Краткий исламский словарь

19 Июль 2015
3319

Ислам – букв. «покорность Всевышнему»; выполнение того, что предписано исполнять Всевышним, и воздержание от того, что Им запрещено; религия, исповедующая покорность Единому Богу.

Иман – вера, истинная вера, мусульманская вера.

Ихсан – состояние, когда человек помнит и осознает, что Всевышний видит и слышит его, что Он ведает всё о нём и о его помыслах, хотя сам человек Бога и не видит.

Ихлас – искренность намерений, совершение поклонения и других деяний только во имя Аллаха, с намерением служить только Ему, безо всякой корысти, не имея никаких других желаний, например, показать это людям, завоевать популярность, авторитет и т. д.

Хузур – состояние, при котором все внимание и мысли мусульманина сосредоточены исключительно на Создателе, на лучшем поклонении Ему.

Шариат – свод норм и законов, установленных Создателем, регулирующих как поведение отдельного человека, так и жизнедеятельность общества в целом.

Шариат указывает, какие деяния являются запретными (харам), какие – обязательными (фард), какие – желательными (сунна) и нежелательными (макрух), дозволенными (мубах) и т. д.

Шариат разъясняет, как правильно совершать поклонение Всевышнему, как трудиться, учиться, отдыхать, поступать в тех или иных ситуациях, налаживать отношения с людьми, как обустроить общественную жизнь и управлять ею и т. д. Одним словом, шариат охватывает все сферы человеческой жизни.

Шариат является составной частью религии наряду с вероубеждением (акидой). Каждому посланнику Всевышним был дан свой шариат, регулирующий жизнедеятельность той общины, к которой он был послан. Каждый последующий шариат, ниспосланный определенному народу, отменяет предыдущий, ниспосланный с предыдущим посланником.

Поскольку Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является последним пророком (наби) и посланником (расул) Всевышнего, и поскольку он был послан ко всему человечеству, то свод законов, принесенный им, отменяет все своды законов и норм, принесенные предыдущими посланниками. То есть единственно правомочным Шариатом со времени Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по сей день и до конца света является Шариат, принесенный им. Поэтому, когда мы произносим или пишем слово «Шариат», мы имеем в виду Шариат Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Нормы шариата вытекают из Корана и сунны. Они в основном были сформулированы ещё самим Пророком (мир ему и благословение), а с развитием общественных отношений были дополнены его сподвижниками (асхабами) и великими, общепризнанными имамами-муджтахидами.

Фард – обязанность; то, что предписано для обязательного выполнения; то, что вменяется в обязанность мусульманину; священный долг мусульманина.

За исполнение обязательных предписаний мусульманин получит великое вознаграждение, причем размер его зависит от искренности и стараний при их совершении. А за их сознательное невыполнение (без уважительных причин) он будет строго наказан. Фард, не выполненный вовремя, следует совершить при первой возможности.

Различают два вида обязательных предписаний: фард уль-'айн и фард уль-кифайя.

Фард уль-'айн – это индивидуальная обязанность каждого мусульманина, то есть обязанность, возлагаемая на каждого совершеннолетнего, умственно-полноценного мусульманина. Например, совершение обязательного намаза, соблюдение поста в месяц рамадан и т. д.

Фард уль-кифайя – это обязанность мусульманской общины; то, что следует выполнить хотя бы минимальным числом мусульман, или хотя бы несколькими людьми из общины, или хотя бы одним человеком. Например, оглашение азана – призыва на молитву, похороны умершего и т. д. Если фард уль-кифайя останется неисполненным хотя бы одним человеком, то вся община (джамаа) впадает в грех.

Ваджиб – то, что мусульманину следует выполнить. По степени важности выполнения и вознаграждения за него ваджиб идет вслед за фардом. За выполнение ваджиба мусульманин также получит большое вознаграждение, а невыполнение его сознательно является грехом. Ненарочное его неисполнение обычно искупляется штрафом (кафара).

Сунна – путь; пример.

1)         Путь, указанный Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) словами, деяниями, поступками или состоянием (хал) все, что говорил, делал, одобрял или не одобрял Пророк (мир ему и благословение).

2)         Совокупность хадисов, рассказывающих об этом пути, доносящих до нас образ жизни Пророка (мир ему и благословение).

3)         То, что желательно выполнить сверх обязательного. За выполнение сунны мусульманин получит вознаграждение, в то же время её невыполнение не считается грехом. Но не допускается относиться к сунне пренебрежительно, считать её чем-то маловажным. Следует помнить, что выполнение её является лучшим для мусульманина.

Мубах – то, что не является ни обязательным, ни желательным, ни запретным, ни нежелательным; нейтральное, разрешенное.

Караха  (или макрух) – то, что нежелательно для совершения, неодобряемое. Различают два вида неодобряемого: карахату-т-тахрим и карахату-т-танзих. Карахату-т-тахрим – более нежелательное, неодобряемое среди них, приближающееся к запретному (харам).

Харам – запретное; то, что шариатом запрещено ясно и однозначно.

За воздержание от совершения запретного мусульманин получит соответствующее вознаграждение (саваб) от Всевышнего, в противном же случае, он будет строго наказан ('азаб).

Хадис – букв, «изречение», «рассказ» – предание о словах и деяниях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), связанных с самыми различными ситуациями в жизни человека и общества.

Хадис состоит из двух частей: матн – информационная часть, содержащая непосредственное сообщение о высказываниях или поступках Пророка (мир ему и благословение) в тех или иных ситуациях, и иснад – перечисление цепочки людей, передававших матн из поколения в поколение. Собиратели хадисов тщательно изучали биографию каждого из передатчиков, чтобы удостовериться в их порядочности и исключить искажение информации.

Материал по теме:

http://www.islamdag.ru/verouchenie/2104

http://www.islamdag.ru/verouchenie/5786

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.