Честность – залог успеха в обоих Мирах

15 Февраль 2016 1081

Мы живём в то время, когда честность, правдивость и искренность всё еще высоко ценятся в людях, но в то же время многие пытаются избегать их. Все эти три качества обозначаются арабским словом «Сыдк», в дальнейшем под этим словом будет подразумеваться честность. Мы желаем, чтобы все люди были честны с нами, и не приемлем лжи по отношению к нам, однако сами не всегда честны с окружающими.

Честность – это истина, речь, которая совпадает с действительностью. Честный человек всегда говорит то, в чём он искренне убежден. Честность заключается в словах, намерениях и поступках, отношениях и обещаниях. Честность – это наша обязанность перед каждым человеком, ведь каждый заслуживает только правды. Пока в обществе есть правдивость, люди живут в доверии, с уверенностью перенимают друг от друга знания, опыт, а также смело опираются на договора и обещания. Когда же в обществе царит ложь, люди сомневаются друг в друге, между ними начинаются ссоры и подозрения.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был лучшим примером праведного и честного человека. Еще до своего пророчества Мухаммад был известен своей честностью, за что его называли Аль-Амин и Ас-Садик.

Честность – неотъемлемое качество мусульманина, которое заключается в искренности, в том числе, в искреннем отношении к Всевышнему Аллаху, в искреннем поклонении, в честном отношении к другим во всех сферах жизни, включая куплю-продажу и заключение брака. Человек должен быть таким, каков он внутри.

Честность ведёт человека к хорошим поступкам и деяниям, а эти его деяния в свою очередь станут причиной счастья в обоих мирах.

От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах)передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عَن ابْنِ مَسْعُودٍ رضي اللَّه عنه عن النَّبِيَّ صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم قَالَ: "إِنَّ الصَّدْقَ يَهْدِي إِلَى الْبِرِّ وَإِنَّ الْبِرَّ يَهْدِي إِلَى الجَنَّةِ، وَإِنَّ الرَّجُلَ ليصْدُقُ حَتَّى يُكتَبَ عِنْدَ اللَّهِ صِدِّيقاً، وإِنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الفجُورِ وَإِنَّ الفجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتَّى يُكتَبَ عِنْدَ اللَّهِ كَذَّاباً" متفقٌ عَلَيهِ.

«Поистине, честность приводит к благочестию и поистине, благочестие приведёт к раю, и станет человек говорить правду, пока не будет записан пред Аллахом как правдивейший. И поистине, лживость приводит к греховности, и поистине, греховность приведёт к огню, и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец». (Бухари, Муслим)

Если кто-либо будет записан пред Аллахом как правдивейший человек, он получит соответствующее вознаграждение, если же он будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец, он получит соответствующее наказание.

Передаётся, что Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Али бин Абу Талиб (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:

عَنْ أبي مُحَمَّدٍ الْحَسنِ بْنِ عَلِيِّ بْنِ أبي طَالِبٍ، رَضيَ اللَّهُ عَنْهما، قَالَ حفِظْتُ مِنْ رسولِ

اللَّه صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم: "دَعْ مَا يَرِيبُكَ إِلَى مَا لاَ يَريبُكَ، فَإِنَّ الصِّدْقَ طُمأنينَةٌ، وَالْكَذِبَ رِيبةٌ" رواه التِرْمذي

«Я запомнил, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставь внушающее тебе сомнение (и обратись) к тому, что не вызывает у тебя сомнений, ведь поистине, правда – это спокойствие, а ложь – сомнение». (Тирмизи, Насаи).

Это означает: откажись от того, в дозволенности чего у тебя есть сомнения, и обратись к тому, что не внушает тебе сомнений. Если твоё сердце относится с подозрением к тому или иному деянию, откажись от этого, ибо душа настоящего мусульманина имеет инстинктивное свойство спокойно реагировать на истину и убегать ото лжи.

Передают, что участник битвы при Бадре Абу СабитСахль Ибн Хунайф (да будет доволен им Аллах) сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عَنْ أبي ثَابِتٍ، وقِيلَ: أبي سعيدٍ، وقِيلَ: أبي الْولِيدِ، سَهْلِ بْنِ حُنيْفٍ، وَهُوَ بدرِيٌّ، رضي اللَّه عنه، أَن النبيَّ صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم قَالَ: "مَنْ سَأَلَ اللَّهَ، تعالَى الشِّهَادَة بِصِدْقٍ بَلَّغهُ اللَّهُ مَنَازِلَ الشُّهدَاء، وإِنْ مَاتَ عَلَى فِراشِهِ" رواه مسلم

«Того, кто обратится к Всевышнему Аллаху с искренней просьбой (дать ему возможность) умереть шахидом, Аллах возвысит до положения шахидов, даже если он умрёт в своей постели». (Муслим)

Честность и искренность даже по отношению к себе и к своим намерениям возвышает человека до такого высокого уровня, что он получает за это вознаграждение подобно тем, кто пал за веру. Если человек имел искреннее намерение совершить то или иное деяние, то он сполна получает за это вознаграждение, даже если ему не удастся совершить это деяние, как говорит пророк (мир ему и благословение Аллаха) в другом хадисе, переданном от Абу Абдуллаха Джабира бин Абдуллаха аль-Ансари (да будет доволен ими обоими Аллах):

«Во время одного из походов, в котором мы принимали участие вместе с Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует) он сказал: «Поистине, в Медине остались люди, которые неизменно были с вами и разделяли с вами награду, каким бы путём вы ни шли, и какое бы вади (долина, высохшее русло, наполняющееся водой в период дождей) ни пересекали (, несмотря на то, что) их задержала (там) болезнь». (Муслим)

Особое значение в наше время имеет честность человека в торговых отношениях. Каждый продавец старается любым путем продать как можно больше товара побыстрее и подороже. Он с преувеличением расхваливает свой товар и часто скрывает его недостатки. При этом он забывает, что торговля является одним из лучших способов добывания ризка, но только в том случае, если он занимается этим честно. А манипуляции с обманом покупателей его только приближают к огню ада.

Передаётся от Абу ХалидаХакима бин Хизама (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عن أبي خالدٍ حكيمِ بنِ حزَامٍ. رضِيَ اللَّهُ عنه، قَالَ: قَالَ رسولُ اللَّه صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم: "الْبيِّعَان بالخِيارِ مَا لَمْ يَتفرَّقا، فإِن صدقَا وبيَّنا بوُرِك لهُما في بَيعْهِما، وإِن كَتَما وكذَبَا مُحِقَتْ بركةُ بيْعِهِما" متفقٌ عليه

«Покупатель и продавец остаются свободными в своём выборе до тех пор, пока они не расстались друг с другом, и если оба они были честны и разъясняли (качества и недостатки товара), то сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-либо) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено». (Бухари, Муслим)

Подобно тому, как деятельность торговца, если он работает честно, будет благословенной, также и деятельность любого человека, если он проявляет честность и искренность в своём поклонении Всевышнему, не будет смешивать своё служение Творцу с фальшью и с другими порицаемыми деяниями, будет благословенной, и Аллах воздаст ему за это заслуженную награду.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.