнике, который хотел войти в  мечеть, но  стоял у самой двери, а тем временем  верующие приступили к совершению коллективного намаза, ему сказали что к началу он  опоздал,  но всё равно  тот не смог войти,  потому что сказал, что он ослушался Всевышнего Аллаха дома, и стесняется  входить в дом Всевышнего Аллаха будучи грешным. Поистине, это и есть соблюдение муракаба (состояние, когда  раб  Аллаха  ясно представляет себе, что  Аллах  видит его, знает о нём). И это  ощущение взгляда  Аллаха (муракаба) приходит с усовершенствованием намерения.

Всевышний, призывая нас к этому говорит:

 يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ مِنْ نَفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاءً ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي تَسَاءَلُونَ بِهِ وَالْأَرْحَامَ ۚ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا

«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и из неё сотворил пару ей — жену, а от них распространил много мужчин и женщин. Вы все происходите из этой души. Бойтесь и чтите Аллаха, у которого просите помощь во всех делах ваших и именем которого вы друг друга упрашиваете, чтите родственные связи и храните их, не разрывайте их, близкие и далёкие. Поистине, Аллах наблюдает за вами. От Него ничто из ваших дел не скроется» (сура «Ан-Ниса» аят 1).

Такое наблюдение необходимо каждому из нас в каждый миг нашей жизни, потому что это и есть степень праведников (салихин).

وصلى الله على سيدنا محمد وعلى آله وأصحابه أجمعين.

Докторшейх Ибрахим ибн шейх Рашид Аль-Муртахи . Бахрейн

Перевод с арабского Мухаммадрасул Загиров

 

 

 

 

 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.