Жемчуга истории – ночь Миʻрадж

25 Апрель 2017

Томила ночь щемящей темнотой,

Пугала недоступностью познанья.

Лишь виделось: Величье и покой,

Гармония и тайна Мирозданья.

(В. Сергеечев)

Терпение, как известно, вознаграждаемо, и события, произошедшие в 27 ночь месяца Раджаб, определённо это подтверждают. В Коране есть аят, в котором сказано:

سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا إِنَّهُهُ هُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ

(смысл): «Преславен Тот, Кто перенёс Своего раба и пророка Мухаммада (телом и душой) ночью из Запретной Мечети, находящейся в Мекке, в Мечеть Аль-Акса, находящуюся в Иерусалиме, окрестности которой Мы благословили [ниспослали благодать в виде обилия плодов и урожая и посылали там много пророков]» (сура Аль-Исра: 1).

Мэтр исламской истории Ибн Саад передаёт, что Исраъ (ночное перенесение из мекканской мечети Аль-Харам в иерусалимскую мечеть Аль-Акса) и Миърадж (последующее Вознесение на небеса) произошли за 18 месяцев до Хиджры; однако Аллах знает лучше.

В ночь, украсившую историю всего человечества, любимец Аллаха утомлённый спал около Каабы, в месте, именуемом «Хиджру Исмаил», когда к нему явился ангел Джибриль (мир ему) (по другой версии, тогда к нему пришли три ангела: Джибриль, Микаил и Исрафил (мир им)).

Как передано, Джибриль увёл Пророка так тихо, что спящие рядом этого даже не заметили, и настолько стремительно, что ангел Джибриль опрокинул кувшин с водой, который Мухаммад , вернувшись обратноуспел подхватить.

После, как мы знаем, они пришли к благословенному источнику Зам-Зам, где Джибриль, не причиняя боли и не пролив ни капли крови, рассёк грудь Посланника Аллаха и извлёк его благородное сердце. Трижды омыв, он наполнил его (сердце) мудростью и верой, после чего поставил на нём печать пророчества и вложил на место. Грудь его была закрыта, и сердце лучшего из людей забилось, как и прежде.

Описывать Миʻрадж, думаю, нет необходимости, так как история эта хорошо известна и широко освещена. Мне хотелось бы затронуть непосредственно личность самого Пророка , которого Всевышний Аллах удостоил таким высоким положением.

Возвеличиванию Пророка Мухаммада этими событиями предшествовал тяжелейший период мекканского призыва – десятилетие боли, предательства и травли. Усугублялось это тем, что в том году Хабиб лишился своих самых близких людей: дяди Абу Талиба и госпожи всех женщин в Раю – своей жены Хадиджи бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах). Пророк потерял людей, которые всегда и во всём были для него крепкой опорой и надёжным тылом. Это лишний раз доказывает, что своих самых любимых рабов Аллах испытывает (и вознаграждает) больше всех остальных.

Когда читешь историю его нелёгкой жизни, становится немного не по себе от того факта, что даже близкие родственники могли себе позволить жестоко с ним обходиться. Однако потом приходит восхищение. Как всё-таки Господь миров должен любить Своего раба, чтобы, создав целый мир (дунья) ради него, возложить на него тяжёлую пророческую миссию с тем, чтобы возвеличить до предела его положение.

Об этом красноречиво повествует и тот момент, когда они с ангелом Джибрилем достигли местности (уровня) «Сидрат Аль-Мунтаха» (предела всего, до чего можно добраться), которую ни один из ангелов не смог перейти. Джибриль, остановившись, сказал, обращаясь к Пророку : «Если я сделаю ещё один шаг, то сгорю. Тут заканчивается моя степень, о Любимец Аллаха!»

Это один из самых ярких эпизодов из жизни нашего Пророка , выбитый золотой печатью на скрижалях истории, венцом которой, несомненно, был Хабиб .

Далее было вознесение Посланника Аллаха , и перед ним открылись все таинства мироздания и высший замысел всего происходящего. Тогда же на нашу умму была возложена обязанность пятикратного намаза в той форме и последовательности, в которой мы сегодня его совершаем. Говоря о даровании возможности совершать намаз, Пророк говорил: «А усладой для очей моих сделана молитва».

После возвращения Пророка из Ночного путешествия и Вознесения трудности на пути распространения религии Аллаха не закончились, однако он уже нёс в руках тот факел, который освещает дорогу исламской умме и по сей день…

Камаль Магомедов

 

Смотрите также:

Аль-Исра ва-ль-Ми‘радж – чудо Пророка

Исра ва-ль-Ми‘радж – вознесение Пророка Мухаммада