Как приблизиться к Аллаху

7 Октябрь 2016
2208

Недавно автор статьи благодаря соизволению Всевышнего познакомился с проповедями одного известного проповедника. «Был поражен» – именно таким выражением можно охарактеризовать воздействие, которое оказали на него выступления исламского теолога. Глубина аргументации, убежденность и ярчайшая эмоциональность окажут потрясающее впечатление на всех, кто послушает этого проповедника. Так зародилась мысль о том, как незначительны наше понимание смысла и предназначения Ислама как основы мировоззрения Саляма (Мира), Вудда (Любви) и Сабра (Терпения).

К великому сожалению, миллионы людей, научившись выполнять основные требования ибады – пяти столпов религии – с полным гордыни сознанием считают себя праведными мусульманами, уверены в получении «пятизвездочного отеля» в раю Аллаха. Особенно это касается современных российских правоверных, лишенных прямых традиций формирования Веры в Творца.

И здесь необходимо признать весьма плачевное состояние нашего общества: получив основы исламского образования в местных мечетях, наши сограждане перестают идти по вечному пути совершенствования своей нравственности. Прежде всего, «забывается» необходимость совершенствования своей души. Она же предполагает воспитание в себе таких черт характера, как терпение, мягкость, сострадание, великодушие, добро и любовь. Именно формирование этих душевных черт личности, выражающих сущность Аллаха посредством Его Прекрасных имен, представляет собой конечную цель Ислама в этом мире.

Поэтому необходимо еще раз обратить внимание на те шаги, которые приблизят нас к Всевышнему Аллаху, что является главнейшей задачей мусульман.

Несомненно, наше движение к Аллаху начинается с Шахады – признания реальности бытия Единственного Всевышнего Аллаха. Произнося «Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх» (أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ. وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ), человек выражает твердую веру в реальность бытия Аллаха, Абсолютной Силы Вселенной во все времена. Это – основа веры мусульман, смысл которой заключается в том, что человек всей душой и сознанием признает наличие Высшей Силы, во власти Которой он будет находится до самой смерти и после нее.

Закономерным продолжением Шахады выступает полное отрицание существования сотоварищей Аллаха. В христианстве это вторая заповедь, отказ от кумирства. И мусульмане, и христиане отказываются от признания какой-либо силы или явления наряду с бытием Всевышнего. Только Он есть объект поклонения и ничего более. Деньги, власть, семья, даже собственные дети не могут сравниться с Аллахом. Только Творец есть высший объект нашей любви и преданности, ничто не должно заслонять наши души от Него. Ибо в Коране написано:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ مَا أُرِيدُ مِنْهُمْ مِنْ رِزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَنْ يُطْعِمُونِ

«И не сотворил я людей и джиннов, кроме как для поклонения мне. Я не желаю, чтобы они приносили мне какую-либо пользу». (сура «Аз-Зария», 56-57)

К сожалению, период атеизма в нашей стране и за рубежом ознаменовался тем, что кумирами признаются известные актеры, политики и бизнесмены. Тысячи молодых людей превращаются в бессознательных животных, беснующихся во время концертов рок- и рэп-артистов, готовых отдать им свою душу и тело.

Страховка от такой трагической трансформации нашей личности, когда она «забывает» свою божественную сущность – это формирование Любви ко всем созданиям Всевышнего Аллаха, что есть Любовь к Нему Самому.

В Коране такая задача мусульман обосновывается конституциональным, то есть основополагающим аятом:

ذَٰلِكَ الَّذِي يُبَشِّرُ اللَّهُ عِبَادَهُ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ ۗ قُل لَّا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْرًا إِلَّا الْمَوَدَّةَ فِي الْقُرْبَىٰ ۗ وَمَن يَقْتَرِفْ حَسَنَةً نَّزِدْ لَهُ فِيهَا حُسْنًا ۚ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ شَكُورٌ

«Скажи им (о Мухаммад): «Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним; кто совершает доброе, тому увеличим награду за него». Поистине, Аллах Прощающ и Благодарен!» (сура Аш-Шура, 23)

По сути, этот аят необходимо признать квинтэссенцией всего Корана и Ислама как мировой монотеистической религии. Призыв к любви к ближним, то есть ко всем людям на Земле, есть основа воспитания нравственности личности, что представляет собой главную задачу мусульман. Однако нельзя говорить о любви без терпения, что является четвертым шагом на пути приближения нашей души к Всевышнему Аллаху.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

لَّيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّوا وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَٰكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَىٰ حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَىٰ وَالْيَتَامَىٰ وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّائِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا ۖ وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ ۗ أُولَٰئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا ۖ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ

«Не в том благочестие (то есть благочестие не ограничено), чтобы вы обращали свои лица (во время совершения намаза) в сторону востока и запада, а истинное благочестие – в том, чтобы уверовать в Аллаха, Судный день, ангелов, писания, пророков и давать имущество, несмотря на любовь к нему, близким, сиротам, беднякам, путникам (не имеющим с собой средств), просящим, на освобождение невольников, и выстаивать намаз, и выплачивать закят; а также в том, чтобы исполнять договоры после заключения; и терпеливые в несчастии и бедствии – это те, кто был правдив, это они – богобоязненные». (Сура «Аль-Бакара», 172)

Этот аят содержит такую всеобъемлющую информацию, что ее трудно представить. По сути, здесь также заключен весь смысл Ислама, выражающий диалектическое единство адаба и ибады, нравственности и выполнения ритуалов. В краткой цитате заключена вся педагогика мусульман, направленная на формирование высших душевных качеств личности.

Естественно, что приближение к Всевышнему невозможно без проявления Милости, которая является одним из самых важных Имен Аллаха. Милосердное отношение к природе (без необходимости нельзя и одно дерево срубить), к людям (милость по отношению к сиротам, вдовам, нуждающимся), к себе (все, что вредит душе и телу – харам) – это истинные проявления сущности мусульман.

Диалектическая природа Ислама соединяет две противоположности, свойственные иудаизму (приоритет поклонения во вред нравственности) и христианству (приоритет духовности и практическое отсутствие ежедневного богослужения). Намаз, пост и хадж – это конкретные действия мусульман, доказывающие то, что религия без дела мертва. Только гармоничное соединение души и тела посредством выполнения ритуалов богослужения и самосовершенствование нравственности во имя Любви к Аллаху – шестой шаг, приближающий нас к Аллаху.

Нельзя быть истинным мусульманином и получить шанс приблизиться к Всевышнему без наличия в душе и сознании чувств и мыслей о социальной справедливости. Причём, это не только добросовестная выплата закята, но и справедливое отношение к тем, кто нечестными средствами накопил сверхприбыли. Таким в Коране посвящена целая сура:

تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ مَا أَغْنَى عَنْهُ مَالُهُ وَمَا كَسَبَ سَيَصْلَى نَارًا ذَاتَ لَهَبٍ وَامْرَأَتُهُ حَمَّالَةَ الْحَطَبِ فِي جِيدِهَا حَبْلٌ مِنْ مَسَدٍ

«Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба (то есть сам Абу Лахаб), и он пропал! Не помогло ему его богатство, которое он собирал, и то, что он приобрел (его дети и высокое положение в обществе). Будет он гореть в огне с пламенем, и жена его (тоже), которая носила дрова (колючки) и бросала на дорогу по которой проходил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), на шее у нее – (только) веревка из пальмовых волокон». (сура «Аль-Масад», 1-5)

Поразительный аят, как и всё содержание Корана, провозглашающий принцип негативного отношения к бессмысленному накоплению материальных богатств во вред души. Он предупреждает тех людей, которые стремятся посвятить свою бесценную жизнь богатству и деньгам, какова их перспектива в жизни будущей.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.