Всевышний Аллах предписал верующим соблюдать пост в месяц Рамадан. Постящийся целый день воздерживается от питья и еды, и очень важно, как он будет разговляться. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рекомендовал для разговения финики, ибо в них заключается большая польза для организма постящегося.
Со слов Сальмана ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا كَانَ أَحَدُكُمْ صَائِمًا، فَلْيُفْطِرْ عَلَى التَّمْرِ، فَإِنْ لَمْ يَجِدِ التَّمْرَ، فَعَلَى الْمَاءِ فَإِنَّ الْمَاءَ طَهُورٌ
«Если кто-либо из вас соблюдал пост и собирается разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, то – водой, ибо, поистине, вода очищает». (Имам Ахмад, 16226; Абу Дауд, 2355; Ибн Маджах, 1699; Тирмизи, 658)
Исходя из этих слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы можем сказать, что и он сам разговлялся финиками. А когда фиников не было, то разговлялся водой. Это подтверждают и другие хадисы, которые передают от Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
В том, что человек завершает соблюдение поста именно финиками или водой, заключена глубокая мудрость. Не считая того, что финик является очень полезным питательным фруктом, он представляет собой самостоятельное блюдо, ведь со времён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и до него арабы питались финиками и рассматривали их в качестве основной еды. Это доказывает и тем, что при разговении финиками у человека возникает чувство насыщения. Более того, употребление фиников очень благотворно влияет на работу кишечника. О пользе употребления фиников, особенно на голодный желудок, можно рассказать очень много.
Что же касается воды, то она является источником как физического, так и духовного очищения. Она утоляет жажду и дарит свежесть желудку. Польза фиников и воды не ограничивается только этим. Существует множество других видов пользы.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:
كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُفْطِرُ قَبْلَ أَنْ يُصَلِّيَ عَلَى رُطَبَاتٍ، فَإِنْ لَمْ تَكُنْ رُطَبَاتٌ فَتُمَيْرَاتٌ، فَإِنْ لَمْ تَكُنْ تُمَيْرَاتٌ حَسَا حَسَوَاتٍ مِنْ مَاءٍ
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда разговлялся перед тем, как приступить к совершению вечернего намаза, съедая несколько свежих фиников, а если свежих не было, то – сушёными финиками, а если не было и сушёных фиников, то он делал несколько глотков воды». (Абу Дауд, 2356; Тирмизи, 696)
Не каждый постящийся имеет возможность разговляться финиками. Ведь в различных странах существуют различные условия жизни. Возможно, в какой-то местности финики – дефицитный товар, и финансовое положение не позволяет человеку купить их, или просто он оказался во время разговения в пути или в том месте, где нет возможности достать финики.
В таких случаях он может спокойно разговляться водой и тем самым исполнить сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). А если и вода недоступна, едой для разговения могут послужить другие продукты, но и в этом случае предпочтительно разговляться едой, которой не коснулся открытый огонь.
Что же касается точного количества фиников, которым разговлялся Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то об этом говорится в хадисе, который передаётся от Анаса (да будет доволен им Аллах):
كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُحِبُّ أَنْ يُفْطِرَ عَلَى ثَلَاثِ تَمَرَاتٍ ، أَوْ شَيْءٍ لَمْ تُصِبْهُ النَّارُ
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) любил разговляться тремя финиками или тем, чего не коснулся открытый огонь». (Абу Я‘ля, 3305)
Поэтому, следуя сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), нам тоже желательно разговляться тремя финиками. Три – это нечётное количество (витр), а Всевышний Аллах любит, когда все благие деяния совершаются в нечётном количестве.
Что же касается принятия пищи постящимся, то ему желательно, разговевшись тремя финиками, глотком воды или в отсутствие этого другой едой, спокойно совершить вечерний намаз. После намаза можно приступить к принятию пищи.
Однако, если постящийся так сильно проголодался, что не осталось сил полноценно совершить намаз, то ему лучше вначале немного поесть, а потом совершить вечерний намаз, дабы во время намаза его не отвлекали мысли о еде. Если человек, совершая намаз, думает о еде, то его концентрация на духовной составляющей намаза может быть неполной.
Аналогичное решение действительно относительно ситуации, когда к моменту наступления времени вечернего намаза стол уже накрыт. В этом случае также желательно вначале поесть, а потом совершить намаз, ибо молящийся постоянно будет отвлекаться на посторонние мысли и будет торопиться с намазом, чтобы поскорее сесть за стол.
Муслим Абдулаев