Как понимать слова: «В Раю вы будете с теми, кого любите»?

25 Май 2018 5014

Вопрос: Я знаю, что есть хадис, в котором сказано: «В Раю человек будет с теми, кого он любит». А если те, кого мы любим, не попадут в Рай?

Ответ:

Передаётся несколько хадисов, в которых передаётся, что человек в Судный день будет с тем, кого он полюбил.

От Али (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

ثلاث هن حق: لا يجعل الله من له سهم في الإسلام كمن لا سهم له، ولا يتولى اللهَ عبدٌ فيوليه غيره، ولا يحب رجل قوماً إلا حشر معهم

«Есть три вещи, и они являются истиной: Аллах не уподобит того, у кого есть доля в Исламе, тому, у кого её нет. И если раб примет Аллаха своим покровителем, Аллах не отдаст его под покровительство другого. И человек будет воскрешён в День суда с теми, кого он полюбил». (Табари, «Муъджам авсат», 6/293)

Также от Анаса Ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ رَجُلًا سَأَلَ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ السَّاعَةِ ، فَقَالَ : مَتَى السَّاعَةُ ؟ قَالَ : وَمَاذَا أَعْدَدْتَ لَهَا ؟ قَالَ : لاَ شَيْءَ ، إِلَّا أَنِّي أُحِبُّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَقَالَ : أَنْتَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ

«Один человек подошёл к Пророку и спросил его о Судном дне: «Когда наступит Час?». «А что ты приготовил для этого дня?» – спросил Пророк . Он ответил: «Я не приготовил ничего, но я люблю Аллаха и Его Посланника ». Тогда Пророк сказал: «Ты будешь с тем, кого ты полюбил».

Впоследствии Анас (да будет доволен им Аллах) говорил:

فَمَا فَرِحْنَا بِشَيْءٍ فَرَحَنَا بِقَوْلِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : أَنْتَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ

«И ничему не радовались мы так сильно, как словам Посланника Аллаха : "Ты будешь с тем, кого ты полюбил"».

А потом Анас (да будет доволен им Аллах) добавил:

فَأَنَا أُحِبُّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَبَا بَكْرٍ وَعُمَرَ ، وَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ مَعَهُمْ بِحُبِّي إِيَّاهُمْ وَإِنْ لَمْ أَعْمَلْ بِمِثْلِ أَعْمَالِهِمْ

«Ведь я люблю Мухаммада , Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) и надеюсь, что буду вместе с ними в Раю по причине моей любви к ним, хотя я и не совершил такие деяния, какие они совершали». (Бухари)

Также сообщается, что Абдуллах Ибн Мас’уд (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:

جاء رجلٌ إلى رَسُولِ الله صلى الله عليه وسلم ، فَقَالَ : يَا رَسُول الله ، كَيْفَ تَقُولُ في رَجُلٍ أَحَبَّ قَوْماً وَلَمْ يَلْحَقْ بِهِمْ ؟ فَقَالَ رَسُول الله صلى الله عليه وسلم: المَرْءُ مَعَ مَنْ أحَبَّ

«Как-то раз к Посланнику Аллаха пришёл один человек, который спросил его: "О Посланник Аллаха, что скажешь ты о том человеке, который любит (других) людей, но он ещё не достигает их уровня перед Аллахом»?" На это Пророк сказал: "Этот человек будет с теми, кого он любит"». (Бухари, 6169; Муслим, 2640)

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис, пишет следующее:

«Во всех версиях (риваятах) хадисов, где говорится, что человек будет с теми, кого он любит, перечисляются достоинства любви к Всевышнему Аллаху, Его Посланнику, праведникам и хорошим людям вне зависимости от того, живы они или нет.

А достоинствами любви к Всевышнему Аллаху и Его Посланнику является следование их предписаниям, отказ от того, что они запретили, и воспитание в себе адабов, соответствующих шариату.

Для того, чтобы человек получил пользу от этой любви к праведникам, ему необязательно самому совершать такие же деяния, как у праведников, которых он любит. Ведь если бы он совершал такие же деяния, он сам стал бы одним из них и был бы таким же праведником, как они.

Об этом однозначно говорится в хадисе: "… который любит других людей, но он ещё не достигает их уровня перед Аллахом". Поэтому из пребывания этого человека вместе с праведниками не вытекает в обязательном порядке, что он должен достичь их уровня и будет получать такое же вознаграждение, как и они». («Шарх Сахих Муслим», 16/186)

Однако не стоит надеяться на то, что достаточно просто полюбить праведников, чтобы оказаться вместе с ними в Раю. Эта любовь должна быть настолько искренней, чтобы побуждать человека следовать их примеру и совершать такие же хорошие деяния, как и они.

Абу Хамид Аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) об этом пишет следующее:

 «Сказал Хасан Аль-Басри: «О сын Адама! Пусть тебя не обманывают слова тех, кто цитирует хадис: «Человек будет с теми, кого он любит». Поистине, ты не присоединишься к праведным людям, не совершая такие же деяния, как и они. Ведь иудеи и христиане любят своих пророков (мир им), однако они не будут вместе с ними».

Эти слова Хасана Аль-Басри указывают на то, что одной лишь любви к праведникам без соответствия им хотя бы в некоторых делах (поступках) или во всех делах не приносит человеку пользу». («Ихья ʻулюм ад-дин», 2/160)

Таким образом, получается, что любовь к праведникам – это фактически форма поклонения, потому что это любовь ради Аллаха. Именно поэтому сказано, что человек будет в Раю с теми людьми, кого он любил такой любовью (ради Аллаха).

В этом хадисе не имеется в виду естественную любовь к членам семьи, жёнам/мужьям, детям. Так что если родственники какого-то человека окажутся в числе несчастных, которые не попадут в Рай, это не значит, что он будет вместе с ними. А Аллах знает лучше.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь

информацией с друзьями!

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.