Этика вождения автомобиля

3 Июль 2020
5919

Всевышний Аллах сотворил Землю и создал людей, для того чтобы они обитали на ней. Творец разъяснил людям, как вести себя на земле, и объявил, что те, кто не подчиняется велениям Аллаха, не познают счастья этого и загробного миров.

Несмотря на то, что Всевышний Аллах и Его Пророк (мир ему и благословение) дали людям знания о поведении во всех сферах жизни, в последнее время из-за обилия техники и автомобилей, а также по халатности водителей или вследствие незнания ими правил дорожного движения происходит очень много аварий. И потому не будет лишним напомнить об этике вождения автомобиля, опираясь на священный Коран и благородную Сунну.

Каждый водитель должен знать, что из-за его халатности и безответственности, из-за несоблюдения правил обслуживания и вождения может произойти авария и что за это ему придется держать ответ и в этом, и в потустороннем мире.

Среди водителей немало лихачей, виновников больших бед и горестных событий, вследствие которых растет число вдов и сирот.

Всевышний Аллах в Своем священном Коране говорит:

Смысл: «А все плохое, что настигло тебя, приходит от тебя самого» (Сура «Ан-Нисаъ», аят 79).

Еще в Коране сказано:

Смысл: «Любое бедствие, которое настигло вас, наступило из-за ваших же деяний» (Сура «Аш-Шура», аят 30).

Следовательно, если мы будем соблюдать этику поведения, тогда Всевышний Аллах защитит нас от бедствий.

И даже если Аллах как испытание ниспошлет на нас бедствие, оно окажется для нас милостью на том свете, и за него в вечной жизни нам не придется держать ответ.

Перечислим этические нормы вождения автомобиля. По воле Аллаха, если каждый водитель будет воздерживаться от нарушения этих норм, он останется под защитой Всевышнего Аллаха.

• Если кто-либо учится на водителя, то он обязан серьезно относиться к учебе и учиться прилежно. Особенно старательно необходимо осваивать практику вождения.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение), рассказанном Байхаки, говорится: «Если раб Аллаха делает какую-то работу, Всевышний любит, чтобы он это выполнял прилежно, в совершенстве». Если шофер профессионально подготовлен, имеет соответствующие знания и если без его вины случилось что-то непредвиденное, то ему не придется отвечать за это перед Всевышним Аллахом.

• Водитель обязан точно соблюдать все правила дорожного движения.

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Вы лучше знаете ваши мирские дела» (Муслим). Этот хадис разъясняет нам, что, занимаясь какой-либо деятельностью в жизни, мы должны следовать принятым нормам и советам более компетентных в этой области людей. Специалисты выработали правила дорожного движения, испытанные на практике, поэтому водители обязаны соблюдать эти правила. Кто их нарушит, тот будет вынужден отвечать за это как перед правоохранительными органами, так и перед Всемогущим Аллахом.

• Необходимо стараться всегда быть в омовении. Шофер — профессия рискованная, и если суждено умереть в пути, лучше быть в омовении.

В хадисе говорится: «Только совершенный верующий старается всегда находиться в омовении» (Ибн Маджа, Хаким). Один из праведников в ночь перед смертью совершил омовение семьдесят раз, желая умереть в состоянии омовения.

Нахождение в омовении может стать поводом для того, чтобы избежать аварийной ситуации, если на то будет воля Аллаха. О достоинствах омовения Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Не сообщить ли вам о том, за что Аллах прощает грехи и возвышает в степени? Это — совершение должным образом омовения в холодное время и при других трудностях, посещение мечети для совершения намаза вместе с коллективом мусульман и ожидание следующего намаза после совершения очередного».

Второй праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) говорил, что, поистине, полноценное омовение отгоняет от мусульманина сатану, потому что оно является оружием верующего против козней сатаны.

Ученые-богословы отмечают, что того, кто постоянно находится в состоянии омовения, Аллах возвеличит семью особенностями:

Ангелы будут стремиться дружить с ним.

Ему постоянно будет записываться вознаграждение.

Все части его тела будут совершать тасбих, то есть восхвалять Аллаха.

Он будет успевать вступать в намаз вслед за имамом, произнося вступительный такбир «Аллаху Акбар» с имамом.

Когда он заснет, Аллах направит к нему ангела, чтобы охранять его от зла людей и джиннов.

Всевышний Аллах облегчит ему предсмертную агонию.

Пока он находится в омовении, он будет под покровительством Аллаха.

• Прежде, чем сесть за руль, следует тщательно осмотреть автомобиль, как того требуют нормы технического обслуживания, и не следует выезжать на машине, если она неисправна.

• Прежде, чем сесть в машину, следует произнести «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим» и три раза прочитать суру «Аль-Кадр»:

Тот, кто сядет за руль после трехкратного чтения указанной суры, вернется целым и невредимым, если на то будет воля Аллаха.

• Садясь в автомобиль, автобус или на другой транспорт, по возможности следует войти в него с правой ноги. Пророк (мир ему и благословение) все полезные дела начинал с правой стороны.

• Прежде чем завести двигатель машины, также следует сказать: «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим». «Все важные дела, начатые без произнесения имени Аллаха, лишены благодати Всевышнего», — говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Абу Давудом, Насаи и Ибн Маджа.

• Садясь в машину, следует мысленно поблагодарить Аллаха за те блага, которыми Он одарил нас: за машину, которая позволяет нам сберечь силы, везет наш груз и быстро довозит нас до желанной цели, — и произнести:

«Бисмилляhи, аль-хамду лилляhи, субхана-ллязи саххара ляна hаза, ва ма кунна ляhу мукъринина, ва инна иля раббина лямункъалибун».

Это означает: «Начинаю с именем Аллаха. Вся хвала Аллаху, я убежден, что Аллах чист от всех недостатков, Аллах, Который подчинил нам это (автомобиль). Если бы Он не подчинил его нам, мы бы этого сделать не смогли. И поистине, все мы вернемся на тот свет к своему Господу».

Затем желательно три раза произнести: «Аль-хамду лилляh», «Аллаhу акбар», «Субханаллаh» и после этого прочесть:

«Субханака, ля иляhа илля анта, кад залямту нафси фагфир ли».

Смысл: «Нет ничего и никого достойного поклонения кроме Тебя, я совершил насилие над собой, Ты прости меня, прости мои грехи!».

Собираясь в дальний путь или путешествие, рекомендуется читать и следующую молитву:

«Аллаhумма инни асъалука фи сафари hаза аль-бирра ва-ттакъва ва миналь-‘амали ма тарза. Аллаhумма hаввин ‘алайна сафарана ватви ляналь-бу’да. Аллаhумма анта-ссахибу фи-ссафари валь-халифату филь-аhли, Аллаhумма асхибна фи сафарина, вахлифна фи аhлина. Аллаhумма инни а’узу бика мин ва’саи-ссафари ва каабатиль-манзари ва суиль-мункаляби филь-мали валь-аhли валь-валяди».

Смысл: «О, мой Аллах! В этой поездке я прошу у Тебя благочестия и богобоязненности, предостережения от всего плохого, а также прошу деяний, которые вызывают Твое довольство. О, мой Аллах! Ты облегчи нам это путешествие, приблиз  то, что далеко. О, мой Аллах! Ты всегда вместе с нами во время путешествия, и Ты — Халифа, Который защищает наши семьи, оставшиеся дома. О, мой Аллах! Ты защити нас в этой поездке и защити наши семьи и родных до нашего возвращения из этой поездки!».

Если имеете возможность, то прочтите и эту молитву:

«Бисмилляhи Аллаhу акбар, ва ля хавля ва ля куввата илля билляhиль-‘алиййиль-‘азым. Ма шааллаhу кана ва ма лям яшаъ лям якун. Аллаhумма анталь-хамилу ‘аля-ззаhри валь-муста’ану ‘аляль-умури».

Смысл: «С именем Аллаха, Аллах превелик. Нет силы и могущества воздерживаться от запретного и совершать благое, кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. То, что захочет Аллах, случится, а то, чего Он не пожелает, не случится. О, мой Аллах! Ты заставляешь их (транспорт) носить нас на себе, и Ты — податель помощи во всех наших делах».

• Нельзя превышать скорость, особенно в тех местах, где это запрещено правилами; не следует обгонять другой транспорт там, где нет полной уверенности в безопасности, особенно если по встречной полосе приближается машина.

В хадисе говорится: «Спешка исходит от сатаны, а спокойствие — от Аллаха» (Ат-Тирмизи).

В другом достоверном хадисе, рассказанном аль-Бухари, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах любит, чтобы мы все делали обдуманно и спокойно».

Ответственность за аварию, совершенную в результате превышения скорости, ложится на водителя, и ему придется отчитываться за это, как на этом свете, так и перед Аллахом на том свете.

• Во время вождения автомобиля необходимо стараться всегда поминать Аллаха. В хадисе сказано: «Аллах всегда бывает с тем, кто поминает Его» (Байхаки, Хаким, Ибн Хаббан, Ибн Маджа). А человек, с которым Аллах, всегда защищен.

• Нельзя вести машину по опасной дороге, если вы не уверены в ее пригодности для проезда. Если есть уверенность, то ехать можно, в противном случае Шариат запрещает (харам) вести машину по такой дороге.

• Нельзя вести машину в состоянии даже легкого опьянения. Если при этом случится авария или что-то непредвиденное, водителю придется отвечать за это перед людьми и перед Аллахом. Если же случилась авария в состоянии опьянения, то по Шариату это никак не считается облегчающим вину фактором.

• Точно так же, как мы не должны доверять вождение автомобиля неподготовленному человеку, нельзя позволять и детям садиться за руль.

• Некоторые молодые водители любят «пошутить» за рулем, направляют машину на людей, а потом резко останавливают ее перед ними, пугая их таким образом. Такие шутки категорически запрещены в Шариате. Случалось, что подобные «безобидные шутки» приводили к серьезным последствиям.

В хадисе говорится: «Ангелы проклинают того, кто направляет нечто острое (нож, меч, кинжал) даже на своего родного брата» (Муслим).

• Запрещено водить машину на большой скорости в дождь, по лужам, по грязи, особенно если рядом есть люди, нельзя обрызгивать их.

• Не разрешается класть на машину груз, не соответствующий габаритам кузова, ибо он может задеть другие машины и людей. В достоверном хадисе, рассказанном Муслимом и аль-Бухари, говорится: «Если кто-то из вас идет по рынку или в мечети со стрелой лука в руках, то пусть прикроет ее острие рукой, чтобы оно не укололо мусульман».

В соответствии с этим хадисом, колючий груз, кусты на гужевом транспорте и длинный, неудобный, выходящий за габариты груз на автомобиле необходимо уложить так, чтобы он не задел других.

• Запрещено парковать машину на длительное время в местах скопления и прохода людей, закрывая проход людям и машинам на узких улицах. Это может причинить вред другим: кто-то не сможет вовремя дойти или доехать по срочным делам или машина скорой помощи приедет к больному с опозданием. Пусть каждый водитель, который неправильно паркует машину, представит себя на месте того, кто теряет из-за этого время. Нельзя делать другим то, чего самому не хотелось бы, чтобы делали по отношению к тебе другие.

Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Не усовершенствуется вера ни у кого из вас, пока не пожелаете брату по вере того же, что вы желаете для себя» (Аль-Бухари).

• Нельзя сигналить без крайней необходимости, особенно в ночное время, когда люди спят, или проезжая мимо больниц, школ, медресе, яслей-садов и других подобных мест, где много людей. Шариат запрещает нам мешать другим. Там, где начинается свобода других, ограничивается наша свобода. То есть нельзя устраивать для себя отдых и комфорт, при этом мешая другим или ущемляя их.

• Некоторые при встрече останавливают машины посреди дороги вдоль и поперек и общаются друг с другом. Другие, так же останавливая машины, выходят из них и ждут кого-то или стараются привлечь к себе внимание прохожих. Шариат требует от нас убрать с дороги любую вещь (колючку, камень, веточку), которая может стать препятствием для прохожих. Почему же мы позволяем себе мешать другим, заставляя их беспокоиться и нарушая движение транспорта?! «Истинный мусульманин — это тот, от вреда языка и деяний которого застрахованы, т. е. защищены другие люди», — говорится в хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари.

• Водитель обязан сбавлять скорость в местах скопления, прохода людей, особенно на перекрестках, где нет светофоров. У пешеходных переходов, водителю следует терпеливо ждать, пока люди не пройдут.

В хадисе сказано: «Аллах готов помочь Своим рабам, пока рабы готовы помочь своим братьям по вере» (Муслим, Абу Давуд и ат-Тирмизи).

• По возможности водителю следует помогать людям, подвозить путников, не оставлять людей на дороге.

В хадисе говорится: «Если кто-либо из людей разрешит одну из проблем мусульман в этом мире, Аллах разрешит одну из трудных его проблем в Судный день» (Муслим, Абу Давуд и ат-Тирмизи).

Но нельзя сажать в машину одинокую женщину, если вместе с ней нет махрама, т. е. ближайшего родственника-мужчины (мужа, брата, отца, дяди, деда или взрослого сына).

В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Вы не уединяйтесь с одинокой чужой женщиной, если вместе с ней нет махрама». В другом хадисе, переданном ат-Табарани, говорится, что между мужчиной и женщиной, которые уединились таким образом, третьим выступает сатана.

• Если вы наехали на припаркованную на улице машину или задели ее, то вам следует ждать появления хозяина. Если это невозможно, следует оставить записку со своим адресом, извинением и выражением готовности оплатить ремонт или каким-то другим образом восстановить нанесенный ущерб. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты не наноси вреда другим и переноси вред, который другие нанесли тебе» (Ибн Маджа, Дарукутни).

• Полезно хранить в машине талисман и записи аятов из священного Корана. Но от них мало пользы, если водитель не будет соблюдать вышеперечисленные правила вождения автомобиля.

 

Понравилась статья?

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.