О проблемах современной дагестанской молодежи

17 Сентябрь 2015

Интервью с известными арабскими богословами Мухаммадом Мустафой Аз-Зухайли и Усманом Умаром Мухаммадом о проблемах современной дагестанской молодежи и путях их решения.

Доктор богословских наук, профессор юриспруденции Дамасского университета, высшего Института правовых наук в г. Дубай, Исламского университета в г. Шарджа, автор более 60 книг по исламской юриспруденции и шариатским наукам Мухаммад Мустафа Аз-Зухайли.

Вопрос: Что нужно сделать, чтобы искоренить двусмысленную трактовку Корана в Дагестане?

Ответ: Это явление (разногласия во мнениях) существует еще со времен Пророка (мир ему и благословение), праведных халифов и продолжалось в последующие времена Ислама.

Это заложено в человеке со дня его сотворения, и священный Коран констатирует это. Всевышний сказал: «Если бы Аллах пожелал, то сотворил бы людей одним народом, и не прекращались бы в нем разногласия, кроме как среди тех, на кого ниспослал бы милость Твой Господь. И непременно будет заполнен Ад джиннами и людьми» («Ан-Нахль», 93-й аят). Это во-первых.

Во-вторых, что касается основ – общих понятий и обязательств в Исламе, – то все мусульмане из числа прежних, последующих и нынешних поколений единогласны в них. А разногласия есть во второстепенных вопросах, которые не имеют особого значения.

Например, если совершать молитву и выплачивать закят в соответствии с мазхабами имамов аш-Шафии, Абу Ханифы, Малика, Ахмада, то нет в этом запрета. В наших странах мы видим тех, кто совершает молитву по мазхабу аш-Шафии, некоторые – по школе Абу Ханифы, третьи – по мазхабу Малика, четвертые – по мазхабу Ахмада. Но они совершают одну молитву, за исключением мелких разночтений, которые не влияют на правильность молитвы и не разделяют общину.

Значит, мы обязаны разъяснить людям разницу между основами и второстепенными вопросами. Также необходимо разъяснить разногласия в обязательствах, которые приводят к неверию, упаси Аллах. У христиан возникли разногласия в вероубеждении и религии, вследствие чего они разделились на несколько направлений.

В Исламе же все убеждения и мазхабы едины, Ислам – это единая истинная религия, а разногласия есть только во второстепенных вопросах. Мы должны обучать молодежь и народ в пятничных проповедях, в лекциях и собраниях разнице между основами и второстепенными вопросами, чтобы люди были едины в основополагающих вопросах, чтобы оправдывали и прощали друг друга в разногласиях по второстепенным вопросам. Ведь разногласия во второстепенных вопросах доходят до миллионов, в одной молитве есть более ста разногласий во второстепенных вопросах между двумя мазхабами. Однако имам один, молитва одна, коллектив один – и нет проблем.

Также, если есть разногласия между мечетями, университетами, институтами, то нужно предупреждать и увещевать, как это делали наши ученые, без фанатизма и чрезмерности, будь то в вопросах юриспруденции или другой области. Например, так: «Это мое мнение, но я готов принять и другое мнение». Ученые говорили: «Правильное для меня мнение, возможно, ошибочно, а его ошибочное мнение, возможно, правильное». Так они уважали друг друга.

Приведем пример имамов мазхабов. У них были разногласия между собой, но они любили друг друга очень сильной любовью, которую невозможно сравнить с какой-либо другой. Например, имам аш-Шафии был учеником имама Малика. Аш-Шафии говорил: «В понимании религии люди по сравнению с Абу Ханифой подобны маленьким детям».

Как мне напомнил один житель Дагестана на прошлой лекции, лет двадцать назад в одной из лекций я говорил, что любовь между имамами Ахмадом и аш-Шафии была как любовь влюбленных. Мы обязаны следовать за этими учеными, имамами, а не за фанатиками, которые ведут общину к разделению и к вражде.

Вопрос: Каковы ваши пожелания нашей молодежи?

Ответ: Наивеличайшее завещание в этом мире, в частности, молодежи Дагестана – это быть набожными и придерживаться своей религии. В этом заключается завещание богобоязненности. Как сказано в Коране: «Бойтесь Аллаха и не умирайте, кроме как будучи подчиненными Аллаху». Я завещаю молодежи на этой благословенной земле придерживаться религии Аллаха, объединяться вокруг алимов, искать знания, держаться своих предводителей и не отдаляться от ученых.

Также мы остерегаем жителей Дагестана от ложных агитаций и от убеждений, привнесённых с запада. Даже если они пришли из исламских государств, мы остерегаем от этого, пока мусульманин не разберет разницу между этими течениями и не останется верным одному мазхабу.

Мы поздравляем народ Дагестана с тем, что тут около 95% мусульман, это огромная милость, ведь мусульман тут не меньшинство, и нет других конфессий, которые достигают 50%. Поздравляем, что все тут придерживаются мазхаба имама аш-Шафии, то есть одного мазхаба, который объединяет их. Также есть тут и воспитание, истинный тасаввуф, истинная религия, эти особенности имеются здесь, в Дагестане. Очень редко можно найти такое в других государствах.

В других странах, даже в исламских, существует чрезмерность и крайности, которых нужно остерегаться.

Нужно сплотиться вокруг своих ученых, мусульмане должны быть как одна рука, единое целое в мазхабе, во мнении, чтобы не было между ними разделения.

Как мы и говорили ранее, мы остерегаем от такого явления (как ваххабизм), созданного Великобританией 150 лет назад, которое принесло им удачу. Сейчас они хотят привлечь в подобное и другие страны, то есть их лозунг: «Разделяй и властвуй!»

А мусульмане Дагестана едины в религии, в мазхабе, в вероубеждении и в тарикате. Ведь это огромное благо, как сказано в хадисе, едины как одна рука, как одно целое. А когда приходит кто-то, который желает раскола между вами, то нужно его выгнать и более не допускать к вам. Не допускать – это касается муфтия, студентов или государства – вносить разделение и искаженные убеждения в мечетях, в университетах и медресе, чтобы сберечь благо единства в Дагестане.

Такая особенность, как единство, отсутствует в арабских странах или в исламских государствах. В некоторых странах мусульман даже меньше в процентном соотношении, например, их 20%, 40% или 45%. К примеру, Малайзия – исламское государство, а там только 55% мусульман, а немусульман 45%. Однако мусульмане стараются, чтобы Малайзия осталась исламским государством, и распространяют Ислам.

Мое назидание дагестанцам, простому народу, молодежи и правителям – сохраняйте это благо – единство, которым вас наделил Аллах, от которого есть польза не только Дагестану, но и другим государствам.

Доктор шариатских наук, проповедник по вопросам Ислама и гуманитарной деятельности (ОАЭ, Дубай) Усман Умар Мухаммад:

Я завещаю молодежи Дагестана руководствоваться словом Всевышнего: «Бойтесь Аллаха и будьте с праведниками» («ат-Тавба», 119). Богобоязненность бывает неполноценной, если не находиться с праведниками истинным образом.

Богобоязненность – это основополагающее качество верующего, но оно не постигается кроме как через ученых-богословов. Поэтому я согласен со словами нашего шейха Мухаммада Мустафы аз-Зухайлий, что молодежь должна сплотиться вокруг набожных ученых.

Как говорится: «Дружи с тем, чье состояние побуждает тебя к благому, а слова напоминают об Аллахе». Состояние человека не обманывает. Сказанное может быть ложью, но состояние не лжет.

В хадисе говорится: «Твоя религия! Твоя религия! Поистине, она твоя плоть и кровь, смотри, от кого ты берешь ее! Бери от тех, кто стоек на истинном пути, и не бери от тех, кто отклонился от истины».

Необходимо, чтобы молодежь воспитывалась учеными и историей жизни Пророка (мир ему и благословение). Посланник Аллах (мир ему и благословение) является пример подражания для стара и млада этой общины. Поэтому нам необходимо изучать его сиру – жизнеописание – и обучать ему наших детей. Мы сегодня видим, что в каждом доме в огромном количестве имеются газеты и журналы с ненужным содержанием. Однако мы не обнаруживаем дома даже одной книги по жизнеописанию Пророка (мир ему и благословение), его сподвижников и табиинов.

Поэтому я завещаю своим студентам, чтобы изучали жизнеописание Пророка (мир ему и благословение) и держали его у себя дома. Я советую две книги, которые можно найти в любой библиотеке, это «Фрагменты из жизни сподвижников» и «Фрагменты из жизни табиинов» доктора Абдурахмана Рафат аль-Баша. Они дают возможность совершенного следования за сподвижниками и табиинами, которые жили в лучших веках. Как сказано в хадисе: «…лучший век – это мой век, затем – следующий, а затем – следующий….». То есть лучшие люди жили в эти века.

Уважаемый Муфтий Дагестана подарил мне книги некоторых дагестанских ученых по теме облагораживания нравов, книги очень и очень ценные. У ученых Дагестана есть много книг по толкованию мусульманского права по мазхабу имама аш-Шафии. Они изданы и охватывают большой раздел права.

Мы должны следовать за праведниками, изучать жизнеописание Пророка (мир ему и благословение) и подражать им. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) лидер для каждого мусульманина.

«Бойтесь Аллаха и будьте с праведниками». Наша вера не будет полноценной, если Пророк (мир ему и благословение) не будет самым любимым для нас, даже любимее самих себя. Как же мы можем иметь такую любовь, если мы не знаем его жизнеописание?!

Чтобы любить какую-либо личность, необходимо ее представить. Мы сегодня в мирской суете, то есть поглощены мирским соперничеством. Мы знаем жизнь каких-то чемпионов и удивляемся, смотря на его личность и его отношение к взрослым и младшим т.д., тогда как самым выдающимся героем и господином всех мужчин является наш Господин Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Каждого чемпиона может постигнуть поражение или падение, сегодня он чемпион мира, а завтра он может потерять титул, и звание чемпиона перейдет к другому. Что касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то его никогда в истории не постигнет поражение и падение, потому что он – Пророк, сохраненный Аллахом.

Мы обязаны любить его, следовать за ним: каждое движение, остановка и благое, совершенное им, является для нас примером.

Перевел Ибн Ахмад