Как правильно входить в дом по сунне

22 Март 2017
9867

Ислам охватывает все аспекты жизни человека. В Священном Коране и в хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) имеются указания и рекомендации на все случаи жизни. В этой статье мы представляем вашему вниманию правила входа в дом, другие помещения, соблюдая при этом Сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

Входите в дом с правой ноги

Входить в любое помещение, кроме туалета и т.п. следует с правой ноги, ибо это является Сунной нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во всех одобряемых делах. Не следует при входе в дом или выходе толкать и не пинать дверь, и не нужно хлопать её.

Первым делом спрашивайте разрешения войти

Если вы собираетесь войти дом, первым делом спрашивайте разрешения у хозяина дома. Если разрешения хозяина не последует, то в этот дом нельзя входить. Возможно, тот человек, которого вы хотите видеть, занят, и поэтому вам лучше уйти.

От Абу Мусы аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الاسْتِئْذَانُ ثَلاثٌ، فإنْ أُذِنَ لَكَ وَإِلاَّ فَارْجِعْ

«Разрешения войти следует спрашивать трижды, и если тебе будет позволено войти, то входи, в противном же случае возвращайся обратно». (Бухари, Муслим)

Согласно сунне, сначала следует произнести слова приветствия, потом попросить разрешения войти, потом встать у двери дома таким образом, чтобы не видеть тех, кто находится внутри дома, а потом сказать: «Ас-саляму ‘аляй-кум, Мир вам, можно ли мне войти?» Если на это никто не ответит, те же слова следует произнести во второй раз, в третий, а потом уйти, если ответа не последует.

Можно ли продолжать спрашивать разрешения тому, кто трижды уже попросил разрешения войти, не получил ответа и решил, что его не услышали?

Имам Абу Бакр бин аль-‘Араби считал, что если он спросил разрешения, как указано выше, то не следует тотчас же продолжать спрашивать.

Представьтесь, как положено

Если человека, который попросил разрешения войти и постучал в дверь, спросят: «Кто ты?» – он должен ответить: «Такой-то, сын такого-то» или: «Такой-то, которого называют так-то» или сказать нечто подобное, чтобы тот, кто задал вопрос, получил о нём полное представление. В ответ на такой вопрос нежелательно говорить «Я», «Слуга», «Один юноша» или давать иные подобные ответы.

В известном хадисе о ночном путешествии, который передаётся от Анаса (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ثُمَّ صَعِدَ بي جِبْرِيلُ إلى السَّماءِ الدُّنْيا فَاسْتَفْتَحَ ، فَقِيلَ: مَنْ هَذَا؟ قَالَ: جِبْرِيلُ، قيلَ: وَمَنْ مَعَكَ؟ قالَ: مُحَمَّدٌ، ثُمَّ صَعِدَ بي إلى السَّماءِ الثَّانِيَةِ والثَّالِثَةِ وَسائِرِهنَّ، وَيُقالُ في بابِ كُلِّ سمَاءٍ: مَنْ هَذَا؟ فَيَقُولُ: جبْرِيلُ

«…Потом Джибрил (мир ему) вознёс меня к нижнему небу и попросил открыть его врата. Его спросили: «Кто это?» Он сказал: «Джибрил». Его спросили: «А кто с тобой?» Он сказал: «Мухаммад», после чего вознёс меня ко второму, третьему и прочим небесам, и у врат каждого неба его спрашивали: «Кто это?» – а он говорил: «Джибрил». (Бухари, Муслим)

Человек может представиться так, как его называют все, и в этом не будет ничего плохого, особенно если тот, к кому он обращается, не знает других его имён или прозвищ. Так, например, он может назвать свою кунью (почётное прозвище по имени сына, например, Абу Ахмад (отец Ахмада)) или сказать: «Я – муфтий, кадий, шейх такой-то» или представиться иным подобным образом.

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), которого звали Джундаб (говорят также, что его звали Бурайр) передается:

خرجتُ ليلةً من الليالي فإذا رسولُ الله صلى الله عليه وسلم يمشي وحدَه، فجعلتُ أمشي في ظلّ القمر، فالتفتَ فرآني فقال: مَنْ هَذَا؟ فقلت: أبو ذرّ

«Однажды ночью я вышел (из дома) и вдруг увидел посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который куда-то шёл в одиночестве. Я последовал за ним при свете луны, а через некоторое время он обернулся, увидел меня и спросил: «Кто это?» – на что я ответил: «Абу Зарр». (Бухари, Муслим)

При входе в дом начните разговор с приветствия

Согласно сунне, прежде чем говорить что-либо, следует приветствовать другого человека. Указанием на это служат многие достоверные хадисы, а также общеизвестная практика наших праведных предшественников и их последователей.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

السَّلامُ قَبْلَ الكَلامِ

«Приветствие должно предшествовать любым иным словам». (Тирмизи)

Поэтому человеку, вошедшему в дом, первым делом следует поприветствовать тех, кто там присутствует.

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:

يا بُنَيَّ إذَا دَخَلْتَ على أهْلِكَ، فسلم يكن بَرَكَةً عَلَيْكَ وعلى أهْلِ بَيْتِكَ

«О сынок, войдя в свой дом, поприветствуй (членов) своей семьи, и это станет благословением как для тебя, так и для твоей семьи». (Тирмизи)

Желательно также, чтобы человек, вошедший в свой дом, произнёс слова приветствия, даже если там никого нет. В таком случае человек должен сказать:

السَّلامُ عَلَيْنا وعلى عِبادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ

«Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин»

«Мир нам и праведным рабам Аллаха».

Так же желательно поступить и тому, кто войдёт в мечеть или в чужой дом, если там никого не будет. В таких случаях желательно говорить:

السَّلامُ عَلَيْنا وَعلى عِباد اللَّهِ الصَّالِحِين، السَّلامُ عَلَيْكُمْ أهْلَ البَيْتِ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ

«Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади Лляхи с-салихин. Ас-саляму ‘аляй-кум ахля-ль-байти, ва рахмату Ллахи ва баракату-х(у)».

«Мир нам и праведным рабам Аллаха. Мир вам, о живущие в этом доме, милость Аллаха и Его благословение».

Дуа при входе в дом

Также желательно прочитать дуа при входе в дом, и лучше всего прочитать те дуа, которые передаются от Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

От Абу Малика аль-Хариса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда человек войдёт к себе домой, пусть скажет:

اللَّهُمَّ إِنِّي أسألُكَ خَيْرَ المَوْلِجِ وَخَيْرَ المخرج، بسم الله ولجنا، وبسم اللَّهِ خَرَجْنا، وَعَلى اللَّهِ رَبِّنا تَوَكَّلْنا،

«Аллахумма, инни ас’алю-кя хайра-ль-мавлиджи ва хайра-ль-махраджи. Би-сми Лляхи валядж-на, ва би-сми Лляхи харадж-на, ва ‘аля Ллахи, Рабби-на, таваккаль-на»

О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благом входе (без вреда хозяину и себе) и о благом выходе. С именем Аллаха мы вошли, с именем Аллаха мы вышли и на Аллаха, на Господа нашего мы полагаемся”, а потом поприветствует членов своей семьи». (Абу Давуд)

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Амр бин Аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах), передаётся, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возвращался к себе домой днём, он говорил:

الحمد لله الذي كفاني وآوَانِي، والحَمْدُ لِلَّهِ الَّذي أطْعَمَنِي وَسَقاني، وَالحَمْدُ لِلَّهِ الَّذي مَنَّ عَليَّ، أسألُكَ أن تُجِيرَني مِنَ النَّار

«Аль-хамду ли-Лляхи ллязи кафа-ни ва ава-ни, ва-ль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама-ни ва сака-ни, ва-ль-хамду ли-Лляхи аллязи манна ‘аляййа! Ас’алю-кя ан туджира-ни мин ан-нар».

«Хвала Аллаху, Который защитил меня и дал мне приют. Хвала Аллаху, Который накормил и напоил меня. Хвала Аллаху, Который оказал мне благодеяние! Прошу Тебя защитить меня от огня». (Ибн Сунни)

Объявите о своем приходе

При входе в дом дайте знать о своем прибытии до того, как приблизитесь к домочадцам. Начинайте входить с приветствия и не начинайте свой разговор с криков, споров и тому подобного. Не пугайте своих домочадцев, приходя домой внезапно и входя резко.

Если в доме, в котором вы живёте, некоторые домочадцы отдыхают в своих комнатах, сначала также попросите разрешения войти, предварительно постучав в дверь. Не причиняйте им неудобств и не нарушайте их покой.

Если человек будет следовать всем вышеприведенным предписаниям, то он покажет высокий нрав мусульманина на этом свете и получит большое вознаграждение за это на том свете.

По материалам книги Имама Ан-Навави «Аль-Азкар»

Подготовил Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.