Одним из самых благих деяний, которое приближает верующего к Создателю Небес и Земли, является почитание родителей. Почитание родителей подразумевает доброе отношение к ним, когда они живы, а также после их смерти.
Почитание родителей является одним из важнейших вопросов в жизни человека. Повиновение родителям во всём, что не противоречит Шариату – одна из обязанностей, которую возложил Аллах на детей. Всевышний связал довольство родителей с довольством Аллаха.
В Священном Коране почитание родителей связано с поклонением только Аллаху, а благодарность им – с благодарностью Всевышнему. Ведь почитание родителей, благодеяние и милость к ним считаются одними из лучших деяний человека.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ۚ إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا
(смысл): «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям относились с почтением. Если достигнет рядом с тобой старости один из них или оба, то не говори им даже “Уф!”, не кричи на них и говори им благородные слова». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Исраъ: 23)
Всевышний предупреждает нас о том, чтобы мы не выражали даже своё раздражение по отношению к престарелым родителям, ведь их слабости и недостатки во многом обусловлены возрастом.
Застав живыми своих родителей или одного из них, верующий получает бесценное сокровище и прекрасный шанс достичь довольства Всевышнего, а потом попасть в Рай. А довольство Аллаха и Рай является одной из основных целей верующего. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) порицал человека, который упустил этот шанс.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
رَغِمَ أَنْفُ، ثُمَّ رَغِمَ أَنْفُ، ثُمَّ رَغِمَ أَنْفُ، قِيلَ: مَنْ يَا رَسُولَ اللهِ قَالَ: مَنْ أَدْرَكَ أَبَوَيْهِ عِنْدَ الْكِبَرِ، أَحَدَهُمَا أَوْ كِلَيْهِمَا فَلَمْ يَدْخُلِ الْجَنَّةَ
«Позор, позор и ещё раз позор!» Его спросили: «Кому, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Тому, кто застал своих родителей (одного или обоих) в преклонном возрасте, а затем (из-за небрежного отношения к ним) лишился Рая». (Муслим, 2551)
Одним из хадисов о достоинствах и высоком положении родителей перед детьми, особенно отца, является хадис, переданный от Абу Ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) имамами Тирмизи, Ибн Маджахом, Ибн Хиббаном и др., в котором сообщается, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
الْوَالِدُ أَوْسَطُ أَبْوَابِ الْجَنَّةِ، فَحَافِظْ عَلَى وَالِدَيْكَ أَوِ اتْرُكْ
«Родитель — это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то можешь лишиться этих врат или сохранить их». (Ибн Маджах, 2089; Тирмизи, 1900)
В той версии этого хадиса, которую передал Ибн Хиббан в своём сборнике хадисов «Сахих» от Абу ‘Абдуррахмана Ас-Сулами (да будет доволен им Аллах), сообщается следующее:
أَنَّ رَجُلًا أَتَى أَبَا الدَّرْدَاءِ فقَالَ إِنَّ أَبِي لَمْ يَزَلْ بِي حَتَّى تَزَوَّجْتُ وَإِنَّهُ الْآنَ يَأْمُرُنِي بِطَلَاقِهَا قَالَ مَا أَنَا بِالَّذِي آمُرُكَ أَنْ تَعُقَّ وَالِدَكَ وَلَا أَنَا بِالَّذِي آمُرُكَ أَنْ تُطَلِّقَ امْرَأَتَكَ غَيْرَ أَنَّكَ إِنْ شِئْتَ حَدَّثْتُكَ مَا سَمِعْتُ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سَمِعْتُهُ يَقُولُ "الْوَالِدُ أَوْسَطُ أَبْوَابِ الْجَنَّةِ فَحَافِظْ عَلَى ذَلِكَ إِنْ شِئْتَ أَوْ دَعْ
«Однажды какой-то человек пришёл к Абу Ад-Дарде (да будет доволен им Аллах) и сказал: "Поистине, мой отец не оставил меня в покое, пока я не женился, но теперь он велит мне развестись с женой". На это Абу ад-Дарда сказал: "Я не желаю относиться к числу тех, кто повелевает тебе ослушаться родителей, или к тем, кто велит тебе развестись со своей женой. Если ты желаешь, я расскажу тебе то, что я слышал от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Я слышал, как он говорил: “Родитель – это срединные врата Рая, так охраняй эти врата, если желаешь, или оставь их”». (Ибн Хиббан, 425)
То есть отец – это наилучшие врата Рая, и ты можешь либо войти в Рай через эти врата, если будешь относиться к нему с должным почтением и повиноваться ему, либо сам лишить себя этой возможности. Ключ от Рая в наших руках. Наши родители – наш Рай. Хочешь – строй его, хочешь – ломай.
Имам Мулла ‘Али аль-Кари в своей книге «Миркат аль-Мафатих шарх Мишкат аль- Масабих», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«Аль-Кади ‘Ияз сказал: "Под срединными вратами подразумеваются самые лучшие и самые высокие врата. Это подразумевает, что, поистине, наилучшее, что приводит в Рай, и является путём достижения этого высокого положения – это покорность родителю и проявление уважения и внимания к нему".
Другой сказал: "У Рая есть много врат, и самые прекрасные для входа – это срединные. И средством для входа в эти врата является соблюдение прав отца".
Под словом "родитель" здесь подразумевается и отец, и мать или только отец, но если относительно отца озвучено такое решение, то мать ещё больше заслуживает достойного отношения».
Даже если в этом хадисе имеется в виду, что покорность только отцу является причиной входа в эти врата Рая, это также касается и матери. Ведь покорность матери больше заслуживает быть этой причиной, потому что передаётся очень много указаний и побуждений к почитанию матери.
Из этого хадиса мы понимаем, как важно почитать родителей, исполнять покорно все их приказы и повеления. Развод с женой является ненавистным для Всевышнего действием, но, когда отец повелевает сделать это, сыну следует выполнить даже такое повеление отца, чтобы он считался человеком, почитающим родителей.
Из этого хадиса мы понимаем, что родитель является срединным, то есть самым лучшим и самым главным входом в Рай. Поэтому нам следует всегда стараться почитать родителей, проявлять к ним доброе отношение и избегать невыполнения их повелений.
Мы должны помнить, что дети обязаны подчиняться своим родителям и всегда стараться угодить им во всём, что не противоречит повелениям Всевышнего. Детям надлежит всегда помнить о том, что довольство Аллаха – в довольстве родителей, и гнев Аллаха – в гневе родителей.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Мухаммад Султанов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».