Добродушие Ислама к животным из истории Ахмада Ад-Дардира

27 Январь 2018 4459

Шейх Усама Азхари (известный во всем исламском мире учёный-богослов из Египта) рассказал об одном случае: Имам Шамс ибну Тулун аль-Ханафи в своей книге «Аль-Фульк аль-машхун фи ахваль аш-Шамс ибн Тулун» отвёл отдельную главу под названием «Изхар ас-сир фи-ма варада фи аль-хирр» для пророческих историй, связанных с кошками. И он пишет: «Если кошка приближалась к Пророку , он опускал свою чашку, чтобы она могла попить, при этом он говорил: "Эти создания живут и перемещаются среди вас"».

Здесь, в благородном Аль-Азхаре, великий имам шейх аль-ислам, учёный маликитского мазхаба Ахмад Ад-Дардир однажды проводил урок, а кошка бродила среди рядов его учеников, и один из них грубо оттолкнул её. Имам Ад-Дардир был глубоко поражён и опечален этим поступком.

Он встал со своего места и забрал кошку к себе. Затем отделил небольшой кусочек от своей пищи и положил её перед кошкой, чтобы она смогла поесть, и всё это время он держал кошку на коленях. Со следующего дня, когда бы шейх ни приходил в мечеть, чтобы обучать студентов, он всегда давал кошке что-нибудь из своей пищи. После этого кошек становилось всё больше и больше, и спустя некоторое время, когда бы шейх ни приходил в мечеть Аль-Азхара, более двухсот кошек окружали его и оставались у его ног.

Однако мы видим, что люди называют мусульман террористами. Мы говорим, что мы хотим быть добрыми даже к животным. Люди Ислама, когда учение этой религии глубже проникает в их сердца, не забывают о защите надлежащих прав как неразумных животных, так и людей.

Более того, головы мусульман заняты мыслями о заботе обо всех живых существах. Потому что каждая вещь во Вселенной прославляет Бога, и, следовательно, каждая вещь имеет право на определённую неприкосновенность, и на нас лежит обязанность выстраивать связи с ними, обращаться с ними с любовью и добротой, до такой степени, что Пророк сказал: «Ухуд – это гора, которая любит нас, а мы любим её». (аль-Бухари и Муслим)

Также он сказал: «Когда умирает распутный раб Аллаха, облегчение даётся поклоняющимся, земле, деревьям и животным». Потому что поклоняющиеся – земля, деревья и животные – все они страдают от рук распутного грешника. Доказательством этому являются слова Аллаха:

فَمَا بَكَتْ عَلَيْهِمُ السَّمَاءُ وَالْأَرْضُ وَمَا كَانُوا مُنظَرِينَ

«Небеса и земля не оплакивали их, и не была им дана отсрочка». (сура Ад-Духан: 29)

Это означает, что, когда умирают добрые и праведные люди, небеса и земля оплакивают их и скорбят о своей потере.

В прошлые времена у нас были масакии (места с водой для питья) для собак и других животных. На некоторых крупных площадях Каира можно найти места с пресной водой, предназначенной для прохожих. На верхнем уровне была чистая пресная вода для питья людей, лишняя вода стекала вниз в емкость для крупных животных (лошадей и т.д.).

Ещё ниже обычно помещалась ёмкость для меньших животных, таких как собаки, и еще меньше, почти уже на уровне земли, была вода для кошек. Был даже специальный человек, который должен был чистить эти места для собак, и он получал зарплату из казны или вакфа. Были назначены работники, которые должны были ходить по округе и очищать места водопоя от всего, что попадало в них: листьев, грязи и т.д.

Здесь, в мечети Мухаммада аль-Бик Абу ал-Дахаба напротив Аль-Азхара, есть вакф, специально предназначенный для размещения кормушек с едой на верхушках минаретов для птиц, чтобы они могли питаться, потому что у них есть право на пищу.

Люди, находившиеся в тесной связи с шейхом Зайдом бин Султан ан-Найханом, бывшим президентом Эмиратов (да смилостивится над ним Аллах и да благословит его род), рассказывали, что шейх был воплощением человечности. Бывало, он лично приезжал на место работ и своими руками клал асфальт вместе с рабочими. И это глава целого государства!

Однажды он указал своим приближенным на необходимость проложить водопровод длиной 30-40 км из одной местности в другую, так, чтобы через определённые промежутки по всей длине водопровода были установлены контейнеры с выходом для воды. Его спросили: «Всё будет исполнено, однако в чём смысл установления этих контейнеров? Это ведь пустыня?». Он ответил: «Насекомые на земле и птицы в небе в этой пустыне так же, как и мы, имеют право на эту воду…».

Муфтий доктор Али Джума учил нас, объясняя благословенный хадис о женщине, которая войдёт в адский огонь из-за плохого обращения со своей кошкой (она морила её голодом). Он говорил, что люди знания толковали этот текст широко.

Текст этого хадиса применим не только к женщинам. Он упоминает женщину, которая была наказана, но разве обязательно, чтобы это была именно женщина? Это разве означает, что мужчина, нанёсший вред животному, не будет наказан? Конечно же, нет. Нет разницы, кто совершил подобное деяние: мужчина или женщина, старый или молодой. Каждый, кто будет жестоко обращаться с созданиями Аллаха, будет наказан.

Точно так же наказание не может ограничиться только теми, кто жестоко обращается именно с кошкой. Разве те, кто плохо обращался с собакой, не будут наказаны? Нет, все они однозначно понесут свое наказание вне зависимости от того, какое конкретно животное подверглось плохому обращению: кошка или собака, любое животное, любое творение Аллаха.

Разве ограничивается это правило только теми, кто плохо обращается с животными? Нет, на самом деле это правило распространяется на всё сущее. Любой, кто вредит чему-либо живому – агрессор, посягающий на Божьи творения. Текст этого хадиса помогает верующему понять на примере этой конкретной женщины, которая несёт наказание за вред, причинённый ею кошке, что ни один человек никогда не должен вредить любому другому творению.

И если мы донесём эти слова до других цивилизаций, культур, обществ, народов, переведём на разные языки, то мы будем иметь реальное преимущество перед всем миром, в том, что мы не только взываем к правам всего живого, но и всего сущего: каждого существующего предмета и вещи.

Мусульманин понимает, что каждое создание вокруг него имеет свои права, и каждый мусульманин несёт ответственность перед Всевышним Аллахом за соблюдение прав всего существующего: живого и неживого, людей, растений и животных. И нет силы и мощи ни у кого, кроме как у Аллаха, но (к сожалению, в данном случае) большинство людей этого не разумеют.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Подготовили Насир Сулейманов и Магомед Амиров

 

Смотрите также:

Ислам - религия мира, добра и созидания

Отношение к животным в Исламе

Важность благого отношения к животным!

Собака друг человека

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.