Философия науки

27 Октябрь 2015
1455
Обязанности и правила поведения ученика

Приобретение полезных знаний - богоугодный поступок, обязывающий учащегося соблюдать требования мусульманской морали и поступать в соответствии с приобретёнными знаниями. Руководствуясь наставлениями Пророка (мир ему и благословение), мусульмане с почтением и благодарностью относятся к тем, кто обучает их религиозным и мирским наукам, молятся за своих учителей и соблюдают правила этикета при общении с ними.

Согласно Исламу, одно из главных качеств прилежного ученика - искреннее желание постичь истину. Правильные религиозные и светские познания помогают глубже познать смысл бытия, осознать место человека во Вселенной, постичь некоторых из законов Аллаха и лучше благодарить Его за оказанные человеку милости. Мусульмане говорят, что мудрое слово - находка верующего. Поэтому они не стесняются учиться мудрости даже у тех людей, которые менее грамотны и образованны, чем они.

Обязанности ученика

Для того, чтобы ученику было легко приобрести знания, необходимо выполнить следующее основные обязанности:

Первая обязанность. Очищение души от нравственных пороков и предосудительных качеств (нафс), ибо занятие полезной наукой – это поклонение Богу, сокровенная молитва и внутренняя близость к Всевышнему. И как молитва, являющаяся обязанностью, не будет действительной без соблюдения внешней телесной чистоты, так и не будут истинными сокровенное поклонение Богу и облагораживание сердца наукой без очищения себя изнутри от дурного нрава и скверных качеств. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

 ( بُنِى الإسلام على النظافةِ)

 «Ислам основан на чистоте».

И это чистота не только внешняя, но и духовная. Чистота и нечистота не сводятся к чему-то, доступному только внешним органам восприятия. Ведь многобожник (язычник) может быть чисто вымыт, в чистой одежде, однако духовная сущность его нечиста. Нечистота представляет собой то, от чего желают держаться подальше. Дурные поступки – это свойства внутренней сущности, избежать которых важнее всего. Будучи отвратительными сами по себе, они имеют и губительные последствия.

Сердце – это обитель ангелов, место их поселения, где они оставляют следы. Они не войдут в сердце, наполненное дурными качествами - гневом, вожделением, ненавистью, завистью, гордыней, самовлюбленностью и. т. д. Свет науки Аллах посылает в сердце только посредством ангелов.

Ищущий знания может сказать: «Сколько злонравных учеников обрело знания!», но он не знает, как далеки они от подлинной науки, полезной в будущей жизни на том свете, от науки, доставляющей вечное счастье! Первые признаки такого познания в том, что для ищущего очевидно, что ослушание Бога – губительный яд. Не глупо ли принимать яд, зная наперёд, что он смертелен? Все, что человек слышит от подражателей учёным, слова, которые они произносят, и повторяют сердцами своими, – никоим образом не является наукой. Ибн Масуд сказал: «Знание не сводится к обилию пересказов, на самом деле знание – это свет (нур), посылаемый свыше в сердце». Кто-то из праведных предшественников сказал: «Воистину, знание – это богобоязненность, ибо Всевышний говорит:

 ﴿إِنَّمَا يَخْشَى اللهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء﴾ سورة فاطر 35 . الاية 27

 

[Смысл]: «Ведь боятся Аллаха из рабов Его знающие».

Это указывает на наиважнейшие плоды науки. Поэтому один из погрузившихся в знания промолвил: «Смысл речения праведных предшественников: “Мы учили не ради Аллаха, а знание отказалось служить чему-либо, кроме Аллаха”, состоит в следующем: “Знание заупрямилось, стало недоступным и не раскрыло для нас свою сущность; и нам достались лишь его внешние обороты и слова».

Вторая обязанность. Учащийся должен ограничить свои мирские связи, держаться подальше от родственников и родных мест во время учёбы. Такие связи отвлекают от цели. Ведь Аллах сказал:

 

 ﴿مَا جَعَلَ اللهُ لِرَجُلٍ مِّن قَلْبَيْنِ فِي جَوْفِهِ﴾ سورة الأحزاب . 33 :الاية 4

[Смысл]: «Не устроил Аллах для человека двух сердец в его груди».

И всякий раз, когда мысль разделяется на части, она оказывается не в состоянии постичь истину. Поэтому говорят: «Наука не отдаст тебе и части своей, пока ты не отдашь ей себя целиком. Если даже отдашь ей себя целиком, то нет уверенности в том, что она даст тебе и часть свою». Мысль же, что обращена к различным вопросам и рассеяна на части, подобна ручейку, вода которой растекается куда попало – часть поглощается землёй, часть испаряется, ничего не остаётся, что дошло до полей.

Третья обязанность. Учащийся не должен относиться к учёбе с высокомерием, он должен целиком довериться учителю, слушать его советы так, как пациент слушает искусного, заботливого врача. Ему следует проявлять скромность перед своим учителем и добиваться чести службой ему.

Пророк (мир ему и благословение) говорил:

(ليس من أخلاقِ المُؤمنِ التملّقُ إلا فى طلَبَ العِلْمِ )

«Угодничество не относится к характерным чертам мусульманина, и подобает его иметь только при обретении науки, т.е. по отношению к учителю».

Высокомерие выражается ещё и в стремлении учиться только у выдающихся, известных людей. Это самая настоящая глупость. Ведь наука — причина спасения и счастья. Кто ищет бегства от злобного зверя, готового растерзать его, не принимает в расчёт, кто укажет ему путь к спасению - знаменитый или безвестный человек. Ярость же зверей адского огня к не познавшему Всевышнего сильнее ярости любого другого зверя. Ведь премудрость – то, что ищет верующий. Он обретает её там, где обнаруживает, и воздает благодарность тому, кто привёл к ней, кем бы тот ни был. Поэтому сказано:

Знание противостоит высокомерному молодцу,

Как высокое место – селевому потоку.

Знания не приобретаются, кроме как посредством смирения и беспрекословного слушания учителя. Ученику следует внимательно слушать учителя, присутствуя мыслями и сердцем, дабы тщательно внимать всему, что будет сказано ему учителем, с прилежным вниманием и покорностью, благодарностью, радостью и признательностью. На какой бы путь в учении ни указал учитель, ученик должен руководствоваться им, оставив своё мнение – ведь придерживаться даже ошибочного мнения учителя полезнее для него, нежели настаивать на собственной правоте, так как опыт способствует выявлению тонкостей.

В общем, каждый учащийся, что оставляет за собой мнение и выбор, отличные от выбора учителя, испытает разочарование и останется ни с чем.

Иными словами, учащийся должен оставить вопросы до подходящего времени – учитель лучше знает, к чему он готов и когда придет время разъяснения. Пророк (мир ему и благословение), как известно, являлся образцовым учителем, а сподвижники – идеальными учениками. Согласно достоверному хадису, однажды к Пророку (мир ему и благословение), когда он находился в кругу сподвижников, пришёл архангел Джабриль в образе незнакомца и, задавая вопросы, довёл до асхабов сущность религии. Но ни один из сподвижников даже не попытался спросить у Пророка (мир ему и благословение) об этом незнакомце. Они знали, что, если им нужно об этом знать, он сам расскажет им. И через несколько дней Пророк (мир ему и благословение) рассказал Умару, кто этот незнакомец и что он хотел. Этого примера достаточно для понимания сути.

Четвртая обязанность состоит в том, чтобы ученик вначале воздерживался от слушания речей о расхождениях учёных, будь это мирские науки или же науки о будущей жизни. Ведь подобное смущает его разум и приводит в беспорядочное состояние ум, ослабляет собственный взгляд и ввергает в отчаяние в постижении и изучении истинной науки. Напротив, вначале ему следует в совершенстве овладеть единственным достопохвальным путем, который приемлет его учитель. После этого он может слушать об остальных богословско-правовых школах (мазхаб) и о вопросах, вызывающих сомнения. Если же его наставник не придерживается одного мазхаба, то пусть ученик остерегается такого учителя, ибо такой наставник скорее приведёт ученика к заблуждению, нежели наставит на правильный путь – ведь слепой не годится в поводыри слепых и для наставления их. Обладающего таким состоянием считают находящимся во мраке рассеянности и невежественным.

Пятая обязанность состоит в том, чтобы ищущий знания не оставлял ни одной отрасли из достопохвальных наук без рассмотрения, посредством которого он ознакомился бы с целью этой науки. Затем, если позволяет ему возраст, пусть он стремится погрузиться в глубины этой науки, в противном же случае пусть займется другой, более важной наукой, нежели первая, и полностью усвоит её, изучив попутно необходимое для себя из остальных наук. Ведь науки взаимосвязаны и помогают одна другой. Поэтому ознакомление с науками принесёт ему пользу, вынудив отказаться от враждебности к той или иной науке, выросшей из собственного невежества. Ведь люди - враги того, чего не знают.

Шестая обязанность. Изучающему науки не подобает погружаться разом в какую-либо отрасль, но следует соблюдать порядок и начинать с наиважнейшего. И поскольку жизни, вероятнее всего, не хватит на изучение всех наук, то благоразумнее усвоить самое важное из каждой отрасли - расходовать силу свою на усвоение той науки, в постижении которой Аллах благоприятствует ему, до овладения ею в совершенстве, и повести ее к наиблагороднейшей из наук – науке будущей жизни. Исходя из этого, самым благородным видом знаний и их пределом является познание (марифа) Аллаха. Это море, глубины которого не постичь. Наивысшая степень людей в этом познании – степень пророков, затем – приближенных к Аллаху (аулия), затем – тех, кто близок к их степени. Передают, что в некоей мечети видели изображение двух древних мудрецов, и в руке одного из них находился лист, на котором было начертано: «Когда ты всё исполнишь наилучшим образом, то не полагай, что ты что-то исполнил хорошо, пока не познаешь Всевышнего и не поймешь, что Он – Создатель всех причин и Творец всех вещей». В руке же другого мудреца была скрижаль с надписью: «До того, как я познал Аллаха, пил я и не мог утолить жажду, познал Его - утолил жажду без питья».

Седьмая обязанность состоит в том, чтобы ищущий знания не входил глубоко в одну из наук, не изучив до конца предшествующую науку. Ведь науки, поистине, упорядочены строгим образом, и одни из них представляют собой путь к другим. Успех будет сопутствовать тому, кто станет соблюдать этот порядок и последовательность. Пусть же целью во всякой науке, что он изучает, будет восхождение к тому, что выше прежнего. И он не должен утверждать о какой-нибудь науке, что она непригодна из-за разногласий и расхождений людей, ею занимающихся, из-за ошибки одного или нескольких из них, как и из-за того, что поступают они вопреки тому, что требует их наука. Некоторые полагают медицину вредной наукой, ибо они видели, как какой-то врач допустил ошибку. Некоторые же считают астрологию верной, ибо некоему человеку случайно удалось попасть в цель при толковании событий. Получается, что всё есть сплошная ошибка. Нет, напротив, следует познать вещь такой, какая она есть. И не всякая наука может быть постигнута каждым. Поэтому Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ты не познаешь истину через людей. Познай истину – и узнаешь людей, обладающих ею».

Восьмая обязанность. Полагается знать способ, с помощью которого постигается самая благородная наука, и что её изучают, преследуя две цели. Первая из них – благородный характер результата науки, а вторая – надёжность довода и его сила. Это, к примеру, наука о религии и медицина. Плод одной из них – вечная блаженная жизнь, а плод другой – здоровье в этой жизни. Таким образом, наука о религии благороднее. Если сопоставить арифметику и медицину, то медицина окажется благороднее в силу благородного характера её плода.

Девятая обязанность в том, чтобы целью учащегося стали очищение и облагораживание его духовного мира, стремление приблизиться к Аллаху. Если цель ищущего знания такова, то он, вне всякого сомнения, устремится к науке того света (ахирата). Его целью не должно быть обретение верховенства, богатства, высокого положения и др. Вместе с тем он не должен презрительно смотреть на остальные науки.

Десятая обязанность. Полагается знать место каждой науки относительно цели, чтобы предпочесть важное второстепенному. Важное есть то, что прямо касается ищущего знания. И если не удаётся совместить прелесть мира этого и благодать того, как о том говорит Коран, то самым важным является то, что остается на веки вечные. И тогда этот мир станет временным жилищем, тело – средством передвижения на пути к Богу, добрые деяния – стремлением достичь цели. Нет же иной цели, кроме встречи с Всевышним – в этом состоит всё блаженство, хотя степень его в этом мире знают лишь немногие.

Омаров Мухаммад По книге Имама аль-Газали «Ихйа’ ‘улум ад-дин».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.