Борьба против эго и оставление своих страстей

 

Всякая хвала Всевышнему Аллаху, милостивому ко всем на этом свете и только к уверовавшим – на том свете.

Ты знай, о мой брат! Поистине, Всевышний Аллах сделал следование истинному пути зависимым от нашего старания и сказал в священном Коране:

 (وَالَّذِينَ جَاهَدُواْ فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا)

Смысл: «Тех уверовавших, которые усердствуют ради Меня [в борьбе против своего нафса, против шайтана и проявляют терпение при всех бедах на пути Аллаха], Я наставлю на пути приближения ко Мне [и укреплю на истинном пути]». (Тафсир аль-Муййсар, сура Аль-Анкабут: 69).

Нафс каждого человека, кроме Пророков (мир им и благословение Аллаха), считается большим идолом, так же, как и страсти являются идолами, которым поклоняются, и большинство людей об этом не знает. Всевышний Аллах в Коране говорит:

(هَوَاهُ أَفَرَاَيتَ مَن اتَّخَذَ اَلَهَهُ)

 Смысл: «О Пророк, разве ты не видишь тех, которые избрали своим господом свои страсти?». (сура Аль-Джасият: 23)

Большой и малый джихад

У человека есть два типа врагов: явные и тайные.

Враги явные: группа неверных и заблудших. Борьба против них известна и называется малый джихад.

Враги тайные: нафс, страсти и шайтан. Борьба против них – это оставление своих страстей одна за другой, и эта борьба называется большим джихадом, как это передано в хадисах. Причиной того, что борьба с нафсом и шайтаном называется большим джихадом, является то, что явные враги наступают только иногда или же с ними можно заключить мирный договор, и когда они (явные враги) убьют человека, то он попадет в рай. Тайные враги никогда от тебя не отстанут, и невозможно заключить с ними мирный договор, а когда они овладеют человеком и погубят его, то он, несомненно, попадет в ад.

Когда дела обстоят таким образом, рабу Аллаха необходимо противиться своему нафсу и отдаляться от скверных привычек, как это делали наши праведные предшественники, борясь и не соглашаясь со своим нафсом.

Пророк (мир ему и благословение Алллаха) говорил:

«Муджахидом (посвятивший жизнь на пути религии) считается тот, кто борется со своим нафсом». (Тиримизи)

Передается, что Али (да будет доволен им Аллах) говорил:

«Самым первым в джихаде из того, что вы порицаете, является борьба против нафса». (Аль-Бурудж аль-Мушаййада)

Аш-Ша’рани (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Танбигь аль-Мугтаррин» сказал: «Также качествами нрава сахабов (да будет доволен ими Аллах) являются частая борьба против своих нафсов в поклонениях, оставление страстей и недовольство своим нафсом до самой смерти».

Яхья ибн Мааз (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Борьба аскетов бывает против страстей, борьба кающихся бывает против прегрешений, и тот, кто захочет защитить свой нафс от попадания в огонь ада, пусть оставит все, что желает его нафс из мирского». (Аль-Бурудж аль-Мушаййада)

Также он говорил: «Тот, кто следует своим желаниям, будет подвергаться мучениям в мире этом и последующем. В этом мире – при стремлении получить желаемое, а в последующем – при отчете за это».

Передается, что к правителю мусульман Умару (да будет доволен им Аллах) преподнесли сосуд, в котором были молоко и мед, и он это отверг, сказав: «Их сладость исчезнет, а след останется».

Один из любимцев Аллаха Зун-Нун аль-Мисри (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Я не ел досыта и не пил до утоления своей жажды, кроме как после этого я грешил, либо хотел согрешить (то есть, каждое мое поедание до сыта и питье  до утоления жажды, приводило меня к греху или к желанию совершит грех). (Аль-Бурудж аль-Мушаййада)

О Всевышний Аллах, мы просим у тебя помощи в оставлении похотей нафса, так как нет у нас мощи, чтобы бороться с нафсом, повелевающим плохое, если ты оставишь нас одних.

Омар Муслимов