Последняя декада Рамазана – время И‘тикафа

21 Июль 2014 478

كان إذا دَخَلَ العَشْرُ الأوَاخِرُ طَوَى الفِراشَ و شَدّ المِئْزَرَ و دَأبَ و أدَأبَ أهْلَهُ

Когда подходили последние десять дней месяца Рамадан, он (Пророк Мухаммад, мир ему и благословение) свертывал постель, затягивал пояс и усердно поклонялся, и вместе с ним его близкие.

То есть, все они беспрестанно усердствовали в поклонении Аллаху, ибо на эти дни приходится Лайлат аль-кадр (Ночь Предопределения), и вероятнее всего – на нечетные дни, а из нечетных дней – скорее всего на 21, 23, 25 или 27-й дни месяца Рамадан.

Слово «итикаф» в переводе с арабского означает «пребывание». С точки зрения Шариата это означает пребывание в мечети с целью приближения к Всевышнему. Непрерывность в совершении этого и‘тикафа в последние десять дней Рамадана – лучше. Если верующий даст обет совершить и‘тикаф непрерывно или примет про себя такое намерение, то его непрерывность нарушится, если он покинет мечеть без острой необходимости, например, для посещения больного, явки в суд в качестве свидетеля, присутствия на похоронах, визита к собратьям или обновления состояния ритуальной чистоты. Если выйдёт из мечети для отправления естественных надобностей, тогда непрерывность не нарушится, и при этом ему можно совершить омовение дома. Не следует отвлекаться на посторонние заботы.

كان صلى الله عليه و سلم لا يَخْرُجُ إلا لِحاجَةِ الإنْسانِ و لا يَسْألُ عَنِ المَريضِ إلا مارّا

Пророк(мир ему и благословение)  не выходил из мечети в дни и‘тикафа, кроме как для естественных надобностей, и спрашивал о больных только на ходу.

Непрерывность и‘тикафа нарушается совокуплением и не нарушается поцелуями. Нет ничего плохого в использовании [совершающим и‘тикаф] благовоний в мечети и в заключении брака, в употреблении пищи, в погружении в сон и мытье рук в тазике. Во всем этом верующий иногда нуждается во время совершения непрерывного и‘тикафа. Непрерывность и‘тикафа не нарушается выставлением наружу какой-нибудь части тела.

كان صلى الله عليه و سلم يُدْنِى رَأسَهُ فَتُرَجّلُهُ عائِشَةُ رضى الله عنها و هِىَ فى الحُجْرَةِ

Пророк(мир ему и благословение)  находясь в мечети во время и‘тикафа, опускал голову, и ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, причёсывала его, находясь в своей комнате.

Всякий раз, когда верующий выйдет из мечети для отправления естественных надобностей, то по возвращении ему следует заново принять намерение для и‘тикафа, если только он вначале не принял намерение совершить и‘тикаф в течение 10 дней, к примеру. И всё же лучше заново принять намерение.

Абу Хамид аль-Газали (450/1058 – 505/1111) – великий ученый, правовед (факих), суфий и философ, еще при жизни завоевавший высшую учёную степень своего времени «Худжжаталь-ислам» (Довод ислама).

http://dagteolog.ru/

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.