Почему мы нуждаемся в хорошем нраве

19 Июль 2017 48

Муфтий Дагестана шейх Ахмад Афанди

Потому что:

1. это следование за Пророком , потому как Аллах сказал в Коране:

وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ

(смысл): «Поистине, ты (Мухаммад) обладаешь великим нравом (самыми лучшими нравственными качествами)» (сура Аль-Калам: 4).

Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

«Качества Пророка были качествами Корана» (Ибн Хиббан);

2. обладатель благого нрава будет рядом с Пророком , как сказал сам Пророк :

«В День Суда ближе всех из вас ко мне будет тот, кто обладает наилучшим нравом» (Ибн ан-Наджар);

3. Пророк считал своей пророческой миссией облагораживание и усовершенствование нравственных качеств, как он сам сказал:

«Воистину Я был послан для усовершенствования нравов» (Джами аль-ахадис, 8892);

4. благой нрав отяготит весы раба в День Суда, как сказал Пророк :

«Нет ничего более тяжёлого на весах деяний раба в Судный день, чем благой нрав» (Абу Давуд, Тирмизи);

5. Пророк рассказал, что благой нрав – это сливки религии.

От Абу ‘Алаа ибн Шиххира (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Один человек подошёл к Посланнику Аллаха лицом к лицу и спросил: "О Посланник Аллаха! Что такое религия (дин)?" Он ответил: "Благой нрав". Потом тот подошёл справа и спросил: «О Посланник Аллаха! Что такое религия?" Тот ответил: "Благой нрав". Затем человек подошёл слева и спросил: «Что такое религия?" Опять в ответ прозвучало: «Благой нрав". Тот подошёл уже со спины и спросил: "О Посланник Аллаха! Что такое религия? ", Пророк повернулся к нему и ответил: "Разве ты не понимаешь? Религия – чтобы ты не гневался"» («Ихья ‘улум ад-дин»);

6. плохой нрав — это несчастье (шуъмун) и болезнь для его обладателя и того, кто живёт с ним.

От Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Пророка спросили: "Что такое "шуъмун" (несчастие)?" Он ответил: "Это плохой нрав"» (Ибн ‘Асакир);

7. Посланник Аллаха рассказал, что самое лучшее из качеств – это благой нрав, и невозможно, чтобы Аллах улучшил нрав человека и ввёл его в Ад.

Посланника спросили:

«"Какое из деяний самое ценное?" Он ответил: "Благой нрав"» («Ихья ‘улум ад-дин»).

Также Посланник сказал:

«Аллах не даст сгореть в Аду тому, чьё сотворение и благой нрав Он украсил» (Табарани);

8. поклонение – даже если его много – не приносит пользу без благого нрава.

«Однажды Пророку сказали: “О Посланник Аллаха! Поистине, некая женщина выстаивает ночные молитвы, постится днём, раздаёт милостыню, но у неё плохой нрав, и она причиняет вред соседям своим языком”. Пророк сказал: “Нет в ней блага, она из числа обитателей Огня!”» (Бухари в «Аль-Адабуль-муфрад» 119);

9. благой нрав – это первое, что кладут на весы раба в Судный день, и этим усиливается его вера, а из-за плохого нрава усиливается неверие. Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого.

От Абу Ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Я слышал, как Посланник Аллах сказал: "Первое, что положат на весы – это благой нрав и щедрость. Когда Аллах сотворил веру, она сказала: "О Аллах, усиль меня", – и Аллах усилил её благим нравом и щедростью. А когда Аллах сотворил неверие, то оно сказало: "О Аллах! Усиль меня", – и Аллах усилил его жадностью и плохим нравом"»;

10. благой нрав – это украшение веры. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Всевышний избрал для себя эту религию, и нет украшения вашей религии кроме щедрости и благого нрава, так украшайте вашу религию ими»;

11. человек не может отдать всем людям имущество, однако может одарить их своим благим нравом. И они полюбят его, и распространится из-за него любовь между людьми. Пророк сказал:

«Поистине, вы не сможете охватить всех людей своим имуществом, так охватите их всех своей улыбкой и благим нравом»;

12. плохой нрав портит все дела, которые совершает человек, начиная с веры и заканчивая другими деяниями. Пророк сказал: «Плохой нрав портит деяния, подобно тому, как уксус портит мёд»;

13. Посланник Аллаха обращался с мольбой к Всевышнему и просил увеличить его благие качества, а ведь известно, что он просил только о благом. Вот одна из таких его просьб в начале намаза: «О Аллах, веди меня к наилучшим нравам, ведь только Ты ведёшь к наилучшим нравам, и отведи меня от наихудших нравов, ведь только ты можешь отвести от них»;

14. благонравие растворяет грехи без остатка. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал: «Воистину, благонравие растворяет грехи, подобно солнцу, растворяющему лёд»;

15. благонравие делает жизнь человека счастливой. Посланник Аллаха сказал: «Один из признаков счастья человека – его благой нрав»;

16. благонравие сочетает в себе блага этого и того света. Анас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Умму Хабиба (да будет доволен ею Аллах) спросила Посланника Аллаха : «Что будет с женщиной, у которой в этом мире было два мужа (вышла замуж после смерти прежнего мужа), которая скончалась, и её мужья также вскоре умерли, и все они войдут в Рай – с кем она будет в Раю?»

Пророк ответил: «Она будет с тем, кто был более благонравен, о Умму Хабиба, благонравие сочетает в себе блага обоих миров».

17. благонравие возносит раба Аллаха до степени постящихся днём, выстаивающих в поклонении ночь, много поклоняющихся. Посланник Аллаха сказал: «Воистину, вдохновлённый Всевышним мусульманин благодаря своему благонравию и благородству достигает положения постящегося днём и выстаивающего в поклонении ночь».

Анас (да будет доволен им Аллах) также передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Воистину, раб Всевышнего благодаря своему благонравию достигает высоких степеней и почётных уровней Вечного мира, даже если он слаб в поклонении»;

18. скверный нрав низвергает человека до самых низких уровней Ада. Да упасёт нас Всевышний от этого. Посланник Аллаха сказал: «Воистину, раб Аллаха из-за своего скверного нрава достигает самых глубоких уровней Ада»;

19. обладатель благого нрава, поистине, лучший из людей, как сказал Пророк : «Лучшие из вас те, у которых самый лучший нрав»;

20. обладатель благого нрава близок к Всевышнему Аллаху, Пророк сказал: «Поистине, щедрый близок к Аллаху, к людям и к Раю и далёк от Ада, и поистине, скупой далёк от Аллаха, от людей и от Рая и близок к Аду»;

21. обладатель благого нрава запретен (харам) для огня Ада, то есть защищён от него. Пророк сказал: «Рассказать ли вам про того, кто будет запретен (харам) для огня Ада завтра (в День Суда)? Каждый лёгкий (нравом), мягкий (нравом), близкий (дисциплинированный на собраниях), уступчивый (великодушный в купле-продаже)»;

22. благой нрав – это благо для его обладателя. Пророк сказал: «Доброта – счастье (блага), глупость – несчастье»;

23. скверный нрав губит его обладателя и портит все его хорошие деяния. Пророк сказал: «Зависть пожирает (портит) хорошие деяния подобно тому, как огонь пожирает (сжигает) дрова»;

24. обладатель благого нрава считается обитателем Рая. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

«Однажды, когда мы сидели вместе с Посланником Аллаха , он сказал: "Сейчас к вам явится с той стороны человек из числа обитателей Рая", после чего к нам действительно подошёл один из ансаров, с бороды которого ещё капала вода, так как он только что совершил омовение, и державший свои сандалии в левой руке.

На следующий день Пророк сказал нам то же самое, после чего этот человек снова появился перед нами, как и в первый раз. На третий день Пророк , опять сказал нам эти слова, и тот человек снова предстал перед нами в том же виде, что и в первый раз.

Когда Пророк ушёл, 'Абдуллах ибн 'Амр ибн аль-'Ас (да будет доволен им Аллах) последовал за тем человеком и сказал ему: "Я поссорился со своим отцом и поклялся, что в течение трёх дней не буду приходить к нему, и если ты посчитаешь возможным приютить меня на это время, то я так и сделаю", и тот сказал: "Хорошо"».

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «А потом 'Абдуллах рассказывал, что провёл с ним три дня, но не видел, чтобы он хоть немного молился по ночам, и только когда он просыпался и начинал ворочаться в своей постели, то поминал Аллаха Всемогущего и Великого. И так продолжалось до тех пор, пока он не поднимался на утренний намаз».

'Абдуллах сказал: «Однако я не слышал, чтобы он говорил что-нибудь кроме благого, а когда прошло три дня, после которых я стал относиться к тому, что он делал, чуть ли не с пренебрежением, я сказал ему: “О раб Аллаха, я не ссорился со своим отцом и не покидал его, но я слышал, как Посланник Аллаха трижды говорил: "Сейчас к вам подойдёт человек из числа обитателей Рая". Затем трижды появлялся ты, и я захотел побывать у тебя, чтобы посмотреть на твои дела и последовать твоему примеру, однако я не заметил, чтобы ты совершал много благих дел, так благодаря чему же ты достиг того, о чём сказал Посланник Аллаха ?” Он сказал: "Я делаю лишь то, что ты видел", а когда я собрался уходить, он обратился ко мне и добавил: "Я делаю лишь то, что ты видел, но ещё нет у меня желания обманывать никого из мусульман, и я не завидую никому, когда Аллах дарует ему благо"».

И тогда ‘Абдуллах сказал: «Это и есть то, что возвысило тебя!»;

25. человек никогда не постигнет сущности веры, кроме как улучшением нрава. Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в чьей воле душа Мухаммада, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не побудить ли вас к тому, что обеспечит вам всё это? Распространяйте салам между собой»;

26. плохой нрав – это пагубная болезнь, из-за которой погибли предыдущие общины, и от которой нас остерегал Посланник Аллаха словами: «Поистине, постигнет мою общину болезнь предыдущих народов». Они спросили:

«Что это за болезнь предыдущих народов?» Он ответил: «Злоба, вероломство, увеличение имущества, состязание за мирское, гнев друг на друга, зависть друг к другу – до того, что будет притеснение, а потом смута»;

27. обладатель плохого нрава ненавистен Пророку , а обладатель хорошего нрава ему любим. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал: «Наиболее любимы из вас для меня и ближе всех ко мне в день Суда те, кто лучше нравом; и наиболее гневят меня и далеки от меня в день Суда те, кто много разговаривает, хвастаясь, и те, кто горделив в речи (разговаривает с издёвкой)»;

28. Всевышний Аллах призовёт благонравного в день Великого Суда перед всеми творениями и наградит его за благонравие. От Посланника Аллаха передаётся: «Того, кто сдержит свой гнев, имея возможность проявить его, Всевышний призовёт в день Великого Суда перед всеми творениями и даст ему на выбор ту гурию, которую он пожелает»;

29. благонравие поддерживает человека в преклонном возрасте. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал: «Юноше, который проявит почтение к старцу из-за его возраста, Всевышний непременно направит того, кто окажет ему почтение в старости»;

30. скверный нрав препятствует прощению Всевышнего Аллаха. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха сказал: «Врата Рая открываются каждый понедельник и четверг, и каждому рабу, не придававшему Аллаху никого в сотоварищи, прощаются грехи, за исключением человека, у которого между ним и его братом была ненависть и вражда. После чего говорится: “Отсрочьте этим двоим, пока они не помирятся, отсрочьте этим двоим, пока они не помирятся, отсрочьте этим двоим, пока они не помирятся”». (Муслим)

31. обладатель скверного нрава не войдёт в Рай. От Хумама бин Хариса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды мимо Хузайфы ибн Ямана (да будет доволен им Аллах), прошёл человек, Хузайфе сказали, что он доносит о людях правителям, Хузайфа ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: "Не войдёт в Рай сплетник…"»;

32. скверный нрав является признаком лицемерия, в то время как благой нрав является одним из признаков веры. От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал: «Стыдливость и немногословность – две ветви имана, а сквернословие и болтливость – две ветви лицемерия…»;

33. благой нрав в этом мире даёт такие плоды, как высокое положение, благословение и благородство. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк казал:

«Милостыня не уменьшает имущество. Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других, ничего, кроме славы, а того, кто проявит смирение ради довольства Аллаха, Аллах непременно возвышает» (Муслим).

34. плохой нрав – мрак Судного дня. От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк сказал: «Несправедливость – мрак Судного дня»;

35. Всевышний Аллах накажет обладателя скверного нрава соответственно его нраву. От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк поднялся на минбар и громко воззвал:

«О те, которые приняли Ислам на словах, но чьи сердца не прониклись ещё верой, не причиняйте страданий мусульманам, не стыдите их, не выискивайте у них недостатков – воистину, у того, кто будет выискивать недостатки у своего брата мусульманина, Аллах будет выискивать недостатки, а если недостатки будет выискивать Всевышний, то Он опозорит его, даже если тот будет скрываться в глубине своего дома»;

36. Посланник Аллаха просил защиты у Всевышнего от скверного нрава, поскольку это бедствие.

Приводится, что Посланник Аллаха обращался ко Всевышнему с такой мольбой: «О Аллах, защити меня от того, чтобы стать причиной раздоров, защити меня от лицемерия и скверных нравов»;

37. благонравие открывает широкие двери для обильного и благословенного удела. Яхья ибн Муаз сказал: «Воистину, в укрепление благих нравов человека открывает сокровищницу его удела»;

38. благонравие – это фундамент и основа религии. Яхья ибн Муаз сказал: «У всякого строения есть фундамент, а фундаментом Ислама является благонравие».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.